mustafin: Блог
Руки прочь от Маяковского!
Как наверное, всем известно, музею Маяковского грозит уничтожение. Все, что транслируют власти и конкретно руководство Департамента культуры Москвы, скорее похоже на ложь и попытку усыпить внимание общественности. Всего за два месяца версии, озвученные официальными лицами, прошли путь от закрытия музея Маяковского и создания на его месте какого-то другого музея - до планового «тактичного» ремонта, не предполагающего реконструкции и не затрагивающего уникальную экспозицию музея. Поскольку действия активистов не остались незамеченными и под их натиском Департамент был вынужден оправдываться и менять свою позицию, noart галерея считает необходимым увеличить давление на чиновников от культуры и провести однодневную ударную выставку в формате одиночных пикетов.
В четверг, 7 февраля, с 19 часов художники по очереди будут стоять у музея (лицом к Мясницкой улице ), держа в руках свои работы. Продолжительность каждого «стояния» будет зависеть от общего количества участников. Стоит напомнить: одиночные пикеты не требуют согласования с мэрией, однако представители власти могут найти любой предлог для задержания и административного штрафа. Помните об этом, выходя на пикет.
Принять участие в выставке-акции может любой желающий.
Мы против культурного террора! Руки прочь от Маяковского!
Акция протеста у головного офиса компании «Рош» в Москве
31 октября 2012 года в 10.00 в сквере Неглинной улицы по адресу: г. Москва, Трубная площадь, дом 2, напротив головного офиса швейцарской фармацевтической компании Рош (полное название – F. Hoffmann-La Roche Ltd.), движение «Пациентский контроль» совместно с Профсоюзом уличного искусства, Пиратской Партией, Фондом имени Андрея Рылькова, Творческим Бюро «Как это работает» проведут акцию протеста с целью добиться значительного снижения цен на жизненно важные препараты для лечения вирусного гепатита С.
Проведение акции согласовано с администрацией города Москвы. Акция пройдет в форме театрализованного мероприятия. В ее рамках будет организовано второе вручение премии «Большая лопата». Этой премией активисты награждают фармацевтические компании, «особо отличившиеся», по их мнению, несправедливой ценовой политикой в области таких общественно значимых заболеваний, как вирусные гепатиты, ВИЧ и туберкулез.
В настоящее время в России по различным оценкам с вирусом гепатита С проживает от 3 до 7 миллионов людей. Все они нуждаются или будут нуждаться в лечении, поскольку без него гепатит С приводит к циррозу печени и смерти. Препараты против гепатита С поставляются в Россию в настоящее время лишь двумя компаниями – швейцарской Рош (Roche) и американской Мерк (Merck Sharp & Dohme). Такое монопольное положение позволяет им удерживать крайне высокие цены. Стоимость полного курса лечения может составлять более 500 000 рублей.
СПРАВКА
«Пациентский контроль» – это движение людей, затронутых эпидемиями ВИЧ, гепатита, туберкулеза и других социально-значимых заболеваний. Цель движения – силами самих пациентов обеспечить эффективный контроль предоставления полноценной медицинской помощи в регионах России. «Пациентский контроль» не является организацией или каким-либо другим юридическим лицом. Наше движение – это движение единомышленников, объединенных общей целью – навести порядок в системе предоставления медицинской помощи.
Контакты для связи: Андрей Скворцов: +7 931 341 97 57, [email protected], Юлия Драгунова: +7 921 917 47 74, [email protected], Сергей Головин: +7 953 345 98 90, [email protected]
Арт-Абай. Алексей Иорш. Оккупай мозг!
Открытие 17 мая 17.00. Лагерь #баррикады (Кудринская площадь)
ЖИР & noart галерея продолжают серию мобильных выставок Арт-Абай в гражданском лагере, переехавшем на Кудринскую площадь.
17 мая мобильная выставка представит серию социальной графики карикатуриста Алексея Иорша, созданной за последние два месяца под влиянием общественно-политических процессов в нашей стране.
Во время открытия выставки пройдет мастер-класс художника с участниками лагеря. Приносите с собой альбомы и маркеры.
Помимо показа работ уже известных активистских художников в задачи проекта Арт-Абай входит поиск новых имен – молодых авторов, работающих с темой становления гражданского общества в России. Контакт: [email protected]
Лучше слить протест до того, как он успеет устаканиться. Лучше превратить свой художественный жест в кукиш, прежде чем он станет ручным. Сегодня искусство начинается там, где оно закончилось вчера. А протест, минуя посредников, мобилизует на борьбу каждого. Неясно, что следует за чем - протест тянется за искусством или искусство тянется к протесту. Важно, что оба они принимают крайне радикальные формы и тянут нас на баррикады, превращая нас в баррикады. И стоит признаться - это именно то, о чем мы так давно мечтали!
Акция у Минздрава "Я не сочувствую наркоману, и я не прав"
17 апреля в 10.00 творческое бюро «Как это работает?» в рамках проекта-исследования “Как собрать 60000 долларов на больных никому ненужных людей?" проведет разжигательную промо-акцию у здания Минздрава в Москве (Рахмановский пер, д. 3) под лозунгом «Я не сочувствую наркоману и я не прав». Акция направлена на стимулирование сбора средств Фондом содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова.
Зачем столько?
Аня Саранг, президент Фонда: «Наш проект называется «Мобильное здравоохранение для потребителей наркотиков в Москве», и наша цель – собрать 60.000 долларов на поддержку первого в Москве мобильного пункта здоровья. Мы каждый день выходим на улицы для того, чтобы поддержать наркозависимых в сохранении их здоровья – раздаем брошюры, витамины, стерильные шприцы и презервативы, проводим консультации по темам наркозависимость, ВИЧ, гепатиты, передозировки, гнойные осложнения, направляем людей на лечение в наркологические и другие больницы города, в социальные службы. В Москве дожди и холода длятся чуть ли не полгода, поэтому наша работа особенно затруднена. Прошлой зимой был такой мороз, что мы даже не могли проводить экспресс-тесты на ВИЧ и гепатит – они замерзали на глазах. Что говорить о невозможности полноценных консультаций в условиях улицы. Миниавтобус поможет нам осуществлять бесперебойные услуги и обеспечить комфорт для наших клиентов.
В результате значительно больше людей смогут получить социальную и моральную поддержку, что поможет им вернуться к полноценной жизни в обществе. На сегодняшний день государство не поддерживает проекты подобно нашему, и более того, препятствует их осуществлению, хотя во всем мире подобные проекты «снижения вреда, связанного с наркотиками» являются неотъемлемой частью социальной работы с уязвимыми группами населения»
Инсайд озадаченного наркофоба: «Общество безразличных находится в группе риска даже в большей степени, чем сами наркозависимые: в кругу, где нет сострадания, каждый подвержен опасности стать отбросом, преступником, изгоем. Обществу необходима групповая терапия сродни той, что практикуется обществами анонимных алкоголиков, где каждый участник раз за разом признается: я не испытываю сочувствия к этим людям, и я не прав.
