новость Отсрочное освобождение

Политзек Витишко освобожден из колонии
22.12.2015
Евгений Витишко сразу после освобождения. Фото: @ewnc_org

Евгений Витишко сразу после освобождения. Фото: @ewnc_org

Член совета Экологической вахты по Северному Кавказу Евгений Витишко освобожден из колонии-поселения № 2 в поселке Садовый Кирсановского района Тамбовской области. Об этом "Граням" сообщил координатор Эковахты Андрей Рудомаха, вместе с коллегами по организации встречавший политзека у ворот колонии.

В первом интервью на свободе Витишко сообщил "Граням", что продолжит общественную деятельность и не собирается уезжать из страны. Он поблагодарил всех участников международной кампании за его освобождение.

Ранее во вторник судья Тамбовского облсуда Вадим Отт подтвердил постановление Кирсановского райсуда о замене Витишко неотбытой части срока ограничением свободы. После этого решение вступило в законную силу.

Суд первой инстанции вынес свое постановление 10 ноября, и, если бы не протест прокуратуры, Витишко был бы освобожден уже 21-го числа того же месяца. Однако за день до этой даты, 20 ноября, заместитель тамбовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Анатолий Лютов подал в облсуд апелляционное представление на это решение, сорвав таким образом его вступление в законную силу.

При этом протест прокуратуры касался не самого существа решения, а формального нюанса: Лютов попросил запретить Витишко на срок 1 год 3 месяца выезжать за пределы Славянска-на-Кубани, где прописан активист.

Между тем в ходе заседания во вторник прокуратура согласилась с доводами защиты и изменила содержание своего представления, попросив суд ограничить перемещения Витишко не Славянском-на-Кубани, а Туапсинским районом, поскольку фактически эколог живет в Туапсе. Именно такое решение и принял судья Отт.

Подачу Лютовым апелляционного представления защита Витишко связала с проанонсированным участием эколога в Общероссийском гражданском форуме, который прошел в Москве 21-22 ноября. Предполагалось, что после освобождения эколог, не заезжая домой, посетит Москву и даст пресс-конференцию в рамках этого форума. Как можно заключить из объяснений защиты, прокуратура получила указание сорвать эту поездку.

В знак протеста против действий надзорного ведомства Витишко 23 ноября объявил голодовку, однако, три недели спустя, 14 декабря, снял ее сославшись на состояние здоровья.

20 июня 2012 года судья Туапсинского райсуда Кубани Галина Авджи приговорила Витишко и его коллегу Сурена Газаряна к трем годам условно с двухлетним испытательным сроком по обвинению в порче забора на даче тогдашнего губернатора региона Александра Ткачева, ныне главы Минсельхоза России. Позже против Газаряна возбудили новое дело; он скрылся из страны и получил политическое убежище в Эстонии.

20 декабря 2013 года судья Туапсинского горсуда Игорь Милинчук по представлению уголовно-исполнительной инспекции заменил Витишко условный срок трехлетним заключением в колонии-поселении. 12 февраля 2014-го судья Краснодарского крайсуда Андрей Коннов оставил это решение в силе.

Евгений Витишко, бывший политзаключенный

Любое количество времени в изоляции для такого человека, как я, ведущего активный образ жизни, - это долго. Для меня это было бесконечно долго. Единственное, что скрадывало это время, - письма. Огромное количество писем и информации - вот что поддерживало меня все это время. Я получал распечатки из интернета, письма от россиян, американцев, очень много было голландских открыток - я чувствовал, что люди знают, что происходит, "заборную тему" довели до абсурда. Мне помогла остаться самим собой поддержка с воли, в том числе общественных организаций, как международных, так и российских. Я им очень признателен.

Размышляя о том, что привело меня за решетку, - об активной позиции, экологической деятельности, когда мы стали влиять на власть, участвовать в выборах, - я ни о чем не жалею. Сейчас выборов нет, вопросы экологии стали вопросами политическими, а темы, которые поднимает гражданское общество, властью полностью игнорируются.

Дальше буду заниматься тем, чем и занимался, грубо говоря, до посадки. Над этим было время подумать. Я много писал. Например, мы пытаемся выпустить "Тюремную кашу" - такие размышления о жизни в тюрьме, но не о моей жизни в тюрьме, а в целом о жизни в России. В том же духе и продолжу.

Конкретных планов деятельности на ближайшее время нет, многое зависит от того, как поведут себя власти. А то я могу и не доехать до места, где собираюсь жить. В любой момент можно ожидать какой-то провокации. Я не исключаю, что выпустили - а завтра так же цинично нарисуют, что я где-то на остановке ругался матом, хотя я даже в тюрьме не научился ругаться матом.

За время, пока я был в тюрьме, нам удалось объединить ранее необъединяемые вещи - экологические, правозащитные, международные и российские организации - в один серьезный кулак. Плюс к этому делу подключился и Совет по правам человека, и уполномоченный по правам человека в России. В отличие от Михаила Валентиновича Саввы (краснодарский профессор, приговоренный к условному сроку и уехавший из России. - Ред.), который сказал, что больше не будет работать в направлении взаимодействия с существующей властью, потому что это бесполезно, я еще хочу найти точки взаимодействия, надеясь, что власть можно повернуть в обратную сторону. А не тем местом, которым она сейчас стоит к гражданскому обществу.

А что касается эмигрантов... Мне очень жалко было, что Чирикова (экоактивистка Евгения Чирикова живет в Эстонии. - Ред.) и многие другие уехали из России, а я этого делать не собираюсь. Тем, что мы здесь находимся, мы показываем, что гражданское общество, которое должно быть в российской стране, оно есть и мы способны бороться. Мы сильны, умны, вопрос только в том, какие механизмы дальше использовать. Я думаю - найдем.

Грани.Ру, 22.12.2015

22.12.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме