в блоге Одежда, чтобы не изнасиловали

Vip Елена Максимова (в блоге Свободное место) 24.01.2011

323

В пьесах театра абсурда мир представлен как бессмысленное, лишенное логики скопление фактов, поступков, слов. Нечто похожее можно увидеть в высказываниях протоиерея Всеволода Чаплина.

18 января председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества выступил с новой инициативой – придумать для всех россиян дресс-код. Перечитываю это послание в десятый раз, и все страшнее и страшнее делается.

Начинает он так: "Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало. Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю изнасилование и неприличные приставания, - и в мыслях того не было". То ли меня память подводит, то ли еще что, но только мы никак не собирались обсуждать чей бы то ни было внешний вид. 17 декабря 2010 года на круглом столе, посвященном межэтническим отношениям, г-н Чаплин высказался в том духе, что женщина своим внешним видом может спровоцировать "не только кавказца, но и русского", чтобы ее изнасиловали. Этим он одновременно поддержал нацистские и сексистские установки распространенные в нашем обществе.

В последние годы деятели РПЦ позволяют себе и не такие дискриминационные высказывания, но на сей раз российские феминистки, в частности наша инициативная группа, решили дать отпор. В Интернете было размещено открытое письмо патриарху Кириллу, в котором было написано, что перекладывать вину за тяжелое преступление на жертву недопустимо. А риторика, подобная словам протоиерея, только способствует сохранению в обществе установки на допустимость насилия. И было выдвинуто требование призвать отца Всеволода к публичным извинениям.

Но вместо извинений Чаплин 27 декабря высказывается следующим образом: "Нам постоянно пытаются сказать, что каждый человек должен сам решать, как ему одеваться. Но в этой позиции есть некое лукавство". Ведь, по его словам, эту позицию отстаивают представители крайнего либерализма, которые вместе с тем высказываются против ношения женщинами хиджаба. При этом он посоветовал россиянкам поучиться скромности у кавказских женщин. А между тем прошлым летом в СМИ появились сообщения о том, как некие "борцы за нравственность" разъезжают по улицам Грозного и стреляют из пейнтбольных ружей в девушек, идущих по улицам с непокрытой головой, то есть заставляют их носить хиджаб таким вот насильственным способом. И это несмотря на то что Россия – светское государство, что она подписала принятую в 1995 году на Четвертой всемирной конференции по положению женщин Платформу действий, согласно которой правительства обязаны не только осуждать насилие, но и отказываться от ссылок на любые обычаи, традиции или религиозные мотивы в целях уклонения от выполнения своих обязательств в отношении искоренения насилия в отношении женщин. Под термином же "насилие в отношении женщин" согласно этому документу понимается любой совершенный на основании полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания.

У нашего же святого отца получается, что насильственно заставлять женщин что-либо носить во имя непонятно кем установленных норм скромности – это не лукавство, а вот призывать не совершать насильственных действий в отношении кого-либо, призывать не произносить слова, способствующие закреплению установок насилия, – это уж точно "лукавство" и проявление крайнего либерализма.

Через несколько дней после этого пассажа отец Всеволод ответил уже непосредственно на открытое письмо. Теперь он не только перевел проблему насилия над женщинами в плоскость ее неподобающего внешнего вида, но еще и заявил, что женщина, одетая как проститутка, "не достойна никакого уважения". Вполне вероятно, что протоиерей не знает, что дорогое наше отечество занимает первое место в мире по торговле женщинами, когда их просто как какую-то тряпку продают и здесь, на родине, и за границу, а когда они теряют свой "товарный вид", их выбрасывают на улицу или убивают. Вполне возможно, что он не знает, что и в Россию-матушку ввозятся секс-рабыни из стран СНГ. Да, вероятно, он всего этого не знает, но говорить, что женщина не права только потому, что одета как проститутка, недопустимо. Потому что из такого высказывания логически вытекает, что если женщина занимается проституцией, она уже не человек и с ней-то уж делать можно все что угодно.