Хочу я того или нет, я завишу от наркозависимых больше, чем они от меня. И потому что общество больных людей - это больное общество, и потому что, употребляя разрешенные наркотики (никотин, алкоголь), я наркозависимый в полном смысле этого слова. Вид наркомана не вызывает во мне сочувствия - скорее отторжение. Поэтому в кругу таких же напуганных и обманутых, в разной степени зависимых людей, я поднимаюсь и в который раз признаюсь себе и всем остальным: "Я не сочувствую наркоману, и я не прав!" И это мой первый шаг к выздоровлению».
Приглашаем принять участие в нашей акции.
Даже небольшое пожертвование может помочь сохранить здоровье и жизнь людей, до которых нет дела ни обществу, ни государству!
ПОЖЕРТВОВАТЬ СЕЙЧАС
Я не сочувствую наркоману, и я не прав!
Наркоманы - это страшные люди, это почти как вампиры из фильмов про плохих вампиров, наркоманов нельзя пускать к себе в дом, иначе жди беду, с наркоманами нельзя дружить, потому что непременно начнешь употреблять наркотики сам, если в компании есть наркоман, то лучше держаться от этой компании подальше - вероятнее всего, они все наркоманы. Бодрые истории про наркотики в стиле Trainspotting - это пропаганда, а "Реквием по мечте" - суровая правда жизни. Так говорят родители детям, так безапелляционно заявляют со своих трибун политики и транслируют СМИ, на этом же категорически настаивает общество в целом.
По различным оценкам, число наркозависимых в России в 2011 году составило до 2% всего населения. Это значит что ежедневно по пути на работу и с работы я встречаю их десятки раз - встречаю, но не опознаю. Они существуют невидимо в своем параллельном мире. Так ли они страшны для меня, если я не ощущаю прямой угрозы? Или чтобы напугаться, надо обязательно оказаться в темном переулке спального микрорайона одному ночью? Мне кажется, не менее страшно встретить днем на оживленной улице сотрудника полиции.
Почему я должен так бояться наркоманов и почему меня пугают ими? Большая часть населения России выключена из жизни, спрятана в подполье, ее как бы не существует вовсе - неудобные инвалиды, дети-сироты, пенсионеры, больные ВИЧ и гепатитом С, а также наркозависимые. Они все так или иначе обуза для общества, все требуют к себе внимания и ничего не дают взамен, особенно наркозависимые. Особенно наркозависимые!
Государство при молчаливом попустительстве общества создает незащищенным слоям населения просто невыносимые условия жизни. А меж тем социально незащищенным себя готов признать чуть ли не каждый второй. Однако государство не принимает никаких мер для выхода из этого положения - никакой помощи, никакого спасения, никакой реабилитации. Наркоман - это стигма, удобный ярлык, после которого разбираться и соучаствовать нет смысла. Пусть наркоман болен ВИЧ или гепатитом С, пусть даже он инвалид или, черт побери, сирота-пенсионер - во всем виноват он сам, и вот любой это подтвердит.
Наркоман - это преступник, а место преступника в тюрьме. Вот для этого как раз созданы все условия: усовершенствованная 228-я статья, огромное количество тюрем, преследования, стерильная статистика Минздрава, высокая смертность среди наркозависимых. Но это не темы для обсуждения. Программы снижения вреда, заместительная терапия, аутрич - это преступное потакание пороку и человеческой распущенности. ФСКН никогда не пойдет навстречу наркоману, чтобы облегчить его существование, а будет лишь продолжать его давить и загонять все глубже.
Я знаком с табаком и алкоголем, этими легализованными наркотиками с открытым доступом. Я понимаю алкоголиков, спокойно сосуществую с курильщиком, не испытывая страха от соседства с легализованным наркоманом, а вот наркозависмый, потребляющий запрещенные наркотики, вызывает ужас. И все лишь потому, что эти наркотики запрещены и их потребители приравнены к преступникам? Так, может, стоит запретить никотин с алкоголем и не оставлять себе этических лазеек, не плодить более двойные стандарты?
Общество безразличных находится в группе риска в большей степени, чем сами наркозависимые: в кругу, где нет сострадания, каждый подвержен опасности стать отбросом, преступником, изгоем. Общество должно проводить групповую терапию сродни той, что практикуется обществами анонимных алкоголиков, где каждый участник раз за разом признается: я не испытываю сочувствия к этим людям, и я не прав.
Хочу я того или нет, я завишу от наркозависимых больше, чем они зависят от меня. И потому что общество больных людей - это больное общество, и потому что, употребляя разрешенные наркотики, я наркозависимый в полном смысле этого слова. Вид наркомана не вызывает во мне сочувствия - скорее отторжение. Поэтому в кругу таких же напуганных и обманутых, в разной степени зависимых людей я поднимаюсь и в который раз признаюсь себе и всем остальным: "Я не сочувствую наркоману, и я не прав!"
И это мой первый шаг к выздоровлению.
Сбор средств на сайте ГлобалГивинг в помощь наркозависимым Москвы: http://www.globalgiving.org/projects/moscow-health-for-1000-drug-users/
PARTY RIOT BUS в поддержку Pussy Riot
Нужна ваша помощь!
31 марта проект ЖИР и noart галерея проводят передвижную выставку-акцию в поддержку группы Pussy Riot.
Акция-молебен группы Pussy Riot не оставила равнодушным практически никого. Активистки вскрыли застаревший абсцесс взаимоотношений коррумпированной церкви и тоталитарной власти и стали катализатором столкновения радикального искусства и фашиствующего псевдоправославного сообщества, приняв огонь на себя.
Момент акции, приуроченный к выборам президента, не случаен, и очевидно, что решение по этому уголовному делу будет приниматься на самом верхнем уровне политического управления. От исхода этого процесса во многом зависит вектор будущего развития современной культуры и гражданского общества в целом.
Сегодня поддержка Pussy Riot – это не вопрос вкуса и принадлежности к той или иной социальной группе, это дело каждого, кто задумывается о том, в какой стране будут жить его дети.
Беспрецедентная жестокость властей и общества по отношению к участницам группы Pussy Riot и их семьям вызвала волну международного протеста, акции поддержки прошли в Москве, Новосибирске, Ереване, Амстердаме, Берлине, Варшаве.
31 марта готовится новая акция – коллективное действие арт-активистского сообщества в поддержку группы Pussy Riot в Москве.
PARTY RIOT BUS – это передвижная автобусная вечеринка, которая проедет по Садовому кольцу, вместив в себя пресс-конференцию, показ арт-объектов и перформансы в поддержку группы.
Акция проводится на общественных началах на средства участников, поэтому мы обращаемся ко всем, кто хочет повлиять на ход уголовного процесса над художницами, помочь в сборе средств на ее проведение. Мы считаем, что именно формирование общественного мнения может сейчас стать решающим в этом деле.
