Блог: Свободное место
Здесь размещают свои сообщения члены клуба "Граней.Ру".
Список членов клуба →
"Совок" крепчал...
В Тюмени продолжается процесс над преподавателем Тюменского университета Андреем Кутузовым, обвиненным в экстремизме.
Судебное заседание 12.01.11 г.
Кроме семи статистов от «правоохранителей», в зале суда находится свидетель обвинения господин Урлов. Тот самый уголовник с большим стажем, который, по версии обвинения, непонятно для чего пришел на митинг 30 октября 2009 года, получил из рук Кутузова крамольную листовку и так обиделся за сотрудников Центра «Э», что снес ее в милицию. Для того чтобы не пустить в зал прессу и общественность, в бой брошены лучшие силы! Опера и сидящие на крючке у правоохранительных органов уголовники.
(Читать целиком)
Мы говорим теракт - подразумеваем рейтинг
Никакая конспирология не нужна, чтобы понять очевидное. Если режим основан на ключевых признаках патриофилии - страхе свободы и мистической любви к сильной руке, - незачем искать конкретных выгодоприобретателей от конкретных терактов. Этим выгодоприобретателем является сам режим. И конечно, прежде всего, его администрация - слой, кормящийся на крови, социальной истерии и всех разновидностях фобий.
Они весьма умело управляют нехитрым механизмом подогревания самых низменных инстинктов, удерживающих население в состоянии относительно сытого быдла или напуганного стада. Они хорошо отслеживают все колебания социальных настроений и жестко контролируют любые критические отклонения от допустимых диапазонов.
В такой схеме теракты становятся производными от рейтинга. И наоборот.
И так будет всегда, пока система не будет разрушена коренным образом и заменена новым общественным устройством, основанным на рациональных, гуманистических началах.
Террор и Хоррор
В первую очередь - соболезную всем родным и близким погибших. Желаю пострадавшим поправиться с минимальными потерями. И всем воспринявшим трагедию лично - будьте сильными, бесстрашными и не выключайте рассудок.
Дальше несколько соображений.
1. Взрывы, произошедшие в Москве за последний год, сложно назвать террором. У террора есть автор и декларируемая цель. Нынешняя ситуация больше подходит под определение "хоррор". "«Xоррор», в отличие от «террора», это не метод государственного управления посредством устрашения и не средство достижения политических целей, а нагнетание ужаса как такового: повседневного, физического, метафизического, религиозного, эстетического", - почти десять лет назад писал Михаил Эпштейн. После каждого взрыва вспоминаю эти слова. Хотя отсутствие "авторства" заставляет его искать и выставлять ситуацию классическим террором.
2. Ублюдочность ситуации в стране просто угнетает. Любой человек, даже вполовину открывший глаза на тотальный беспредел в стране, рефлексивно перестает доверять власти. Особенно в таких трагических случаях. За отсутствием деклараций теракта многие приписывают авторство нынешнему режиму. Может ли иметь какое-то будущее страна в такой ситуации? А еще добавьте сюда, что хороший человеческий поступок автомобилистов, ринувшихся бесплатно развезти людей из аэропорта, воспринимается чуть ли не через слезы, как геройство и невиданное благочестие. И что еще важно: через несколько месяцев мы закрутимся миллионами деталек в жутком ритме мегаполиса, закрутимся до потери памяти о сегодняшнем взрыве.
3. Если допустить, что каким-то группировкам во власти выгоден террор, то в чем его смысл? Подавляющее большинство забудет о взрыве через несколько месяцев. Еще больше людей уйдут в тотальное отрицание власти. Если первые взрывы в столице были ошеломительны и вокруг этого можно было сформировать нужное общественное мнение, то сейчас нет никакого возбужденного общественного мнения. Проголосовать за кого надо - проголосуют и так: технологии устранения конкурентов и обеспечения административным ресурсом нужных цифр давно отработаны. А для легитимности и народного одобрения есть Олимпиада и Чемпионат мира по футболу.
В политических версиях взрыва нет обращения к обществу. Это может быть обменом "сигналами" между различными группировками. Обмен сигналами за счет наших с вами жизней.
Какая бы из причин взрыва ни была реальной, ситуация проста: мы живем в атмосфере хоррора, где ничего не понимаем, ни на что не влияем и легко можем потерять жизнь в играх плохих парней.
Центр Э на боевом посту?
В то время как сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом ловили активистку «Другой России» Татьяну Кадиеву, смертник осуществил теракт в Домодедово.
Вы чем, скоты, занимаетесь? Вопрос риторический. Вместо предупреждения терактов – борьбой с оппозицией.
О третьем деле "ЮКОСа"
Я даже не знаю, что можно нового сказать о "третьем деле "ЮКОСа". Ничего не происходит кроме того, что было раньше. Прокуроры и ранее заявляли, что дело №174103 продолжает расследоваться. Они его в 2003 году возбудили, с тех пор и расследуют, и это можно до бесконечности делать.
Трудно говорить о каких-то ожиданиях, посмотрим, что будет. Конечно, фразы Лахтина и Ибрагимовой о том, что «перед судом предстали расхитители, обокравшие государство и простых акционеров на миллиарды долларов», «они должны и будут сидеть», преждевременны, учитывая, что приговор еще не вступил в законную силу. Рано делать такие выводы. Но мы же знаем, что они что хотят, то и делают. Будем ли мы как-то реагировать на эти слова – надо обсудить с нашими доверителями, у нас пока не было возможности этого сделать. Вообще я не стала бы заострять внимание на том, что сказали прокуроры. Потому что говорить можно все что угодно, а что за этим последует – увидим.
Со вторым делом ведь тоже все было странно и непонятно. Сначала, в 2005 году, нас известили о приглашении в следственный изолятор для предъявления новых обвинений. И в итоге ничего в 2005 году не предъявили. Все тянулось аж до конца 2006 года, когда Ходорковского и Лебедева в Читу перевели. Они долгое время не знали, что им вообще делать. И очень долго расследовалось дело без уведомления об этом их самих и их адвокатов. Более двух лет шли запросы в разные страны, в этих запросах говорилось о том, что они являются обвиняемыми. А мы все это увидели уже только в материалах дела через два с лишним года.
Мы в данный момент заняты кассацией. Долгое время не могли получить приговор. Сейчас у нас нет протоколов судебного заседания. Последние протоколы, которые нам выданы, - за январь 2010 года. То есть сейчас мы даже полноценную кассационную жалобу подать не можем, у нас нет для этого достаточного количества документов.
Одежда, чтобы не изнасиловали
В пьесах театра абсурда мир представлен как бессмысленное, лишенное логики скопление фактов, поступков, слов. Нечто похожее можно увидеть в высказываниях протоиерея Всеволода Чаплина.
18 января председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества выступил с новой инициативой – придумать для всех россиян дресс-код. Перечитываю это послание в десятый раз, и все страшнее и страшнее делается.
Начинает он так: "Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало. Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю изнасилование и неприличные приставания, - и в мыслях того не было". То ли меня память подводит, то ли еще что, но только мы никак не собирались обсуждать чей бы то ни было внешний вид. 17 декабря 2010 года на круглом столе, посвященном межэтническим отношениям, г-н Чаплин высказался в том духе, что женщина своим внешним видом может спровоцировать "не только кавказца, но и русского", чтобы ее изнасиловали. Этим он одновременно поддержал нацистские и сексистские установки распространенные в нашем обществе.
Два водораздела одной стратегии
Споры о Стратегии-31 (или, если точнее, о целях и задачах движения в защиту свободы митингов и собраний) кипят, как разум возмущенный, поскольку:
- маскируют (как и положено в каждом уважающем себя освободительном движении) куда более серьезные разногласия внутри оппозиции, связанные с совершенно противоположными "картинками" будущего торжества сил добра над силами еще большего зла;
- нет четкой концепции, однозначно понимаемой цели движения.
