новость Суд в Катаре: адвокаты требуют возвращения подсудимых в российское посольство

28.04.2004

Во вторник в катарской столице Дохе прошло четвертое закрытое судебное слушание по делу об убийстве Зелимхана Яндарбиева, в котором обвиняются российские граждане Анатолий Белашков и Василий Бокчов. По некоторым данным, оба являются офицерами ГРУ. Как рассказал "Газете" Усман Ферзаули, консультант вдовы Зелимхана Яндарбиева Малики, во вторник суд продолжил допрашивать свидетелей обвинения, всего 15 человек. Имена двух свидетелей, которых успел допросить суд (планировалось, что их будет три), засекречены. Ферзаули пояснил, что речь идет о сотрудниках катарских спецслужб.

Представитель вдовы Яндарбиева рассказал, что на заседании во вторник подсудимые "продолжили валить все на Александра Фетисова" (российского дипломата, высланного из Дохи. - Ред.).

Со слов Ферзаули, Белашков и Бокчов будто бы заявляют о том, что Фетисов лично спланировал и осуществил операцию по ликвидации Яндарбиева. "На предварительном следствии, - утверждает Ферзаули, - они говорили совсем другое. Один из них даже предложил начертить план и рассказать, как в машину Зелимхана была заложена взрывчатка. Они также рассказывали, что, когда приехали в Катар, еще не зная о том, что им предстоит, Фетисов показал им фотографию Зелимхана и изложил суть возложенной на них операции. Один тогда будто бы отказался участвовать в ней, но его заставили". Кроме того, по словам Ферзаули, в личных вещах россиян нашли SIM-карты как раз тех телефонов, прослушка которых свидетельствует об их причастности к убийству.

Представитель адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрий Афанасьев в интервью "Коммерсанту" опроверг заявления Ферзаули. Он сказал, что вокруг этого дела очень много недостоверной информации. По словам Афанасьева, Ферзаули не участвует в заседании суда. "Насколько я видел, он около здания где-то ходит", - сказал адвокат. По его словам, сведения о том, что подсудимые все "валили на Александра Фетисова", не соответствуют действительности. "Во-первых, наши подзащитные еще не выступали в суде, поэтому в принципе не могли ни на кого валить. А во-вторых, заявляю, что они ничего не валили на Александра Фетисова. И уж точно не говорили, что он взрывал Яндарбиева", - сказал адвокат.

По мнению адвокат, сведений, подтверждающих вину россиян, на заседании не прозвучало, отмечает "Коммерсант". Во-первых, по словам Афанасьева, на процессе не было никаких ссылок на наличие каких-либо аудио- или видеопленок на процессе не озвучивалось. Адвокат утверждает, что один из свидетелей говорил, что они использовали технические средства, чтобы установить местонахождение мобильных телефонов, обнаруженных потом на вилле. Но это, по мнению Афанасьева, технически невозможно.

По мнению российской защиты, материалы следствия состряпаны, чтобы скрыть истинный ход расследования. "Почему это делает катарская сторона, мне сказать сложно. Могу лишь вспомнить заявление помощника заместителя госсекретаря США Стивена Пайфера, который сказал, что США оказывали незначительную помощь катарским властям в расследовании. Я не могу сказать, есть ли связь между этим заявлением и тем, что мы видим в материалах дела", - заявил Афанасьев.

Он считает, что дело против россиян сфабриковано. "В деле нет доказательств причастности этих граждан к этому преступлению, а значит, просто непонятно, почему следствие решило, что надо арестовывать именно их, а не кого-то другого", - отмечает адвокат. По его мнению, единственным доказательством обвинения являеются показания работника компании по прокату автомобилей Budget, который подтвердил факт аренды минивэна одним из россиян. "Любопытно, что этот свидетель сначала опознал фотографию другого дипломата, который уже давно выехал из Катара. Он опознал не того человека, и это в материалах дела сохранилось. Второй раз он опознал нашего подзащитного и сказал, что уверен процентов на 40-50. И только в третьем протоколе допроса написано, что он узнает нашего клиента", - сказал Афанасьев.