Собранные средства пойдут на оплату аренды автобуса, печать постеров и профессиональную охрану мероприятия, остальное, а также деньги, собранные во время акции, будут переданы адвокатам группы.
Номер Яндекс-кошелька 41001360012620
Идеи участия в выставке ждем на адрес [email protected]
Против всего, значит за всех!
Теперь, когда протест приобрел масштаб массовых гуляний, а мода на политику снова возвращается, пора неравнодушным людям от протеста отказаться. От нынешнего оппозиционного протеста, я имею в виду. Пожалуй, сейчас как никогда подходящий момент, чтобы протестовать ради самого протеста. Не надо попадаться в капкан обывательских требований предъявлять конкретные программы, планы, схемы, просьбы, ходатайства. К черту конструктив! Нужно задавать больше вопросов, а не пытаться дать единственно верный ответ. Просто потому, что единственно верного ответа не существует.
Не нужно искать своих лидеров из нескольких кем-то предложенных кандидатур, а потом пытаться транслировать через них свое общее мнение - это не работает. И не может быть никакого общего мнения, пока есть лидеры. И пока есть заказ на конкретику, тоже никакого общего мнения не будет и не появится никаких "Нас 99%". Зачем искать высоких представителей? Если сегодня каждый может быть представителем самого себя, значит, сегодня каждый может быть лидером.
Так зачем отдавать свое слово, свою свободу в руки другим, новым потенциальным начальникам? Они уже сказали свое слово - им не нужна конфронтация с властью, им нужен конструктивный диалог, возможность для торга, не более. Чем дальше развиваются их взаимоотношения с властью, тем больше оппозиционная власть сращивается с властью действующей.
Теперь лидерам нужно предоставить полную свободу действий, то есть освободить их от груза той ответственности, что они на себя взвалили. Необходимо действовать самостоятельно и со всей ответственностью, с толпой лидеров власти не договориться.
Сегодня действия несистемной оппозиции низводят массовый политический протест до несистемной предвыборной гонки. Фейсбук, Твиттер, смс-голосование - сбор подписей в поддержку кандидатов, еще пару десятков тысяч митингующих на площадь - проходной балл на следующий этап борьбы за представительство народа и возможность диктовать свои требования. Сторонники одних лидеров все более хищно поглядывают на сторонников других, все чаще говорят о временных союзах, при этом неразборчивость в союзах все выше.
Разве мы выходили на улицу и агитировали на это других лишь для того, чтобы выбрать себе нового директора? Нет, мы выходили, потому что нутром чувствовали несправедливость и жестокость власти, а кроме того, и это важнее, ощущали назревшую необходимость новых форм осуществления власти. "Руководить, подчиняясь" - принцип мексиканской САНО (Сапатистская армия народного освобождения), другой их принцип - держать в руках оружие, но избегать его применения.
Мы тоже имеем оружие - это мы сами и все наши возможности. Мы сами будем решать, кому "водить" на этой неделе, а кому на следующей, власть не привилегия, а ответственность. Руководить будем мы сами, руководить, подчиняясь самим себе, иначе уже нельзя, и если нам этого не позволят, нам придется действовать по-другому. Не по-хорошему.
Давайте менять маршруты. Хоженые тропы могут быть удобны для ходьбы, но там, куда они ведут, возможно, уже ничего нет.
Политика без посредников
ПОЛИТИКА БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ. Практики прямой демократии
18 декабря, в 16:00
ПRОЕКТ_FАБRИКА (1-я проходная, 3-й этаж), Переведеновский переулок, д.18, м.Бауманская
Форум посвящен практикам прямой демократии. Нам представляется важным и своевременным обсудить опыт волны уличных ассамблей, прокатившейся от Испании до Нью-Йорка, а также примеры подобных действий в России.
Но форум посвящен и тому, как мы могли бы использовать этот опыт в стремительно меняющейся ситуации. Как именно мы могли бы участвовать в движении, не передоверяя принятие решений политическим лидерам?
Никто кроме нас самих не даст ответа на этот вопрос. Политика освобождения заключается в создании ситуаций демократии, а не в пропаганде демократии.
Форум будет состоять из двух частей.
Несколько коротких выступлений:
- Анализ текущей ситуации. Государство и буржуазная революция (Александр Бикбов)
- Российский опыт самоорганизованных протестов (Влад Тупикин)
- Самоорганизация художников (Денис Мустафин)
- Движение Real democracy now и российский опыт (Леонид Геген)
- Ассамблея как основа движения #Occupy (Андрей Лукьянов)
Дискуссия о способах участия в митинге 24 числа.
"Скифы мы!"
1 ноября художнику и общественному деятелю, организатору "Маяковских чтений" Матвею Крылову предъявили безумное обвинение за символический жест - плескание водой в прокурора Алексея Смирнова. Пугливому Смирнову, на годы посадившему друзей Крылова, в возгласе "Не забудем, не простим!" почудилось "Смерть прокурорам", а питьевую воду он расценил как угрозу своей жизни.
Наш самый постмодернистский суд доверился воображению прокурора, отказав защите Крылова в приобщении к материалам дела видео, свидетельствующего в его пользу. Матвей арестован как минимум до конца года и будет ожидать суда в Бутырской тюрьме.
Матвея Крылова поддержали Евгения Чирикова, Алексей Навальный, Олег Кашин, политические и гражданские активисты. В день Маяковских чтений полсотни молодых поэтов пришли читать стихи к полицейскому участку, где Матвей ожидал суда. Выставка "Не забудем, не простим!" - художественная рефлексия царящей в стране шизофрении, где борьба за Конституцию приравнивается к экстремизму, полиция арестовывает шестилетних детей и всего пятнадцать минут пешего хода отделяют модный Центр современной культуры от чудовищной Бутырской тюрьмы, построенной еще при царе.
Может ли современное русское искусство быть аполитичным или судьба художника априори похожа на пугающий аттракцион из народного признания, государственных арестов и государственных же премий? Ответ у каждого будет свой, а вот подумать мы соберемся вместе...
Всеволод Чернозуб
26 ноября в 17.00 в Зверевском центре состоится открытие выставки "Скифы мы!" Выставка продлится до 30 ноября. Адрес: м.Бауманская, ул. Новорязанская, д. 29
Не забудем, не простим!