Например, сахаровский лозунг "Долой 6-ю статью!" все понимали как требование перехода к парламентской демократии (президентскую не могли представить и в страшном сне); лозунги "Свобода Литве!" или "Свобода Грузии!" понимали как требование создания независимых буржуазно-демократических государств.
Но никто не понимает, что значит победа Стратегии-31. Одни убеждены, что требуют реализации конституционного права на свободу митингов и демонстраций напрямую, без оглядки на действующий закон, дважды – 2 апреля 2009 года и 1 июня 20100-го - признанный Конституционным судом соответствующим Конституции. Другие – мы требуем недискриминационного применения к нам закона: хотим на Триумфальную, хотим – на Тверскую... Но эти цели в сущности диаметрально противоположны: либо защита правильного применения закона, либо отмена закона. Но никто из идеологов Стратегии-31 не призвал требовать изменения закона о пикетированиях, собраниях, митингах, шествиях (пресловутый ФЗ-54).
Идут сплошные рассуждения о попираемых правах и свободах. Но свободу попирает либо закон, либо его неисполнение. Так возникает диалектическое противоречие между наличием маленького серебряного изделия культового назначения на груди и отсутствием тоже компактного трикотажного изделия на чреслах.
Хотите спасти Стратегию-31 - примите Хартию-31, в которой четко определите, чего вам хочется.
Заявление "Мемориала" о незаконности засекречивания ключевого документа "катынского" дела - снова в Верховном суде
Напомним, что 21 апреля 2010 г. Верховный суд Российской Федерации признал незаконным отказ Московского городского суда от 28 декабря 2009 г. принять к рассмотрению заявление Общества «Мемориал» от 14 декабря 2009 г.
В результате рассмотрение все же состоялось, однако решением от 2 ноября 2010 г. Московский городской суд отказал Обществу «Мемориал» в удовлетворении заявленных требований:
— о признании незаконным и необоснованным решения Главной военной прокуратуры (ГВП) о засекречивании Постановления от 21 сентября 2004 г. о прекращении уголовного «катынского» дела;
— о признании необоснованным решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 22 декабря 2004 г. о сохранении секретности указанного Постановления ГВП;
— о признании незаконным отказа Межведомственной комиссии от 27 августа 2009 г. отменить решение о засекречивании Постановления ГВП о прекращении уголовного «катынского» дела.
В ходе заседания 2 ноября 2010 г. Мосгорсуд отказал «Мемориалу» в истребовании оспариваемых актов ГВП и Межведомственной комиссии для изучения их в судебном заседании, а также в привлечении Федеральной службы безопасности к участию в деле в качестве третьего лица. В связи с тем, что по мнению «Мемориала» Московский городской суд нарушил ряд положений законодательства, судебное решение от 2 ноября 2010 г. было нами обжаловано в кассационном порядке.
Рассмотрение кассационной жалобы в Верховном суде Российской Федерации назначено на 26 января 2011 г. Заседание состоится в 14 ч. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Поварская 15, подъезд 5, зал 5035. Не исключено, что в начале заседания Верховный суд вынесет определение о рассмотрении жалобы «Мемориала» в закрытом судебном заседании.
Написал стихи
Написал стихи. Вдохновившие картинки прилагаю.
Двадцать шестого ноль-девятого две тыщи десятого
около двадцати одного часа
у меня
возник
преступный умысел
на публичное оскорбление представителей власти,
находящихся при исполнении
своих служебных обязанностей,
в связи с их исполнением.
Двадцать шестого ноль-девятого две тыщи десятого
около двадцати одного часа
я,
реализуя свой преступный умысел,
осознавая общественную опасность своих действий,
публичный и неприличный характер
своих высказываний
и поведения,
факт принадлежности
гладких дородных моисеев-сосунов
к представителям власти,
находящимся при исполнении своих служебных обязанностей
и в связи с их исполнением,
предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий
и желая
их наступления,
действуя с прямым умыслом,
в присутствии посторонних лиц,
стал выражаться
грубой
нецензурной
бранью
в адрес сотрудников милиции —
гладких дородных сосунов-моисеев,
употребив нецензурные выражения,
противоречащие
установленным правилам поведения,
требованиям
общечеловеческой
морали
и грубо унижающие
честь
и
достоинство
последних, как сотрудников милиции,
публично оскорбил их
как представителей власти,
находящихся при исполнении
своих служебных обязанностей
и в связи с их исполнением.
