Ксенофобия
В блогах
Максим Шевченко, журналист, член Совета про правам человека
Русскому национализму не свойственно презрение к людям другой расы, другой веры, другой крови. Это не русская черта.
Подождите. А Союз Михаила Архангела – он на чем был построен?
Это было политическое движение, которое было основано против революционеров. Не столько против евреев, сколько против революционеров... Вы почитайте про документы Союза Михаила Архангела. Вот мы говорим не про то, что сейчас пишут в подъезде, а про Союз Михаила Архангела. Он возглавлялся Николаем Романовым. У вас, с одной стороны, Николай, государь-император, понимаете, приходит на открытие синагоги в Петербурге, а с другой стороны, пишет "бей жидов, спасай Россию", что ли? Фантазии советских пропагандистов повторять не надо.
Ссылка
Справка
Русскому Народу, как основной единице, сгруппировавшей около себя покоренных
русским оружием и добровольно присоединившихся под защиту его разных инородцев, принадлежит по праву первенствующее, господствующее значение во всей Государственной жизни... Преимущественные права Русского Народа должны быть начертаны в законодательстве по почину Русской Государственной Думы… Принимая во внимание, что народности, русским оружием покоренные (обитатели Кавказа (армяне), Польши и др.), а главное евреи, не желают... проникнуться чувством Русской Государственности... Русский Народный Союз имени Михаила Архангела будет прилагать все усилия к тому, чтобы права этих народностей... были поставлены у нас в пределы, не препятствующие увеличению значения и государственной мощи великого Русского Народа... Членами Союза могут быть только природные русские люди... Последователи иудейского исповедания и вообще евреи никогда не могут быть допущены в члены Союза.
Программа и устав Русского Народного Союза им. Михаила Архангела
"Вы уверены, что вас не тронут?"
Я выхожу из "Пражской" минут за тридцать до заявленного начала акции "Наш ответ Курбан-байраму". На выходе из метро полиция проверяет документы, обыскивает и задерживает молодых людей. И русских, и нерусских. Несмотря на это, скоро у закрытого торгового центра "Пражский пассаж" собирается несколько сот человек. Молодежь фанатского вида.
Ровно в 19 часов начинают скандировать "Россия для русских! Москва для москвичей!", и толпа движется в сторону Бирюлева. Средний возраст идущих - примерно 15 лет. Школьники кричат "Зиг хайль! Рудольф Гесс, гитлерюгенд, СС!" и идут по улице Подольских Курсантов, названной в честь курсантов Подольского военного училища, защищавших Москву от фашистов в 1941 году. Затем кто-то командует "Направо! Во дворы!" - и толпа с криком "Русские вперед!" бежит внутрь жилого района.
Нацисты идут по дворам. Бьют машины, причем только дешевые. На моих глазах разбивают старые "жигули". Припаркованные иномарки не трогают. У машин тоже есть национальность. Черный значит бедный. Бедняки ездят на дешевых авто.
Услышав полицейскую сирену, погромщики разбегаются. Потом долго ищут друг друга по дворам.
Гоняются за нерусскими. Немолодой мужчина славянской внешности в спецовке дворника направляет погромщиков: "Вон шахид за угол побежал! Ловите его!"
Мама с ребенком со страхом смотрит на толпу нацистов, громящих машину. "Не бойся, нас не тронут", - успокаивает ее женщина постарше. Спрашиваю женщину: "Вы уверены, что вас не тронут?" "Да, мы же русские", - отвечает она мне.
Другая женщина славянской внешности не так уверена. Она идет быстрым шагом, переходя на бег. Спрашивает меня: "Сколько их там? Они могут на меня напасть? Я всего лишь в магазин хотела зайти". Пытаюсь успокоить женщину: "Их человек сорок. Не бегите. У них рефлекс собаки. Если вы побежите, они за вами точно погонятся. Идите спокойно".
Смотреть на YouTubeЯзва нацвопроса
Чтобы решить национальный вопрос, надо вернуться в социализм, в СССР. А чтобы стабилизировать ситуацию сейчас, надо добиться равной ответственности перед законом всех граждан. Сейчас в кафе, на рынках и овощных базах работают граждане неславянской внешности, у которых преференции за счет того, что полиция и прокуратуры у них кормятся. И они чувствуют свою безнаказанность. Рост русского национализма - это закономерный итог того, что в столице каждое второе изнасилование и каждый третий разбой совершают мигранты.
Валерий Рашкин, первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей (КПРФ)
К девяти часам утра у ларька скопилось человек тридцать-сорок. Национальная проблема обсуждалась с нарастающим ожесточением...
- Русского человека все в жопу харят кому не лень!
- Вот кто жить умеет, ребята, так это узбек!
- Чего ты пиздишь - Индия, Индия! Да я всю Индию без оружия пройду, понял, всех голыми руками передушу!
- А русскому человеку любой чучмек в зенки плюет!
- Вот я в Коми был - так? - ну, как положено - карел на печке с бабой лежит, а русский Иван в лесу горбатит!..