Афанасьев также рассказал, что полицейский, который видел одного из россиян около мечети, где через некоторое время убили Яндарбиева, был не полицейским, а сотрудником металлургической компании. Кроме того, по словам адвоката, в первоначальных показаниях свидетель говорил, что тот, кого он видел, похож на филиппинца.

Обвинение в том, что Яндарбиева россияне убили только со второй попытки также является бездоказательным, считает адвокат. "Есть два доказательства. Первое – их признания, полученные на четвертый день пыток, когда они готовы были подписать все что угодно. Тем более что обратный перевод с арабского на русский им не предоставлялся, они не знали, что подписывают. А второе доказательство – то, что они брали в аренду автомобиль Jeep Cherokee. Я узнавал у них, они правда брали его – и ездили кататься в пустыню. У нас даже есть фотографии этого джипа на пикнике – там хорошо видно, что это далеко от города", - сказал Афанасьев.

Со своей стороны, Ферзаули в интервью чеченскому журналисту Майрбеку Тарамову (текст интервью прислан в редакцию Граней.Ру) сказал, что многие заявления Афанасьева - "плод больного воображения российских адвокатов". По его словам, к россиянам не могли применять пытки, как заявляет Афанасьев, так как шариатское законодательство запрещает любые виды пыток. Особенно не приветствуется в Катаре пытки собаками, отмечает Ферзаули. "Так называемым адвокатам из России следовало бы знать хотя бы то, что у мусульман собака, как и свинья, считается грязным животным, поэтому использование ее в том качестве, о котором говорит Афанасьев, совершенно исключено", - сказал Ферзаули. "Такие выступления российских адвокатов являются не более чем риторикой и попыткой оттянуть время в надежде на то, что как-то удастся урегулировать обстоятельства, связанные с судом", - сказал представитель пострадавших.

Он также сказал, что российских адвокатов нельзя назвать защитой россиян в полной мере. "Они не выступают на суде Катара - они всего-навсего лишь консультанты. Я скажу вам откровенно, у этих, так называемых адвокатов, военная выправка, которая сразу же бросается в глаза. Другими словами, я с твердой уверенностью могу сказать, что вместе с адвокатом Афанасьевым в качестве помощников приехали представители российских спецслужб", - сказал Ферзаули.

По его словам, заявления российской стороны не подтверждались никакими фактами. В то же время, по его данным, "следственные органы Катара собрали огромное количество фактического материала", доказывающего вину россиян.

Между тем суд над россиянами проходит в закрытом режиме. Это выгодно обеим сторонам, отметил Афанасьев в интервью "Коммерсанту". По его словам, перед процессом проходили консультации обвинения и защиты. "Был достигнут консенсус, что закрытый режим соответствует интересам обеих сторон", - сказал адвокат. Это вызвано тем, что в зале собрались представители разных общественных организаций, которые не создавали обстановку, способствующую объективному рассмотрению дела судом, отметил собеседник газеты. Кроме того, российская сторона была обеспокоена безопасностью членов семей наших подзащитных. Некоторые из родственников подсудимых прибыли на процесс из России. "Мы знаем, кто это такие. Один из них родной брат подсудимого, - сказал "Газете" Ферзаули. - Правда, цель их визита нам совершенно не ясна".

В интервью ИТАР-ТАСС Афанасьев сообщил, что "сейчас к россиянам обеспечен доступ катарских врачей, также их осмотрят европейские медики". Что касается российского врача, то, по словам адвоката, ему в доступе к подсудимым по-прежнему отказывают. Кроме того, юрист сообщил информагентству, что "условия содержания россиян соответствуют общепринятым нормам, питание они получают нормальное" и что "подзащитные полагают, что находятся не в тюрьме, а в воинской части, а в суд их привозят на джипах с сиренами".

Афанасьев отметил, что защита требует аннулирования ареста российских граждан. "Мы основываемся на том, что он был совершен на территории дипломатической резиденции России. По международному праву в этом случае должно применяться правило реституции. Это означает, что катарские власти должны передать захваченных граждан российскому послу, то есть вернуть стороны в исходное положение",- сказал Афанасьев ИТАР-ТАСС. "Также есть Нью-Йоркская конвенция против пыток 1984 года, по которой нужно аннулировать признательные показания", -сказал адвокат "Коммерсанту".

28.04.2004


новость Новости по теме