(Источник вдохновения)
Повторение пройденного
РПЦ предлагает ввести в стране национальный дресс-код. КПСС это уже делала. Осмелюсь предложить автоцитату:
«В конце 1950-х гг. в СССР впервые появились шорты, но чтобы носить их даже на курортах Крыма и Кавказа, требовалось мужество. По распоряжению местных властей мужчин в шортах не обслуживали ни в магазинах, ни в столовых, ни в парикмахерских. Увидев за рулем автомобиля водителя в шортах, милиция могла остановить машину и потребовать, чтобы человек тут же переоделся. Местные жители говорили, что шорты оскорбляют их нравственные чувства. В Москве и в Ленинграде шорты постепенно стали привилегией иностранцев, россияне завоевали это право только после крушения советской власти.
Столь же энергично преследовались декольтированные платья и традиционные сарафаны. Вспоминаю комичный случай в Гурзуфе в 1970 г. Отдыхавшая в Доме творчества художников интеллигентная немолодая дама, кандидат искусствоведения из Ленинграда, вышла на набережную во вполне приличном сарафане в тот день, когда местная милиция проводила очередную кампанию за чистоту нравов. Даму задержали и оштрафовали на 1 рубль, а когда она потребовала указать в квитанции, за что, милиционер наивно написал: «За оголение». Когда эту бумажку увидели обитатели Дома творчества, они кинулись на набережную скопом, снимая с себя не только все что можно, но и то, что нельзя. Но милиционеры, видимо, уже поняли свою ошибку и стыдливо отворачивались, а когда дамы нагло к ним приставали, демонстрируя полуобнаженные телеса, в квитанциях о штрафе писали: «За нарушение общественного порядка». Штраф «за оголение» так и остался единственным.
В 1970-х гг. во многих городах административно преследовали юношей и молодых мужчин с длинными волосами и женщин в джинсах или брючных костюмах. В Ленинграде милиционеры и народные дружинники прямо на улице хватали длинноволосых юношей, всячески оскорбляли их, насильственно стригли, а затем фотографировали и снимки выставляли на уличных стендах, с указанием фамилий и места работы или учебы, под лозунгом: «Будем стричь, не спрашивая вашего согласия».
(И.Кон. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России. Изд.3, М. 2010, с. 247)
По ленинским местам
Удивительно, насколько причудлива избирательность русской истории. Казалось бы, со всеми перипетиями последнего двадцатилетия имя революционера Ленина как основоположника одной из главных тоталитарных доктрин XX века должно было по праву стать предметом частого и заинтересованного к нему обращения, да и, впрочем, пристального научного изучения его обширного наследия. Однако об Ильиче не просто забыли, ему последовательно предпочли Сталина – невыдающегося, прямо скажем, революционного теоретика и далеко не новатора в смысле политической практики, несмотря на весь его сатанинский масштаб.
Про Гитлера. С подачи Андрея Козенко.
«Были сегодня в эфире "Радио Свобода" с немецкой журналисткой Соней и Александром Верховским из центра СОВА. Соня все допытывалась: правда ли, что российские ультраправые почитают Гитлера. Мы с Верховским пожимали плечами: "Ну, да почитают".
- Он же напал на Россию! - горячилась Соня.
- Ну, напал. А наши фашики говорят, что это была его ошибка. Они ему простили, - втолковывали мы».
Российские ультраправые почитают Гитлера по той же причине, что некоторые почитают Наполеона (кстати, тоже нападавшего на нашу страну), Чингисхана, Александра Македонского, Цинь Шихуанди и прочих.
Все перечисленные персонажи к настоящему времени стали культурными героями (или антигероями) для всего человечества. Поэтому абстрактный поклонник Александра Македонского, Наполеона или Гитлера относится к нему не как к конкретному историческому лицу, стороннику или противнику России, а примеряет взгляды и действия Македонского, Наполеона или Гитлера к своему собственному народу или даже просто к себе самому.