Изнасилование – одно из самых страшных преступлений против личности, и это преступление в нашем обществе очень распространено. Это травма, после которой жизнь человека меняется раз и навсегда: ведь это преступление отбирает личную свободу, контроль над собственным телом. Да и совершается оно именно с целью получить контроль, власть над другим человеком, с целью увидеть мучения жертвы. Это преступление, которое не может оправдать ничто: ни внешний вид жертвы, ни ее манера поведения, ни что-либо другое.

Но отец Всеволод упорно подменяет понятия и все сводит к внешнему виду. "Во все времена, у всех народов женщина уважалась и выбиралась в спутницы жизни, если отличалась скромностью и если мужчины знали ее чуть посерьезнее, чем во время встречи на улице или в питейном заведении". При чем тут вообще замужество, непонятно. Мне, как женщине, непонятно, почему меня кто-то должен выбирать за скромность, я вроде не картошка, чтобы меня выбирали: подхожу или не подхожу по нормам скромности. Однако логика отца Всеволода все время сворачивает на эту тропинку: "Развязный внешний вид и развязное поведение - прямая дорога к несчастью. К пустым "любвям на один раз". К одиночеству и безумию". Святой отец, очнитесь! Виновата не жертва, виноват насильник! Насилие совершается из желания подчинить себе и унизить жертву, а не потому что она нескромно одета. Да и, кстати, ваше настойчивое желание одеть всех по ВАШЕМУ представлению о приличии – это тоже насилие, потому как продиктовано не чем иным, как желанием сохранить контроль, установить власть над обществом: "Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Думаете - утопия? Да нет, скоро придется привыкать".

Значит, вот как: придется привыкать! Скажите, г-н председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, а кто же будет устанавливать эту форму одежды? Нам следует ждать "блюстителей нравственности", которые будут обстреливать из пейнтбольных ружей всех, кто по их мнению выглядит неприлично? Видимо да, недаром именно Рамзан Кадыров поддержал отца Всеволода: "Это же матери, сестры, дочери! Я хочу, чтобы они были образцом женственности, вызывали уважение, почтение, восхищение. А начать надо с внешнего вида!".

P.S. На этой неделе к нам обратились несколько телеканалов с просьбой прокомментировать слова протоиерея Чаплина, но при более тесном общении оказывалось, что СМИ вовсе не интересует та проблема, о которой мы говорим: им всем хотелось, чтобы мы вырядились в мини-юбки и сказали на камеру что-нибудь эдакое. Нам пришлось несколько раз охлаждать пыл жаждущих балаганной сенсации репортеров. Потому что, во-первых, как-то забылось, что началось все с круглого стола, посвященного межэтническим отношениям, на котором Чаплин не только всех "кавказцев" окрестил насильниками, а всех русских – потенциальными насильниками, но и косвенно переложил вину за межэтническую напряженность на женщин; во-вторых, внешний вид – это личное дело человека, а следовательно, никто не может указывать, как нам выглядеть; в-третьих, мы говорим о недопустимости насилия, об автономии человеческой личности, а не о том, как бы нам заработать скандальную славу.


Материалы по теме

Комментарии
User wasja_3, 24.01.2011 14:05 (#)

Женщина, одетая как проститутка, недостойна никакого уважения"
Уж и не знаю, читал ли пахан Всеволод Новый завет. Там есть такая история про Христа и блудницу. Может, стоило бы прочесть. Не все же алкоголем и сигаретами святым отцам торговать.

User wache1, 24.01.2011 14:46 (#)
21340

Васе_3

Поддерживаю!

Долой обскурантов и ханжей!

РПЦ = Средневековье!

Vip sfrandzi, 24.01.2011 15:40 (#)
450

Для кого-то ненормально, что женщина ходит в юбке выше колен. А для кого-то ненормально, что мужик ходит в волосах до плеч и в черном платье до пят. А, отец Всеволод? :)) А кстати, интересно, пустил бы о. Чарли Чаплин в общественное место... ну хотя бы в церковь апостола, одетого в хитон и сандалии?

