Минюст: Надо различать политику и правозащиту
Минюст объяснил свой отказ включить чувашскую НКО "Щит и меч" в реестр "иностранных агентов" тем, что она ведет правозащитную, а не политическую деятельность. Как указывается в официальном заявлении министерства, цели организации "соответствуют общим принципам охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ, закрепленным в Конституции", "не противоречат общегосударственной политике и не направлены на ее изменение". Такой вывод чиновники сделали "исходя из общих принципов и норм российского законодательства".
"Это долгожданная первая публично озвученная позиция Министерства юстиции по поводу закона об "иностранных агентах", - прокомментировал новость Открытому информационному агентству глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков. Эта позиция, по мнению юриста, "свидетельствует о здравом подходе к "плохому" закону и резко снижает риски санкций для российских неправительственных организаций".
Один из плюсов такого подхода Чиков видит в том, что чиновники, получив от НКО заявление о включении в реестр "иностранных агентов", оценивают пакет документов не только с формальной, но и с содержательной стороны. Кроме того, своим ответом Минюст ясно продемонстрировал, что не усматривает политики в правозащитной, экозащитной, просветительской и иной общественной деятельности. "Ежели вы паче чаяния хотите повлиять на государственную политику в определенных областях, то даже это некриминал, пока соответствует Конституции", - добавил Чиков.
Руководитель "Щита и меча" Алексей Глухов, в свою очередь, заметил: "Надеюсь, все мифы о том, что "Щит и меч" является иностранным агентом, теперь развеяны". Глухов позитивно оценил итоги проведенного его организацией эксперимента, заявив, что "Щит и меч" "начал формировать положительную правоприменительную практику для других правозащитных НКО России".
21 декабря 2012 года "Щит и меч", соучредитель и партнер "Агоры", первой из НКО добровольно подал заявку в Минюст с просьбой включить его в список "иностранных агентов". Таким способом, пояснил Глухов, правозащитники решили "изучить новый закон изнутри" и "создать прецеденты для защиты других НКО, работающих на благо жителей России". Глава "Щита и меча" заметил, что закон об "иностранных агентах" содержит множество размытых формулировок, а Минюст уклоняется от разъяснений. Включение в соответствующий реестр Минюста, по мнению Глухова, позволит другим правозащитникам понять, как действовать дальше. "Мы видим единственный возможный выход - войти в реестр, чтобы понять изнутри, как он работает, чтобы вынудить Минюст отвечать и разъяснять, чтобы иметь возможность обжаловать решения в рамках этого закона и инициировать судебные разбирательства, в том числе в Конституционном суде России", - сказал он.
"Конечно, мы не являемся и не считаем себя иностранными агентами, - добавил Глухов. - Мы в реестре ненадолго - как обжалуем все, что можно обжаловать, сразу выйдем. Хотя, судя по закону, войти в реестр может оказаться легче, чем выйти. Но эта процедура нас также интересует".
Закон об НКО - "иностранных агентах" вступил в силу 21 ноября 2012 года. Любая российская НКО, отвечающая двум признакам - финансирование из-за рубежа и занятие политической деятельностью, - в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции "иностранного агента". Эти НКО вносятся в специальный реестр, и для них устанавливается иной правовой режим, чем для обычных НКО. Этот режим, в частности, предусматривает особую отчетность и особые проверки. Под иностранным источником в документе понимаются все деньги, которые идут из-за рубежа - от правительств, государств, международных и иных организаций, а также от гражданских, юридических лиц и лиц без гражданства.
Принятие закона вызвало резко негативную реакцию правозащитных организаций. ПЦ "Мемориал" и движение "За права человека" заявили, что не будут отказываться от зарубежных грантов, но при этом не собираются регистрироваться в качестве "иностранных агентов". Минюст предупредил, что будет закрывать на полгода НКО, которые откажутся подчиниться новому закону об "иностранных агентах". Если нарушения не будут исправлены, к руководителям НКО будут применены и другие санкции, вплоть до уголовного преследования.
Ассоциация "Агора" уже обращалась в Минюст с просьбой разъяснить, относится ли она к категории "иностранных агентов". 9 января 2013 года ведомство ответило, что затрудняется сделать однозначный вывод на этот счет. Ответ министерства ассоциация намерена использовать при подаче жалобы в Конституционный суд.
16 января министр юстиции Александр Коновалов заявил в Госдуме, что закон об "иностранных агентах" противоречит духу законодательства об НКО. Таким образом министр ответил на упрек единороса Михаила Маркелова в том, что Минюст не применяет этот закон. Коновалов отметил, что его ведомство не может выявить ни иностранное финансирование НКО, ни их участие в политике. С первым вопросом он порекомендовал депутатам обращаться в Минфин, со вторым - в суд. Если же депутаты хотят ввести репрессивные меры, сказал Коновалов, им следует полностью переписать законодательство об НКО.