Таким образом выскочка-корсиканец, гениальный полководец, тиран, заливший кровью всю Европу Наполеон стал героем любителей военной истории и сторонников социальной мобильности – современных бонапартистов всех стран.
Таким образом создатель эллинистической цивилизации Александр Македонский стал героем сторонников «общечеловеческих ценностей», тех, кто желает просвещать отсталые народы.
Таким же образом Адольф Гитлер, расист и антикоммунист, стал героем большинства ультраправых. Он такой же, как они.
Какой же отсюда следует вывод? Человечество едино в гораздо больше степени, чем оно себя рефлектирует. Нас объединяют одни и те же герои и антигерои. Русские нацисты такие же, как нацисты, скажем, канадские. Русские анархисты походят на греческих. Непальские маоисты слабо отличаются от латиноамериканских. Сторонники Франко и Пиночета ходят по улицам Москвы и Сиднея.
Эти группы могут ненавидеть друг друга и не считать своих оппонентов за людей. Но все мы принадлежим к одному виду Homo Sapiens. Даже умение ненавидеть и то нас объединяет.
Чутье судьи Проняевой
Сегодня в Ленинском районном суде г. Екатеринбурга у судьи Проняевой началось
рассмотрение по существу заявления политзаключенного Алексея
Соколова и его жены Гули Соколовой, обжаловавших действия ФСИН России по
направлению Алексея Соколова для отбывания наказания в Красноярский край.
Оказывается, что это было сделано по индивидуальному наряду, утвержденному первым заместителем директора ФСИН России Эдуардом Петрухиным.
В суде интересы заявителей представлял адвокат Роман Качанов.
Дело в том, что осужденный по закону должен отбывать срок по месту своего
жительства. И этому есть логическое объяснение. Ведь человек не должен
утрачивать социальных связей с близкими, родными и друзьями. Но к Соколову у
ФСИН особое отношение. Это отношение проявляется как в мелких пакостях ФСИН по отношению к Алексею, так и в более "солидных" действиях, таких как отправка Алексея на другой конец
страны, подальше от жены, ребенка, друзей и его защитников.
(Читать целиком)
После поездки в Грозный
Несколько дней назад, находясь в Грозном, я стала свидетелем чудовищной картины: людей среди зимы выселяют из общежитий, не предоставляя альтернативного жилья. В основном это беднейшие семьи с инвалидами, с малолетними детьми, утратившие жилье в результате военных действий.
Я узнала об этом, проходя мимо одного из общежитий в Старопромысловском районе Грозного. Увидела груду вещей у входа, суету, услышала крики. Поинтересовалась, что происходит. Хозяин вещей рассказал, что его выселили, но ему некуда идти. У него четверо детей, трое из них, шокированные выселением, попали в больницу, четвертого вместе с мамой приютили на время знакомые, сам же глава семьи караулит здесь вещи и ночует чуть ли не на улице.
Трупный зов
"Из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин 1:46). Такими скептическими словами встретил один честный израильтянин благую весть о появлении Спасителя. Примерно так же отнесся наш современник Александр Скобов к сообщению о том, что "Единая Россия" выступила за предание земле тела Ленина. Первого советского вождя г-н Скобов не жалует, однако еще сильнее он не любит сегодняшнюю российскую власть и поэтому с недоверием и раздражением воспринимает все, что от нее исходит. По его мнению, нынешняя инициатива единоросов есть не что иное, как "самое мракобесное охранительство в духе "православия, самодержавия, народности".
Что и говорить, репутация у активистов
"партии власти" еще хуже, чем у обитателей Назарета две тысячи лет назад. И наверняка пропагандистский ход ЕР продиктован не самыми достойными мотивами. Но важнее все-таки существо дела - а оно в том, что мумия основоположника коммунистического режима не должна храниться в святилище на главной площади столицы. Г-н Скобов утверждает, что для решения такого вопроса в обществе нет необходимого консенсуса, что сегодня ликвидация Мавзолея будет воспринята значительной частью граждан крайне болезненно. Эти опасения кажутся мне преувеличенными - и в любом случае пусть уж "Единая Россия" сама решает проблемы с исправно голосующим за нее большинством. Не дело демократической оппозиции выступать за увековечение национального позора, лишь бы досадить власти.
