Генпрокуратура: Минюст должен был включить "Щит и меч" в реестр "агентов"
Генпрокуратура обвинила Минюст в превышении полномочий в связи с отказом министерства включить чувашскую правозащитную НКО "Щит и меч" в реестр "иностранных агентов". Об этом сообщает "Коммерсант" со ссылкой на официальный ответ заместителя генпрокурора Алексея Жафярова главе НКО Алексею Глухову. В начале апреля Глухов обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность отказа Минюста.
"Законодательство не предусматривает основания и саму возможность отказа во включении организации в реестр иностранных агентов, - говорится в ответе Жафярова. - Таким образом, отказав "Щиту и мечу" в регистрации без ссылки на конкретную статью закона, Минюст превысил свои полномочия".
Жафяров пообещал дать правовую оценку действиям министерства "в соответствующем акте прокурорского реагирования". Глухов предположил, что это будет или представление главе Минюста Александру Коновалову, или предостережение о недопустимости нарушения закона, внесенное в адрес кого-либо из его заместителей.
Глухов добавил, что "Щит и меч" направил в Минюст повторное заявление о включении в список "агентов". "Посмотрим, что ответят", - заключил руководитель НКО.
Глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков заметил в этой связи, что у Генпрокуратуры и Минюста назревает межведомственный конфликт по вопросу применения закона об "иностранных агентах". "Минюст всегда занимал более осторожную позицию по закону об НКО, - заметил Чиков. - В министерстве явно были не очень довольны, когда Генпрокуратура неожиданно начала повальную проверку организаций, и старались как можно меньше ей содействовать". Письмо Жафярова юрист назвал "своеобразной местью за это".
21 декабря 2012 года "Щит и меч" первой из НКО добровольно подал в Минюст заявку о включении в реестр "агентов". Таким способом, пояснил Глухов, правозащитники решили "изучить новый закон изнутри" и "создать прецеденты для защиты других НКО, работающих на благо жителей России". Включение в реестр, заметил он, позволит другим правозащитникам понять, как действовать дальше. "Конечно, мы не являемся и не считаем себя иностранными агентами, - добавил Глухов. - Мы в реестре ненадолго - как обжалуем все, что можно обжаловать, сразу выйдем. Хотя, судя по закону, войти в реестр может оказаться легче, чем выйти. Но эта процедура нас также интересует".
Однако в конце января Минюст отказался признать "Щит и меч" "агентом". Такое решение министерство объяснило тем, что НКО ведет правозащитную, а не политическую деятельность. Цели организации "соответствуют общим принципам охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ, закрепленным в Конституции", "не противоречат общегосударственной политике и не направлены на ее изменение", заметили чиновники "исходя из общих принципов и норм российского законодательства".
В середине июня глава Минюста Коновалов предложил отказаться от профилактических массовых проверок НКО в пользу точечных. Министр добавил, что нарушения в деятельности НКО не имеют системного характера - санкции по итогам проверок были применены к "считаным организациям". За день до этого Коновалов заявил, что реестр "иностранных агентов" может навсегда остаться пустым. Министр отметил, что невозможно обязать организацию зарегистрироваться, в том числе судебным решением, и добавил, что ему не известно ни одного случая принудительной ликвидации НКО.