- Ох, падлы! Ох, суки!
Василий Аксенов. "Ожог"
Привыкшие думать ушами
Я не был на месте преступления, не знаком с Орханом Зейналовым и не имею "инсайдерской информации" из органов дознания. Я могу лишь читать и видеть то, что предлагают мне СМИ, госслужащие и интернет. И понимаю, что ничего не понимаю.
Прежде всего о самом видео, показанном НТВ. Вслед за федеральным каналом вся страна дружно называет его "видео зверского убийства". Насчет "зверского" - отдельный разговор. Я пока не слышал такого, чтобы убийца нанес 48 ударов, расчленил тело или предварительно изнасиловал жертву. Но бытовой поножовщиной нас давно не удивишь, а надо "погорячее". Между тем на видео вообще нет никакого убийства!
На все лады повторяются также закадровые комментарии телевизионщиков: "Преступник преследует девушку. Та пытается зайти в подъезд. Но мужчина не дает ей это сделать, хватает ее за руки и за лицо. В какой-то момент ей удается прошмыгнуть внутрь и закрыть дверь. В следующее мгновение разъяренный гость срывает злость на молодой паре".
Что мы видим на самом деле?
Прежде всего бросается в глаза меняющийся масштаб видеокадров. Три раза камера как будто наезжает и отъезжает. Это может быть лишь в том случае, если камера сознательно управляется с пульта наблюдения. Но все просто: если наложить кадры разных ракурсов друг на друга и привести к одному масштабу, то видно: более крупный план - лишь фрагмент оригинального кадра. Это сделано уже при монтаже ролика журналистами. Возможно, нам просто хотели показать крупнее лица ("наезды" происходят, когда люди находятся лицом к нам). Но качество картинки от "растяжения" лучше не становится. Может быть, при этом хотели что-то отрезать в углу кадра (см. фото №1)? Неизвестно. Но главное в сюжете.
О ярости, попытках девушки прорваться и, конечно, убийстве, "происходящем за кадром, справа", нам просто... рассказывают! Всякий может увидеть по-своему, но слово телевизионщика во сто крат влиятельнее моего...
Анонс следующего сюжета НТВ: "Знакомые убийцы жителя Бирюлева подробно рассказали корреспонденту НТВ о том, что представляет собой подозреваемый. Оказалось, что мужчина ранее совершал убийство. В России он находился нелегально, и несколько раз его задерживали с оружием".
Смотрим сюжет. В нем нет ни слова о "совершенном ранее убийстве"! Но кто будет смотреть, если можно прочесть три строки анонса? Тем более никто не замечает укоренившегося уже слова "убийца". Что там насчет презумпции? А если какой-нибудь "народный мститель", встретив Зейналова, решит сам его покарать, руководство НТВ застрелится или кофий пить пойдет?
Впрочем, глава московской полиции Анатолий Якунин в пересказе Интерфакса заявил, что Зейналов разыскивается в Азербайджане за убийство. И азербайджанские органы готовы оказать помощь в его поимке. Но тут же становится известно, что Интерфакс цитирует азербайджанцев не полностью. "Министерство внутренних дел Азербайджана опровергло сообщения о том, что разыскиваемый за убийство в Москве Егора Щербакова Орхан Зейналов разыскивался на родине за аналогичное преступление" - цитирует Лента.ру РИА "Новости". Но народ уже радостно ищет "двойного убийцу"!
Итак, мы ищем "двойного убийцу, азербайджанца, разъяренного отказом девушки и поэтому зарезавшего москвича". Нам уже навязали преступника, мотив и оценку. Обо всем этом просто рассказали без малейших подтверждений. Более того, рассказанное прямо противоречит фактам. Есть лишь странное видео, есть лишь одно свидетельство девушки убитого. Но народ уже все знает.
Я не знаю, возможно, показанные кадры действительно с камеры слежения у подъезда, на них Зейналов и он убийца. В любом случае не сомневаюсь, что обвиненного в этом преступлении ждет наказание "по максимуму". Все в порядке: убийцу покарают, "чурки" с базы в Бирюлеве изгнаны (на другую базу), народ в упоении ищет преступника. А что телевидение уже привычно подменяет следствие, преждевременные обвинения попадают под закон о клевете, полицейский чиновник врет, а правду заменяет молва - это так, мелочи.
P.S. Пока писал, подозреваемого поймали. Ждем следствия и суда. Хочу верить, что все вопросы рассеются. Другой вопрос - смогу ли поверить, если к этому финалу меня подводили ТАКИМИ способами?
Священное пламя погрома
(О погроме в Бирюлеве)
По поводу восстания я могу сказать лишь: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"... Мой прогноз развития ситуации пессимистичен - все в конечном итоге разойдутся по домам.
Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии
Ленин
в этот скулеж недужный
врезал голос
бодрый и зычный:
- Нет,
за оружие
браться нужно,
только более
решительно и энергично.
Новых восстаний вижу день я.
Снова подымется
рабочий класс.