В апреле 1953 года престарелый Бунин писал: "Хоть бы сто раз туда меня позвали и была бы в Москве во всех отношениях полнейшая свобода, а я мог бы двигаться, все равно никогда не поехал бы я в город, где на Красной площади лежат в студне два гнусных трупа". Как известно, в 1961 году одним трупом в студне стало меньше - Сталина из Мавзолея вынесли. Соответствующее решение было принято руководством правящей партии - без особой заботы о всенародном консенсусе. Неужели г-н Скобов и тогда выступил бы за сохранение мавзолейного статус-кво?
Дворкович нарушает контракт
В связи с предложением г-на Дворковича отменить стипендии хочу поделиться парой мыслей.
На днях я фактически добровольно лишила себя зимних каникул, не согласившись на «четверку» за экзамен: буду пересдавать, чтобы стояли все «пятерки». Стипендия у отличников на тысячу рублей больше. По этому поводу мои знакомые иронизируют: ты же, мол, либертарианец – как же ты берешь деньги у государства? И вчера уже поинтересовались: не поддержу ли я Дворковича - ведь он, как настоящий рыночник, сказал, что «всего нужно добиваться своим трудом»?
Нет, не поддержу.
Камчатский пленник
Эта история требует немедленного внимания. Аркадий Гонтмахер, 53-летний бизнесмен и гражданин США, был задержан в Москве 20 сентября 2007 года по обвинениям в незаконном вылове краба, отмывании денег и создании организованной преступной группировки. Гонтмахер, его адвокаты и сотрудники заявляли и предоставляли документы о его полной невиновности и абсурдности выдвинутых обвинений, однако его продержали в тюрьме почти три года без суда.
Адвокаты не раз обращались с просьбой изменить меру пресечения для Гонтмахера и отпустить его из СИЗО, ссылаясь на то, что Госдума приняла закон не держать обвиняемых за экономические преступления в тюрьме до суда. Однако он отпущен не был.
В начале 2010 года Европейский суд по правам человека дал этому делу приоритет в связи с вопиющими нарушениями основных прав человека, и в марте 2010 года начались соответствующие контакты между российскими властями и Евросудом.
16 декабря 2010 года после нескольких месяцев судебного разбирательства суд присяжных единогласно признал Гонтмахера невиновным по всем предъявленным обвинениям и установил, что в его действиях не было состава преступления - краб и другие морепродукты покупались на открытых торговых площадках со всеми необходимыми документами, и компания никогда не занималась ни добычей, ни вывозом краба из России. Однако сразу после вынесения оправдательного приговора Гонтмахера тут же, в зале суда, снова задержали по таким же обвинениям, искусственно выделенным из предыдущего дела. От таких эмоциональных перепадов у Аркадия Гонтмахера случился сердечный приступ мерцательной аритмии, и он попал в реанимацию Петропавловск-Камчатской больницы. Находясь в тюрьме 39 месяцев в предварительном заключении, г-н Гонтмахер приобрел потенциально смертельное заболевание – пароксизмальную фибрилляцию предсердия, а также болезнь почек.
О Мавзолее
Я с 1972 года являюсь сторонником Партии социалистов-революционеров. Уже поэтому всю свою политически сознательную жизнь я политический и идеологический противник Ленина. Мое отношение к нему вполне точно выразил в некрологической заметке о нем лидер и идеолог моей партии, политэмигрант Виктор Чернов. Роль Ленина в российской истории я оцениваю в целом негативно. Я считаю его лично ответственным за жестокости Гражданской войны и террора. Не его одного, разумеется. Но его мощная воля толкала страну к тому, чтобы этой жестокости было больше. Кроме того, я противник любых мавзолеев.