Участники выставки:
Антон Николаев
Лусинэ Джанян
Мария Киселева
Владимир Потапов
Александр Гнутов
Алексей Йорш
Татьяна Сушенкова
Дмитрий Пименов
Овощам.нет
Дмитрий Запылихин
Леха Гарикович
Анна Неизвестнова
Герман Виноградов
Дмитрий Борко
Олег Мавроматти
Лена Хейдиз
Группа Цветафор
Николай Олейников
Влад Чиженков
Группа "Что делать"
Студия активистского фильма
Степан Субботин
Александр Дельфинов
Алексей Каллима
Алексей Цветков
Группа ПГ
Женя Крикова
Константин Рубахин
Александр Сигутин
Виталий Рагулин
Александра Галкина
Давид Тер-Оганьян
Еликука
Константин Зиньковский
Александр Кашин
Георгий Дорохов
Виктория Ломаско
Татьяна Шерстюк
Артем Лоскутов
Дмитрий Булныгин
Наташа Гращенкова
Иван Бражкин
Алиса Иоффе
Как помочь?
Вчера Скифу (в миру Дмитрий Путенихин) предъявили обвинение по статье 296 (ч.2) УК. Власть дала ясно понять, что решила серьезно взяться за дело, дабы несправедливо осудить еще одного "неудобного" человека. Значит, будем бороться и мы. В нашем арсенале средств больше, чем могут догадываться наши противники. Другое дело, что многие из них совершенно не действуют на глухую до мнения общества авторитарную систему. Мы не можем безнаказанно калечить представителей власти, как это делают они с нами, взрывать их транспорт, захватывать их офисы, спрятанные за высокими заборами и решетками на окнах. Теперь мы даже не можем отзываться о них в неприятной для них форме, поскольку они, по собственному убеждению, "социальная группа", так что критика - это уже экстремизм. Но даже самая безобидная форма протеста, многократно помноженная сама на себя, превращается в страшное оружие. И глухая защита, в которую уходит система, демонстрирует ее ужас перед нарастающим массовым протестом.
Скифа, сторонника ненасильственных форм протеста, мы призываем защищать, используя ненасильственные методы. Например, мы многое знаем о судье Елене Сташиной, которая выбрала для Скифа меру пресечения в виде заключения под стражу. Ей посвящена статья в Википедии, где отмечена и ее роль в деле Магнитского. Но во всем Интернете вы не сыщете фотографии г-жи Сташиной. Мы считаем, что это упущение: такого человека вся страна должна знать в лицо. Вот лицо «мокрого прокурора» Смирнова найти в Интернете теперь не составляет труда, и так должно быть с каждым, кто встает на нашем пути. Пусть оперативнику Окопному не нравится фотографироваться - он прав, считая, что проще вершить противоправное правосудие, оставаясь анонимным. Но в наших силах разрушить его приватную зону насилия. Информация - это то немногое, что государство неспособно у нас отнять, поэтому надо получать ее, распространять, делать общедоступной.
Другие ненасильственные формы протеста — митинги и пикеты. Нет смысла дожидаться, пока местный орган, как они любят говорить, «санкционирует» мероприятие. Нам не нужно их одобрение, чтобы выразить свое несогласие. Если вы не хотите винтиться, проводите одиночные пикеты в любом удобном для вас людном месте. Если вам все равно, собирайтесь в группы и демонстрируйте свою солидарность, используя яркие плакаты и простые транспаранты с текстами. Сейчас, когда на улице холодно, комфортнее проводить митинги в помещении, например у себя в университете, в ближайшей кофейне, фитнес-центре и даже в Интернете. Очень эффективен митинг на вернисаже в пафосной галерее или в театре. И наконец, нам ничто не мешает митинговать у здания суда в день вынесения приговора. Нужно понимать, что площади больших городов давно контролируются властями и нам пора искать альтернативные места и маршруты.
Кроме того, чтобы выразить свой протест, совершенно не обязательно где-то собираться физически. Можно рисовать граффити на стенах и асфальте, печатать и распространять листовки, писать «открытые письма» на стенах, снимать видео. Иногда, не вылезая из-за компьютера, можно сделать больше, чем за пару часов топтания на митинге, и речь не только о перепостах и ретвитах, хотя, конечно, нужны и они.
Легко ли быть молодым?
Однажды Матвей Крылов пришел в кинотеатр со своей девушкой на фильм «Легко ли быть молодым?». На входе ему сказали, что сеанса в это время нет. Матвей не согласился и убедил администрацию в том, что показ должен быть, как указано в анонсе. Тогда зал открыли и фильм показали для них двоих. На выходе его спросили — как фильм? Матвей в ответ: да так, просто я там снимался...
На выставке в Сахаровском центре в поддержку Мохнаткина
Я познакомился с Матвеем Крыловым ровно два года назад Первое впечатление от знакомства - несоответствие прозвища Скиф и субтильной внешности и молодости Матвея, они определенно вступали в конфликт (много позже я узнал, что у него есть и другое настоящее имя). В тот день он проводил выставку израильского художника, нацбола Игоря Черченко на Триумфальной площади у памятника Маяковскому. Я считаю ту акцию одной из самых остроумных уличных выставок. Группа молодых людей держала в руках безликие портреты милиционера, попа, пацана и других знаковых «фигур» нашего времени. После того как милиция увезла художника в отделение, группа направилась с картинами в руках в Сахаровский центр, где их разрешили выставить на два часа. Мы договорились, что я возьму одну картину для квартирника. Потом мы довольно долго не виделись, у Скифа набирали обороты поэтические чтения и кипела агитационная работа в Сети, я проводил фестиваль.
Флаг. Последний день
Девятидневная серия перформансов завершилась захватом государственной «Галереи на Солянке» группой художников. Основные пункты Манифеста: «Вход доступный!», «Директор больше не директор!» и «Просто революция и всё!».
Художники вывесили транспарант на фасаде здания, во всех помещениях галереи были расклеены сообщения о захвате, также блокированы административные помещения.
Художники-перформеры были освобождены от необходимости продолжения перформанса, однако не все решились последовать примеру захватчиков и прилежно закончили свои «номера».
Флаг. День седьмой
«Пожалуйста, не покидай свое место, вдруг придет кто-то важный, например Вася Церетели, а там никого нет!»
Куратор
Вчера в галерею приезжала милиция. Правда, не по моему поводу (статья 329 УК РФ), а из-за жалоб соседей на громкую музыку, Еликука разыгрались по полной. В связи с этим вспомнилась довольно известная скандальная история на тему милиции и российского флага. 4 ноября 2008 года на «Русском марше» омоновец выхватил из рук участника марша российский флаг и попытался его сломать, не дали это сделать свои же коллеги омоновцы. Фотография тут же стала популярной, руководство обещало разобраться. Чем все закончилось, я не знал. Оказывается, действительно с ним «разобрались». Через несколько дней его уволили, а если бы успел сломать, то и того хуже — посадили бы. Так говорят.
P.S. Вечером у себя в подъезде обнаружил пьяную плачущую, похоже, кем-то избитую женщину, позвонил на пульт 02, но никто так и не приехал, по-прежнему жалобы соседей и режим для милиции важней какого-то безымянного физического насилия.
Флаг. День шестой
Уже шесть дней в подвале Государственной Галереи на Солянке я делаю из российского флага американский, выглядит это так.