User marazm_sovetov, 24.01.2011 16:09 (#)
51965

Я уже писал об этом и еще раз повторю:

Сегодня уже поздно призывать население России к здравомыслию. Нужно призывать к разделению на несколько стран.

User russivan100, 25.01.2011 09:23 (#)

Нужно призывать к разделению на несколько стран.

Опрометчивое желание. Разделимся так, что всему миру мало не покажется.

User kiska, 24.01.2011 17:10 (#)
11196

Очень толковая, разумная, логическая статья Елены Максимовой. Просто блистательно, подробно "положила на лопатки" этого негодяя Чаплина. Молодей Елена!

User b0ltus, 24.01.2011 17:57 (#)

дресскод звучит не по-русски

Как ортодоксальный либерал, предлагаю "батюшкам" вспомнить древние православные традиции и носить вериги на проблемных местах, хотя бы по полгодика, прежде чем высказывать спорные идеи.

User kiska, 24.01.2011 19:22 (#)
11196

Некоторые батюшки не прочь молодую -оголёную. Как то наблюдала, как батюшка в Днепре купался с двумя молодыми девицами, тиская их периодически за различные места, а они визжали то ли от удовольствия, то ли от неожиданности шелудивых рук батюшки.

User shurey, 24.01.2011 19:55 (#)

РПЦ и РЕЖИМ

рпц просто выполняет заказ хозяина - "стоить" народ. рпц давно не церковь, а государственная, даже гэбэшная структура, состоящая из чиновников-паразитов выполняющих любое пожелание пахана. помнится, сам не помню, но рассказывали - христос прогнал торгашей из храма. эти торгуют в храме и из храма на каждом углу и чем угодно. моралью, верой, надеждами, да и алкоголем с табаком не брезгуют. вспомните 90-е и фактическую монополию рпц на импорт алкоголя.

User wasja_3, 24.01.2011 21:11 (#)

Неизвестно, кстати, какая проституция хуже. По-моему продажная РПЦ лучше бы помалкивала.

User cincinnat19, 24.01.2011 20:33 (#)

Спасибо, Елена, за замечательную и глубоко продуманную статью.

Проблема российской толерантности по отношению к сексуальному насилию существовала в СССР и никуда не делась и поныне.

Однако сегодня по крайней мере, проблема эта озвучена. В советские же годы многие вполне порядочные и интеллигентные люди даже не подозревали о ее существовании. (Или, скажем, считавшие себя порядочными и интеллигентными).

Все-таки решить эту проблему, или хотя бы начать решать, нужно с усиления уголовного кода и его более четкого трактования. Усиление кода, а не наказания - наказывать должна не суровость, а неотвратимость наказания.

Проблема в том, что отсутствие, по сути, системы правосудия делают такую задачу весьма затруднительной.

Ирония заключается еще и в том, что подобного рода ограниченные чиновники-моралисты все-таки делают какое-то нужное дело, поднимая сам вопрос и привлекая к нему внимание. Способность оказывать влияние на общественное мнение у них, слава Богу, давно утрачена.

User rizari2, 25.01.2011 02:26 (#)

Я категорически поддерживаю всех без исключения чиновников,которые хотят восстановить утраченную нравственность граждан и гражданок.
Для меня совершенно не существенно,что эти чиновники понимают под этим непонятным никому словом,нравственность.
Главное сделать первый шаг.

User wasja_3, 25.01.2011 11:21 (#)

1) Что такое нравственность, никому неизвестно.

2) Ее надо любой ценой восстановить.
Как можно восстановить то, не знаю что?

3)Надо сделать первый шаг по ее восстановлению.
Куда делать шаг, если неизвестно направление?

4) Я все это приветствую.
Логика прямо обалденная! У Чаплина учились?

User darling38, 25.01.2011 12:39 (#)

Не при чем дресскод,уважаемый Всеволод,Религия и светское общество живут параллельно. Видимо религиозным людям необходимо одеваться по церковным обычаям,а какие претензии к не религиозным.Мы же светское государство или уже нет? Я очень уважаю искренне верующих,но считаю,что нельзя навязывать законы церкви всем,это личное дело каждого,тем более,что мы не из пещер.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: