Pussy Riot: cуд не дал слова Улицкой и Навальному
Хамовнический суд Москвы в четверг отказался допросить свидетелей защиты Pussy Riot - писательницу Людмилу Улицкую, политика Алексея Навального и исламского теософа Гейдара Джемаля. Как сообщает РАПСИ, судья Марина Сырова отказалась выслушать соответствующее ходатайство защиты. Улицкая и Джемаль находились в суде, Навальный должен был туда приехать с другого судебного заседания. По словам адвоката Марка Фейгина, Навальный собирался "рассказать, что это (панк-молебен в ХХС. - Ред.) была именно политическая акция, а не хулиганство".
"Политическая составляющая в этом процессе несомненна", - считает Улицкая. "Я глубоко уверена, что надо освободить девушек немедленно", - говорится в тексте, подготовленном ею для суда и опубликованном на сайте журнала The New Times.
Как пояснила по окончании слушания пресс-секретарь Хамовнического суда Дарья Лях, ходатайства защиты и подсудимых о вызове свидетелей преждевременны, поскольку на данной стадии процесса свои доказательства суду предоставляет сторона обвинения. "Защита не лишена возможности подать эти ходатайства на соответствующей стадии процесса", - цитирует Лях сайт "Новой газеты".
В четверг суд заслушал показания двух свидетелей обвинения - отца Екатерины Самуцевич и уборщицу Елоховского собора, где за два дня до акции в ХХС участницы Pussy Riot провели "репетицию" панк-молебна. Третий свидетель обвинения - однокурсница Марии Алехиной Мотильда Иващенко - отказалась давать показания, сославшись на плохое самочувствие. Суд несколько раз объявлял перерыв, чтобы ее найти.
Станислав Самуцевич отказался от показаний, данных на предварительном следствии. В зачитанных показаниях речь шла, в частности, о дурном влиянии Надежды Толоконниковой на его дочь. По словам Самуцевича, он считал, что ведет неформальную беседу со следователем. В суде прокурор спрашивал Станислава Самуцевича, кто приходил в гости к его дочери, каковы ее убеждения и знакома ли она с "так называемыми приверженцами современного искусства".
Слушания по существу дела о панк-молебне начались в понедельник. Суд допросил потерпевших, которые рассказали о своих моральных страданиях. Марине Сыровой пять раз заявлялся отвод, в том числе один раз - стороной потерпевших. Судья отклонила эти требования.
В четверг из здания Хамовнического суда были эвакуированы все сотрудники и посетители из-за сообщения о бомбе. "Звонок поступил в приемную председателя суда, я лично взяла трубку, это был мужской голос, который сообщил мне, что здание суда заминировано, "свободу Pussy Riot", - рассказала пресс-секретарь суда Дарья Лях. Всех отвели на 150 метров от здания. Взрывного устройства в здании не обнаружено. Слушания продолжились. Подсудимые сообщили, что их не выводили из здания суда, а оставили в конвойном помещении.
Утром у суда полиция задержала двух активистов из группы поддержки подсудимых. Как сообщает ОВД-Инфо, Юрий Емельянов был задержан за то, что назвал одного из полицейских "путинским прихлебателем". "Одного человека я задержал за оскорбление сотрудника полиции, то есть меня", - сказал РАПСИ этот полицейский. Также задержан Юрий Юркин.
В ОВД "Хамовники" Емельянова задержали на 48 часов для выяснения личности. У него отобрали все вещи, включая мобильный телефон. Задержанный объявил голодовку в поддержку Pussy Riot.
По словам Емельянова, к нему применили "пытку духотой", плотно закрыв все окна в автозаке. В ОВД "Хамовники" его заставили стоять в коридоре. Когда Емельянов потребовал принести стул, его поместили в "обезьянник". Обвинений ему и Юркину пока не предъявили.
Справка
Из обвинительного заключения по делу Pussy Riot
Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алехина М.В. и неустановленные участники преступного сговора, причисляющие себя к женской панк-группе «Pussy Riot» («Пусси Райот»), планировали в Кафедральном Соборе Русской Православной Церкви – Храме Христа Спасителя (по тексту – Храм) облачиться в вышеуказанное одеяние для того, чтобы открыто выразить неуважение к христианскому миру и церковным канонам, а осознавая оскорбительный характер своего внешнего вида и планируемого поведения для всей Русской Православной Церкви, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алехина М.В. и неустановленные соучастники планировали скрыть свои лица под разноцветными масками с прорезями для глаз и рта.
...Причинение столь весомого страдания всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям, предполагало спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле; неосознанно заставить искать возможность каких-либо ответных действий; создать предпосылки для активизации недружелюбных действий общественных групп, отдавших внутреннее предпочтение другим религиозным направлениям.
... Толоконникова Н.А. совместно с Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками, 21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 20 минут, находясь в помещении Кафедрального Собора Русской Православной Церкви – Храма Христа Спасителя, приступив к реализации своей конечной преступной цели, нанося значимый урон священным ценностям христианского служения и посягая на сакраментальность церковного таинства, не реагируя на призывы свечницы Храма С*** Л.А. прекратить святотатство, пытавшейся остановить их и объяснить им недопустимость нахождения в этой части Храма, незаконно проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской Православной Церкви.
Не ограничившись проделанным осквернением, желая нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам, разместившись на возвышенности перед иконостасом в алтарной части храма (солеи́), предназначенной исключительно для духовенства Русской Православной Церкви, а также встав рядом на специальное место, предназначенное для чтения текста Священного Писания, произнесения церковных молитв и проповедей (амвон), Толоконникова Н.А. совместно с Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками сняли верхнюю одежду, бросив ее перед дверьми, ведущими в алтарную часть Храма и символизирующими врата Рая (Царские Врата), и остались в крайне непристойной для подобного места одежде, непозволительно открывающей различные части тела (руки, плечи), при этом на свои лица они надели защитные маски вызывающе-яркой расцветки.
В таком внешнем виде, находясь в основополагающем и наиболее священном месте, расположенном в главном церковном сооружении страны, Самуцевич Е.С. во исполнение своей преступной роли, с ведома и согласия всех соучастников расчехлила электрогитару, и при попытке играть на гитаре была принудительно выведена с солеи́ охранником ЧОП «Колокол-А» Б*** С.Н.
...несмотря на попытки отвести их от священных и намоленных мест Храма, проявляя явное неуважение к культуре поведения в Храме, находясь в предалтарной части Храма, вульгарно, вызывающе, цинично перемещаясь по солее́ и амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно 1 минуты по мотивам религиозной ненависти и вражды выкрикивали, скандируя, бранные фразы и слова, оскорбляющие верующих, а также прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам.
...В целом реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, противопоставили себя православному миру; демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы; выставили себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан, духовно связывающих себя с Богом; явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религии – христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов.
"Новая газета", 19.07.2012
Дословно
Людмила Улицкая
Из несостоявшегося выступления в Хамовническом суде
...Героини этого процесса совершили театрализованный акт в пределах церкви, что было поступком бестактным, с точки зрения этической - сомнительным. Они это и сами понимают и признают. Выразили свое сожаление по этому поводу. Было бы естественно и по-христиански, и по-человечески простить их.
Но вместо милосердного прощения мы услышали в последнее время от православных пастырей такое количество проклятий, которые они не обрушивают ни на убийц, ни на насильников, ни на грабителей. Напротив, была проявлена совершенно неадекватная кровожадность - если кровожадность вообще уместна в церкви. Эта реакция искажает облик православия.
...Многие люди считают, что не сам панк-молебен, а молитва девушек, обращенная к Богородице - Богородица, Путина убери! - вызвала такой резонанс. Жизнь каждого человека ограничена во времени, и Путина, в конце концов, сменит другой правитель. Надо признать, что Путин в качестве руководителя нашей страны не устраивает не только этих трех подсудимых. Есть значительная часть общества, которая предпочла бы видеть на месте президента другого человека. Это не преступление, это нормальный политический процесс. Честно говоря, он тяжело протекает в нашей стране, где народ только учится выражать свое мнение, а власть жаждет быть несменяемой и желательно вечной. Так не бывает. Политическая составляющая в этом процессе несомненна. Даже если квалифицировать этот малоудачный художественный жест как хулиганство - нарушение общественного порядка, то административное наказание за него - от пятисот до полутора тысяч рублей.
У всех людей, от которых зависит судебное решение, есть дети, а у страны нашей есть будущее, и скрыть ничего нельзя, и я прошу всех участников процесса подумать о том, что решение, которое они здесь примут, может быть справедливым, а может быть жестоким и политически мотивированным. И эта тень ляжет на всю их дальнейшую жизнь, а для верующих людей станет еще и грехом.
Я глубоко уверена, что надо освободить девушек немедленно, отпустить их к детям и пожелать им, чтобы впредь они выступали на отведенных для выступлений площадках и вели себя корректно по отношению к другим людям, которые думают иначе, и к православным фундаменталистам вроде протоиерея Чаплина, и к поклонникам Сталина или Путина, и к противникам современного искусства в его острых формах. А суд я прошу проявить не милосердие, а справедливость. Милосердие же оставим церкви.
The New Times, 02.08.2012
Статьи по теме
Ни суда ни совести
Девушки из Pussy Riot сидят в своем аквариуме и смотрят на зал суда как из другого мира. Когда они что-нибудь говорят или делают заявления, судья смотрит на них с некоторым удивлением и даже умилением - зачем они, наивные, все это говорят, когда ей, судье, все и так ясно. Все - вплоть до приговора.