Уже возникает вопрос, что делать с девятью флагами. Может, попытаться реализовать их на Манежке...
Флаг. День пятый
Вчера мне второй раз рассказали про одну историю с флагом. Она отлично иллюстрирует буйный рост патриотических настроений в нашем обществе, а также отсутствие солидарности даже там, где по логике только на ней все и держится. История произошла в офисе молодежного движения «Оборона», где некая девушка (как утверждают обороновцы, не являющаяся членом их движения) выжгла сигаретой на российском флаге свастику. Смысл жеста предельно ясный: Россия - фашистская страна, и даже если это не так, то все к этому катится.
Стремительно. Случился скандал, в начале в офисе «Обороны», потом в Интернете. И что огорчает больше всего, весь срач - это попытка переложить ответственность на другого, оправдаться, всячески педалируя свою нивчемнепричастность. И при этом никто не говорит о том, что стучать - западло! Вот ссылка на объяснительные и комментарии.
А вот другая не менее вопиющая история с флагом. «В своей квартире мужчина нанес на флаг монограмму в виде буквы «А», заключенной в круг. После этого он свернул флаг и вышел на улицу. На автобусной остановке мужчина встретил знакомого, которому показал разрисованный флаг, при этом его увидели и другие люди. Они проинформировали полицию о действиях мужчины».
Тут особый интерес представляют «другие люди», среди которых нашелся настолько другой, что посчитал своим долгом сдать человека с флагом.
Рисуется образ прогнившего изнутри общества, наполненного ложным патриотическим пафосом: общество ругает власть, но всем своим поведением эту власть поддерживает. Неужели за эти 20 лет все настолько прикипели к этой цветной тряпке, что человек для них стал менее важен, чем какой-то сомнительный символ? А может, именно так выражается Любовь к Родине?
Флаг. День четвертый
Продолжаю переделывать российский флаг в американский. Пока ни одного возмущения или патриотической критики от граждан РФ не поступало.
Французский студент, ставший постоянным посетителем нашей выставки, рассказывает, что во Франции художники тоже любят заявлять, что они занимаются «запрещенным» искусством, их работы экстремистские и они могут за них пострадать, но на самом деле ничего такого нет. Теоретически порча французского флага - это преступление, но на практике активистов и художников не преследуют за вандализм. Он объясняет это тем, что у нынешнего президента низкие рейтинги и он предпочитает не завинчивать гайки. Видимо, поэтому он недоверчиво несколько раз переспросил о цензуре в России, находясь в Москве на стажировке, особых затруднений со свободой слова он не встречал, только однажды пострадал от государственного идиотизма. Как-то рано утром в общежитии РУДН сработала пожарная сигнализация, всех попросили быстро собраться и покинуть здание. Оказалось, приехал Медведев, по этой причине всем было рекомендовано до вечера не возвращаться в корпуса.
P.S. Лена Ковылина сказала, что после такого перформанса я точно эмигрирую в Америку, однако не уточнила, по какой причине это произойдет. Но я не хочу в Америку, там тоже нельзя резать флаг, и даже, кажется, есть особый закон для художников-активистов. Да и вообще, не хочу эмигрировать.
Флаг. День третий
«Поющая девушка и бородатый мужик не очень. Остальное понравилось..»
Из книги отзывов
На третий день мало не только зрителей, куда-то разбрелись и сами перформеры. Понедельник - общепризнанный галерейный выходной, но похоже не для всех.
Нарядной девочке с большим бантом (и, как выяснится, с праздничным именем Марта) очень нравятся цветные тряпочки. Походив вокруг и узнав, чем я занимаюсь, присаживается рядом. Предлагаю ей ножницы, советуется с мамой, получает разрешение и спрашивает, что вырезать. "Можно зверюшек". Ребенок ловко собирает синюю корову. Произведение уходит владельцу.
Флаги режутся и собираются все быстрее, четырех часов в день хватает с избытком, приходится растягивать процесс, например, отвлекаясь на разговоры с публикой.
Мимо проходит пара, девушка что-то шепчет, парень ей: «Ну спроси сама».
- Скажите, вам не нравится наш флаг и вы предлагаете его поменять на американский? - спрашивает у меня девушка.
- Нет, не предлагаю.
Читает описание концепции.
- Значит, вы за капитализм?
- Скорее наоборот.
- А чем вам не нравится капитализм? Что в нем плохого?
- Ну как же, обогащение одной небольшой группы за счет всех остальных.
- Так разве Ленин не призывал нас строить капитализм?
Отвлекаюсь от флага.
- Ты все перепутала, - уводит стушевавшуюся девушку ее молодой человек.
А вот как надо было ответить.
«Тем плох, что целью любой деятельности рынок делает прибыль, а не результат. Тем, что любая вещь, труд, человек во-первых делаются товаром, а уже в-последних чем-то еще. Плох тем, что один человек присваивает себе результаты труда тысяч людей и эти тысячи зависят от него и мечтают оказаться на его месте. Тем, что рынок везде заменяет солидарность конкуренцией. Тем, что демократия в классовом обществе всегда останется спектаклем. Заостренно говоря, капитализм плох тем, что это абсурдная система, в которой жизнь умирающего в больнице ребенка зависит вовсе не от того, придумано ли людьми лечение его болезни, а от того, хорошее ли было настроение у олигарха и дал ли он достаточно денег, чтобы этого ребенка спасти. И самое главное - проблема вообще не в том, что капитализм "плох", а в том, что он больше не нужен никому, кроме капиталистов и их политических агентов. Человечество достаточно технологически развито, т.е. достаточно богато сейчас, чтобы каждый из нас больше не делил вещи и возможности на "свои" и "чужие"». (Алексей Цветков)
P.S. На втором этаже Еликука устраивают поминки клопа. Музицирование, танцы, водка - все как полагается. Когда мне надоедает резать флаги, я поднимаюсь к ним пить водку. Приходите и вы, у них весело. Только скажите на входе, что участвуете в их перформансе, иначе потребуют 200 рублей за вход.
Флаг. День второй
- Вам смотритель нужен?
- Нет, тут не на что смотреть.
Итак мой рецепт приготовления одного флага (из другого одного флага).
При размере «нашего» флага 130 на 90 см выходит около 110 на 60 см «их» флага.
1. Красная полоса делится на 7 равных частей по вертикали.
2. От синей полосы отрезается 45 см (или подгибается).
3. Белая полоса делится на 7 равных частей по вертикали.
4. Все части сшиваются между собой или пришиваются к основе.
5. Излишки отрезаются (или подгибаются), из белых остатков вырезаются пятиконечные звезды, приблизительно 3 на 3 см. Звезды 5 рядов по 6 и 4 ряда по 5. (Звезды проще и аккуратнее клеить, чем пришивать, можно использовать карандашный клей.)
Человек, которого представляют как журналиста с «Дождя», интересуется, как давно я начал шить, какая мне грозит ответственность, вандализм ли... Вспоминает о выставке «Запретное искусство». Сходимся на том, что все-таки не вандализм, но статья имеется, да и оскорбиться можно чем угодно.
Зрители фотографируют художников в процессе перформанса, вдруг вмешивается смотрительница, выясняется, что снимать медитирующую Елену Ковылину и меня за компанию категорически запрещается. Протестую, требую меня снимать. Посетители снова расчехляют камеры. Они готовы к общению, но большинство перформеров на контакт не идут, погружение в процесс исключает общение с посетителями. Узнав, что со мной можно разговаривать, спрашивают, буду ли я делать одно и то же каждый день или планируется 9 разных флагов. Отвечаю, что разные, но идентичные. Обещают прийти еще. Кто-то задает вопрос: почему полосы параллельные? Теряюсь, не знаю, почему параллельные...
К окончанию моего четырехчасового заточения в галерейном подвале водружаю на стену еще один звездно-полосатый флаг. Остается сделать еще семь.
P.S. Перед уходом узнаем: стоимость входа на наши представления - 200 рублей. Нам это не нравится. Мы (я и «Еликука») за доступное бесплатное искусство!
Флаг
День первый.
«Последние 20 лет все мы являемся свидетелями того, как нашу прежнюю модель разложившегося социализма беспардонно перекраивают по лекалу импортного капитализма. То, что из этого выходит, выглядит, прямо скажем, не очень складно, да и сидит довольно криво. А может, это "криво" лишь по нашим меркам? Или действительно на складе мирового капитализма не оказалось нашего размера? Какой именно фасон придется нам впору, удастся ли подогнать то, что получилось, под наши индивидуальные особенности и приобретет ли оно более, так сказать, "цивилизованную" форму? На этот и другие вопросы я буду отвечать в течение 9 дней. Собственно, в день по одному ответу».
В таком духе я давал обещания в своем сопроводительном тексте к перформансу, который, как потом выяснилось, включили в экспликацию не в полном объеме, заменив ненужными словами о моем радикально-физиологическом художественном имидже. Суть же серии перформансов заключается скорее в попытке дать единственно верный ответ, может ли завершиться переход из нашего социалистического прошлого в наше возможное капиталистическое будущее.
На практике это выглядит следующим образом. В маленьком проходном помещении на полу сидит человек (художник), с помощью линейки он размечает российский флаг, затем разрезает его на множество полосок, после чего из кусочков собирает уже флаг американский. Финальный аккорд — 50 звезд, ювелирная работа с первого раза не дается, звезды похожи на что угодно, но не на себя. Предполагается, что день ото дня техника будет совершенствоваться и на 9-й день трансформация состоится.
Следить за процессом приглашаю в Галерею на Солянке.
P.S. Отзыв благодарного зрителя: «Эта работа понравилась мне больше всех, я сам работаю на предприятии, где много таких флагов, и регулярно их порчу». Жму ему руку - мы победим!
Художник vs Куратор
В эту субботу состоится бой между мной и художником Гнутовым. Не то чтобы мы испытывали друг к другу нестерпимую неприязнь, вовсе нет. Но в процессе подготовки к выставке noart галереи "Около рыночный фьюжн №1" мы решили, что каждый должен заниматься своим делом, художник - художественным, куратор - кураторским, и чем более мы разграничивали нашу ответственность, тем очевиднее становилась бессмысленность существования одного из нас, и любое выставочное пространство, любая площадка уже казались слишком тесными для нас двоих: куратора и художника. Так наша идея противопоставления приобрела форму физического противостояния, без всякого сомнения, остаться должен только один. Тогда и возникла необходимость проведения боя, который без лишних слов и сопроводительных текстов все расставил бы по своим местам.
Итак, в субботу 6 августа в книжном магазине Циолковский (по адресу: Новая площадь д.3/4 , подъезд 7д в здании Политехнического Музея) в 20.00 состоится бой между художником Гнутовым и куратором Мустафиным.
Как пишет мой оппонент: "Впервые в истории современного искусства скрытый до этого конфликт между художником и куратором, который почти всегда присутствует пусть и незримо, будет по-пацански доведен до открытого физического противостояния, то есть до драки".
В общем, приходите поддержать!
Кстати, выставка также не отменяется.
Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным
Возможно ли судьбу целого художественного поколения свести к одной усредненной приблизительной биографии? Допустим на секунду такую возможность. Тогда в нашем случае выйдет приблизительно так.
Дата рождения - где-то вторая половина 60-х, аккурат под занавес хрущевской оттепели, в одном из многих городов России, незаслуженно округленных до титула "миллионника", достаточно удаленного от центра, чтобы сделать поездку в столицу событием исключительным и малодоступным. Окончание школы приходится на застойное начало 80-х, сразу потом призыв в ряды советской армии с риском расплачиваться за долги воинов-интернационалистов, за дембелем без лишних проволочек поступление в советский институт с бесплатным, например, гуманитарно-художественным образованием и выпуском в новую неопределенность первых смутных девяностых. Затем следует период ничем не ограниченных и никем не востребованных творческих экспериментов, бытовая трансгрессия, экзистенциальный бунт, определение дискурса и формирование художественной среды, вплоть до полного исчерпания иллюзий и местного потенциала.
Долгожданные нулевые вместо обещанного конца истории, приносят сытое чувство новоиспеченной стабильности, а вместе с ней ощущение невосполнимой потери, "проблема-2000" на поверку оказывается сбоем совсем других систем, поднимается новая волна внутренней эмиграции. Приблизительно в это время художник обнаруживает себя в одном из многочисленных московских офисов, а чуть позже, потеряв собственную хватку и оказавшись в тисках нового ритма, добровольно расстается с художником в себе ради иного статуса, понемногу растворяясь в кипящей массе успешного креативного класса.
Что это было? Форма коллективного протеста символизирующая смерть автора? Художники, подобно леммингам стадно-бессмысленно жертвующие собой, что в конечном итоге снова оказывается всего лишь оптической иллюзией, где нет ни жеста, ни авторства, ни даже массовости этого жеста.
На выставке мы предъявим работы нескольких художников, на первый взгляд совершенно не связанных между собой, однако связь существует: авторов объединяет нечто большее, чем, скажем, стилистическое сходство или приверженность некой традиции. Их роднит тотальное отсутствие творческих амбиций, готовность порвать со своим художественным прошлым или предложить его в обмен на Другое будущее. Поэтому вы не узнаете имен тех, кому удалось расстаться с собой как художником, - представленные работы выставлены на условиях полной анонимности. Такой отказ от авторства ставит всех авторов в одинаковое положение. Более того, он превращает всех авторов в одного анонимного автора с одной универсальной судьбой, которой хватило на целое поколение - поколение художников, пожелавших остаться неизвестными.
27 июля в 20:00 в Арт-пространстве Spider&Mouse (Ленинградский просп., 58 ст. метро "Аэропорт") состоится открытие выставки "Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным", которая продлится до 7 августа.