Тем не менее, устраивать сейчас очередную свару по поводу Мавзолея я считаю политически вредным. Такие вопросы можно решать, когда по ним в обществе существует достаточно широкий консенсус. Между тем сегодня ликвидация Мавзолея несомненно будет крайне болезненно воспринята значительной частью граждан, будет воспринята ими как враждебная в их отношении акция. И с чувствами этой части граждан необходимо считаться. В конце концов, никто никого не заставляет сейчас поклоняться Ленину. Ну нет в современной России его государственного культа, с которым необходимо было бы бороться, как и с любым государственным культом. И не мешает мне жить этот Мавзолей. И не вижу я никакой опасности, которая бы от него исходила. Оставьте вы уже Ленина в покое. Французы вот научились относиться спокойнее и к якобинцам, и к Наполеону.
Совершенно очевидно также, что всю эту бодягу заединщики затеяли с единственной целью: спровоцировать очередную войну внутри оппозиции. Зюганов будет делать одни заявления, «Мемориал» — контрзаявления. И пока мы будем самозабвенно воевать с тенями прошлого, которые уже никому никакого вреда сделать не могут, милиционеры будут продолжать нагло лжесвидетельствовать и фальсифицировать документы, а судьи Боровковы будут продолжать нагло выносить заведомо неправосудные решения.
То, что активисты Левого фронта участвуют в акциях памяти Маркелова и Бабуровой вместе с членам «Мемориала», сегодня стократ важнее вопроса о Мавзолее. И я надеюсь, члены «Мемориала» это сознают. Я надеюсь, они понимают, что солидаризироваться с очередной «инициативой» заединщиков — это поддерживать самое мракобесное охранительство в духе «православия, самодержавия, народности». Я надеюсь, «Мемориал» не станет рукоплескать этой «инициативе», а встретит недостойную возню «партии власти» холодным презрением.
Верю Шмидту
Я часто выступаю в поддержку Ходорковского. Потому что не могу сидеть сложа руки, молчать, когда у меня на глазах совершается беззаконие, несправедливость, жестокость. Зная, что он пишет, что говорит в суде, видя, как он держится на протяжении всех этих лет, я пришла к выводу, что это один из самых достойных людей в России. И мне невыносимо оставаться в стороне и жить как ни в чем не бывало, когда происходит такое. По-моему, то же самое чувствуют многие тысячи порядочных людей, таких, кого я видела 27 декабря у Хамовнического суда, тех, кто подписывает письма в поддержку Ходорковского и Лебедева. Для всех нас сегодня это самое важное, что происходит в России.
О детерминизме и шапкозакидательстве
В сообществе "Солидарности" попался пост одного из питерских коллег, направленный против детерминистского понимания перспектив развития России. Речь там шла о том, что многие, включая наших товарищей по Движению, полагают, что исторический путь России, менталитет народа и т.п. не дают нам шанса встать на европейский путь. Автор обоснованно приводит в опровержение пример двух Корей.
Трудно не согласиться. Только я, честно говоря, не встречал в "Солидарности" ни одного человека, приверженного таким детерминистским заблуждениям. Не очень понятно, что привело бы в организацию, ставящую целью изменить страну, человека, не верящего в возможность таких изменений. Это прямо шизофрения какая-то была бы. Такие взгляды скорее характерны для какого-нибудь Радзиховского (хотя тексты его, несмотря на несогласие, мне нравятся).
Гораздо больше у нас распространено обратное заблуждение. По-человечески оно как раз гораздо более понятно. Люди хотят поскорее добиться желаемой цели и верят, что можно "правильно организовать" то ли в целом оппозицию, то ли оппозиционную пропаганду, то ли работу с судами, то ли найти какое-то "волшебное слово" - и режим немедленно падет.
Честно говоря, это заблуждение, пожалуй, более опасное. Опасное потому, что его носители, во-первых, носятся как с писаной торбой со своей конкретной идеей-фикс, пренебрежительно отвергая все остальное, а во-вторых, впадают в разочарование и утрачивают интерес к борьбе, когда жизнь убеждает их том, что простые пути не работают.
(Истина посередине)