Авторы идеи Денис Мустафин и Матвей Крылов
"Художники против государства"
Идея судиться с государством по любому поводу, собственно, лежит на поверхности, постоянно подогреваемая самим государством яростно преследующим активистов, художников и прочих хороших людей. Ленты новостей пестрят сообщениями о новых судах по беспределу, тут кажется, процесс действительно важнее результата. Все больше тех, кого машина правосудия пропустила сквозь свои жернова. Вылезши оттуда помятые, они уже не сомневаются в правильности выбранной позиции. Государственная машина штампует оппозиционеров. В ситуации отсутствия альтернатив и сужения поля свобод, эта процессуальная процедура становится отличительным знаком времени, типа хипстеров, эдаким трендом для амбициозных и жаждущих борьбы.
Нам говорят: на улицы выходить без "разрешения" нельзя - пожалуйте в суд. То есть выход на улицу - это как приглашение на танец. Все давно это поняли. Тему судебных взаимоотношений с государством развивают Лоскутов, "Война", Вика Ломаско и другие. Уже говорят о сформировавшемся модном жанре: "Суд надо мной"; вот и Кашин пишет. Не использовать суд как трибуну для пропаганды собственных идей и диалога с властью просто глупо, потому что другого, повторюсь, почти не осталось.
Около года назад мне пришла в голову идея одного остро актуального художественного проекта. Для его реализации требовалось собрать группу смелых, терпеливых художников, а также журналистов и правозащитников. Стал искать. Обратился к "Солидарности", к нескольким независимым правозащитникам, разговаривал с художниками из числа тех, кто "мог бы", делился с журналистами, но желающих вписаться не находилось. Пришлось на время оставить идею.
После акции с флагами "Белое на красном" 24 июня на Красной площади нас с фотографом и художником Владом Чиженковым доставили в ОВД "Китай-Город", где на удивление вежливые полицейские через два с половиной часа вручили нам копии протоколов и повестку в суд. Вначале мы было решили в суд не идти - пустая трата времени. Но желание развить тему, повеселиться и, конечно же, попиариться за счет государства заставило нас изменить свое решение. И мы решили бороться!
Тут я вспомнил о своем несостоявшемся проекте. Суть его в двух словах заключалась в том, чтобы превратить судебный процесс в художественный проект, при этом не забывая о практической стороне вопроса, то есть отстаивать свои интересы предполагалось по-настоящему, но, возможно, не всерьез. На подготовку времени почти не оставалось, было очевидно, что первый блин случится комом, ну вот такое, значит, хуевое искусство.
Представлять наши интересы в суде вызвался активист "Другой России" Матвей Крылов. Неоднократно судимый по многочисленным поводам, он имел опыт нахождения в суде, а также острое желание попробовать себя в качестве защитника. Для него было сюрпризом, что судить нас станет судья Боровкова, судившая Матвея незадолго до этого за участие в митинге на Триумфальной 31 марта и презревшая, наверное, все аргументы защиты. Стратегию мы выбрали простую - настаивать на отсутствии состава правонарушения, ссылаясь на статью 44 Конституции, гарантирующей нам свободу творчества.
Для начала суд опоздал на два часа - нас пригласили в зал в 13 часов вместо 11 утра. К тому времени мы успели заполнить стопку необходимой макулатуры, посмеяться над полицейскими-свидетелями и растерять всякий энтузиазм. Звали по отдельности. Я подслушивал, стоя под дверью, как полицейские мужчина и женщина по очереди снова врали про то, как мы выкрикивали лозунги и убегали с Красной площади. Адвокат Матвей задавал изобличающие вопросы, просил приобщить фотографии, где у нас демонстративно закрытые рты, уточнял у полицейского, в чем, на его взгляд, отличие политической акции от художественной, требовал не учитывать мнение полицейского как, возможно, заинтересованной стороны, согласно такому-то решению какого-то суда, просил свидетелей не подсказывать друг другу и нарвался в конечном итоге на обещание быть выгнанным из зала суда за непрофессионализм и некорректное поведение.
Наконец позвали меня. Я ответил на несколько дежурных вопросов. Адвокат Матвей просил приобщить к делу всевозможные ходатайства параллельно строча отчеты в Твиттер. "У вас все или есть еще какие-то ходатайства?" - спрашивает Боровкова. "Пока все, - говорит Матвей и замечает у себя на столе заранее заготовленное заявление об отводе судьи. - А, нет, вот еще..."
Через полчаса мы покидаем здание Тверского суда, не дождавшись пока судья Боровкова, удалившаяся совещаться сама с собой, принимать ли ей решение о собственном отводе или нет, снова вернется, чтобы судить нас. Свое наказание мы уже понесли, убив несколько часов на всю эту судебную волокиту. Но, может, вправду ради искусства.
Белое на красном
Сегодня на Красной площади в Москве прошла акция - торжественный отказ от белого флага, приуроченный к годовщине парада Победы 1945 года.
Равнозначно ли бросание белого флага под красную кремлевскую стену подъему черного флага над своей головой? Это один из тех вопросов, на которые нельзя ответить теоретически. Для ответа на этот вопрос обязательно проверяющее действие.
Выбрасывание флага - это возвращение власти ее главного подарка – права личности на капитуляцию. Если вы считаете, что время «разумной» капитуляции прошло и разум должен стать на службу сопротивления, бросайте на их главной площади свой белый флаг. Это акт объявления войны собственному конформизму по отношению к их власти.
Это посланное по главному адресу сообщение о том, чтобы на вас больше не рассчитывали. С этого дня на каждом выброшенном белом флаге будет расти и расплываться черная точка, пока она не захватит весь ваш флаг целиком. В нулевых годах нам всем дали возможность капитулировать без позора. Тот, кто бросает свой белый флаг под их стену, отказывается от этого права. Социальная игра обостряется, и отношения власти больше не предполагают автономии и уклонения. Межреволюционный период заканчивается на наших глазах и в наших сердцах. Открыт сезон сопротивления и вмешательства.
Белый – это цвет молока, которым нас кормит власть, прижимая к своей груди. Белый – это цвет согласия с чужой гегемонией. Если вы чувствуете, что у вас прорезались зубы, разожмите ментальные объятия правящего класса и верните им «свой» белый флаг. Он больше не ваш. С этого момента у вас нет перед их властью никаких обязательств. Вы совершили революционный ритуал освобождения личности.
"Платформа Химки"
6 лет длится история защиты Химкинского леса экологами. Конфликт вокруг Химкинского леса получил оценку руководства страны. В том, что новая платная дорога Москва—Петербург будет проложена через Химкинский лес, виновато прежнее правительство Москвы. Вырубка участка Химкинского леса началась 15 июля 2010 года и сопровождалась бурными протестами. Трассу через Химкинский лес уже не перенести. Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова отметила, что экологи разбили палатки рядом с местом вырубки и не собираются уходить. Проложить шоссе прямо посередине Химкинского леса – наихудший маршрут. Правозащитники просят Медведева остановить вырубку Химкинского леса. Вырубку Химкинского леса остановят на время переговоров с экологами. ОМОН задержал защитников Химкинского леса. Также была создана специальная комиссия по экологии, которая будет решать судьбу непрорубленного участка Химкинского леса. В Химкинском лесу, где возобновилась вырубка деревьев под строительство скоростной трассы «Москва-Петербург», произошла стычка с участием защитников леса и сотрудников охраны вырубки - это уже второй подобный случай за последние сутки. В понедельник совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека провел заседание, посвященное Химкинскому лесу. На сегодняшнем заседании Совета по правам человека при президенте состоялось подписание обращения в защиту Химкинского леса и его защитников, сообщает движение «Экологическая оборона Московской области». Конфликт вокруг Химкинского леса разгорелся после того, как в 2006 году были обнародованы планы о прокладке участка скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург через лесной массив, для чего было принято решение провести масштабную вырубку. Движение «В защиту Химкинского леса» обратилось в Страсбург. Однако пресс-конференция началась с вопроса о защитниках Химкинского леса. Неизвестные подожгли технику, осуществляющую подготовку к строительству первого участка платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург в Химкинском лесу. Активисты «Движения в защиту Химкинского леса» заявили, что им удалось остановить вырубку на просеке, где идут подготовительные работы для строительства платной автотрассы Москва - Петербург. «Северо-западная концессионная компания» требует от властей РФ компенсации за отсрочку строительства трассы через Химкинский лес. Верховный суд отказался признать незаконным распоряжение правительства РФ о выведении 150 гектаров земли в Химкинском лесопарке из лесного фонда для строительства участка платной дороги Москва - Санкт-Петербург. В Химкинский лес прибыли около ста человек в масках, «похожих на радикальных футбольных фанатов». «Неизвестные люди в масках и милиция разгромили палаточный лагерь экологов, протестовавших против вырубки химкинского леса…». Правительственная комиссия с участием вице-премьера Cергея Иванова вчера приняла решение о строительстве платной дороги через химкинский лес. Земли Химкинского леса через сайт «ХимкиЛэнд.ру» продает коллективное сельскохозяйственное предприятие «Химки». В Химках были убиты и искалечены журналисты, писавшие по теме Химлеса. К защите Химкинского леса стали подтягиваться представители других инициативных групп, защищающих свои парки и леса. Участие в акции протеста против вырубки Химкинского леса перед зданием администрации города Химки принимали около 500 человек, придерживающихся анархистских и антифашистских взглядов, а не 70-80. Не обошли вниманием и строительство через Химкинский лес трассы Москва - Санкт-Петербург. В пятницу милиция прекратила работу палаточного лагеря, сооруженного активистами в защиту Химкинского леса. Милиционеры задержали в четверг для дачи показаний активиста-эколога движения в защиту Химкинского леса. ОМОН задержал группу активистов-экологов, стоявших лагерем в Химкинском лесу и препятствовавших его вырубке. «Автодор»: действия зеленых в Химкинском лесу угрожают жизни людей. Верховный суд РФ 27 апреля признал законным строительство трассы «Москва - Санкт-Петербург» через Химкинский лес. Конфликт вокруг Химкинского леса, возобновившийся в середине апреля, вновь набирает обороты. Приехавший в Москву вице-президент США Джозеф Байден вручил в четверг лидеру движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой учрежденную Госдепом США международную награду «За храбрость». Общественные слушания «Единой России» о судьбе Химкинского леса закончились полной победой его противников. Между тем, 29 июля из милиции отпустили задержанных членов движения в защиту Химкинского леса.
Noart галерея представляет в «Гилее» выставку «Платформа Химки». Среди участников: группа «Бомбилы», Виктория Ломаско, группа «Война» и другие.
Куратор: Александр Глибин.
Выставка состоится 25 июня в субботу в 19.00 по адресу Тверской бульвар, д.9.
Вход свободный.
Художественный протест в России и в мире
Протест в России понемногу входит в моду, и у него обнаруживается все больше сторонников, в том числе и в среде художников. Им скучно просто стоять с мегафоном или бегать с файером, поэтому акции с их участием приобретают иное, уже художественное, звучание.
Самой интересной акцией в России мне кажется Хуй "Войны" на Литейном. За рубежом - волна оранжевых революций на Ближнем Востоке и в Африке.
Искусство в целом, особенно то, что зовется актуальным, просто не в состоянии игнорировать растущие протестные настроений и различные проявления политической активности, оно вынужденно следует этим тенденциям и понемногу само некоторыми своими краями оказывается включенным в актуальный протестный контекст.
Наши заметные представители художественного протеста: в Питере – «Война», в Москве – группа «ПГ», в Новосибирске - Монстрация. Самый яркий западный образец - это французский «Невидимый комитет», книга которого «Грядущее восстание» ожидает выхода в издательстве «Контркультура». Не думаю, правда, что сам «Невидимый комитет» назвал бы свой протест художественным, но и название группы, и текст кажутся мне дико концептуальными и вдохновляющими.
Я за то, чтобы объединять художников и активистов, создавать совместные группы и ебашить протестное актуальное искусство до тех пор, пока народ в зале, кричавший "это хулиганы!", не закричит: "Вот оно, искусство!"
О правилах безопасности при организации и проведении художественных массовых мероприятий
Сегодня искусство снова становится массовым, и не только в том смысле, что каждый, не имея на то веских оснований, может считать себя художником, но и в смысле роста популярности групповых художественных практик. Художники объединяются, их внимание все более фокусируется на акционизме. Одновременно гражданские активисты применяют все более креативные приемы. Некоторыми групповыми акциями таких активистов восхищаются как произведениями искусства, а художникам-активистам, устраивающим протестные акции уличного вандализма, вручают государственные премии, что, в свою очередь, вдохновляет все новых и новых молодых людей на процессуальное протестное творчество.
В то же время официальные представители российской власти, да и власть в целом без иронии относятся к проделкам художников, по малейшему сигналу запуская на полную мощь всю государственную машину возмездия.
Но всегда ли художник-хулиган - художник-преступник? Можно ли действовать и протестовать, находясь в рамках закона, и как уберечь себя, оказавшись за рамками? Стоит ли собираться больше трех, как правильно кричать и когда лучше помалкивать?
Об этом и многом другом мы постараемся рассказать на нашем семинаре "О правилах безопасности при организации и проведении художественных массовых мероприятий", который пройдет в Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова 28 мая в 16.00.
Выступят:
Дмитрий Андриянов - специалист по IT
Юлия Башинова - правозащитник
Илья Будрайтскис - художник, активист
Матвей Крылов - активист
Александр Черных - журналист
Организаторы:
Матвей Крылов
Денис Мустафин