Не защита -
Нападение
стать должно
лозунгом масс.
Владимир Маяковский. "Владимир Ильич Ленин"
Салам алейкум!
Я не хочу и не могу анализировать бирюлевский погром. Я могу только выразить свои чувства, то, что давно болит. При этом, я уже привыкла, что моя боль обычно вызывает раздражение или даже злость.
Я всегда сжималась, как от удара, при любом презрительном слове о приезжих с Кавказа или из Средней Азии. У меня нет к ним никаких претензий, никакого раздражения по отношению к ним я никогда не испытывала. Я их люблю. Мне нравится их южный колорит, мягкий акцент, то, как тепло они рассказывают о своих селах и семьях, о винограде и арбузах. Мне нравится многоликость Москвы, только я бы хотела, чтобы лица у них не были такими грустными, слова - испуганными, а условия жизни - такими тяжелыми.
В разговоре с приезжими таксистами, дворниками, рабочими я начинаю улыбаться, шутить, расспрашивать о жизни дома и в Москве. Может быть, этим я пытаюсь успокоить свою совесть: мне стыдно перед ними, что я живу в лучших условиях, что мне не надо снимать жилье в Москве, бросать больных родителей, малых детей и уезжать в другую часть страны или за границу на заработки. Причем уезжать туда, где я буду бесправен, в постоянной опасности, вынужден скрываться или откупаться, зарабатывать не только на семью, оставленную дома, не только на жилье, но и на взятки, мечтая заработать на самую большую взятку, которая даст мне желанное гражданство. Я буду все время мерзнуть в Москве и мечтать о солнце, о своей бахче, винограде, жене и детях.
Я вздрагиваю каждый раз, когда презирают или проклинают какой-нибудь народ. Любой. Потому что человек зарождается в народе, как во чреве матери. Это нельзя оценивать. За то, что дано от природы, нельзя судить. Судить можно только дела. Но у нас отвергают человека не только за национальность, но и за болезнь. За любые природные особенности могут отвергнуть. Как-то моя подруга сказала: «Слава Богу, у меня очень хорошая наследственность». И я опять вздрогнула. Подразумевалось, что как хорошо, что я не такая, как эти больные. Мне это напомнило фарисея в храме, который благодарил Бога за то, что он не такой, как презренный мытарь. Как нам повезло, думают, наверное, бирюлевские, что мы не такие, как эти мерзавцы с овощной базы. Так думал и фарисей. Но Бог не принял его молитвы, а принял молитву презренного мытаря.
Если люди из других краев и стран приезжают в мой город, я должна принять их с любовью. У меня нет другого долга перед ними, кроме гостеприимства и заботы о них. Если меня подвозит узбек, я пытаюсь вспомнить знакомые узбекские слова; если двор подметает таджик, я сожалею, что не говорю на его языке, и радуюсь, когда он улыбается на моё «салам алейкум». Когда-то в тридцатые годы Ташкент приютил семью старообрядцев Волковых, сбежавших с сибирской каторги в «город хлебный». И я в каждом узбеке с благодарностью вижу потомка тех, кто не выдал мою семью. А другой мой дед, Михаил Мартынов, был чекистом и кровью устанавливал в Узбекистане советскую власть, воюя против «басмачей». В этой войне с узбекским сопротивлением в одном только Коканде в течение трех дней были убиты тысячи людей. Я до сих пор не могу найти в себе мужества сделать запрос в архив КГБ об узбекских деяниях своего деда (который, правда, и сам потом был репрессирован). Сама мысль о том, в чем он мог участвовать, вызывает у меня ужас и боль.
После Манежки-2010 две семьи знакомых армян уехали с детьми за границу. Я просила у них прощения, мне было стыдно за нас. Они, конечно, сказали «ты не виновата», но все было очень грустно. Бирюлево-2013 – это то, чего я ожидала с какой-то обреченностью, видя на протяжении многих лет, что почти все вокруг заражены ненавистью к «черным», к «хачикам», к «чушкам». Вместе с рабовладельческим строем возродился и язык рабовладельцев: с легкостью делим население на белых и черных. Презрением к южанам мы заражены давно, еще с советских времен, с той лишь разницей, что тогда лучше различали их национальности и не смешивали с презрением всех в одну «черную» кучу, а презрение проистекало из зависти. Сегодня я на эту тему разговоров не поддерживаю. Бесполезно, да и наслушалась за много лет всякого. У их ненависти столько аргументов, что мои слова лишь разжигают злобу.
Вот я смотрела на бирюлевских "сходоков", возмущенных тем, что, мол, вечером по улице не пройдешь, и ладно бы по морде понаехавшие били, а то сразу хватаются за нож, - и вспоминала свою юность в подмосковном Дедовске. Опишу лишь один случай. На темной улице в начале 70-х нас с подругами остановили «пацаны» и сразу стали вертеть ножом перед моим лицом. Я узнала дружка моего брата и громко назвала себя. Он разочарованно сказал: «Братаны, это Волчка сестра. Пошли». Слава Богу, на тот раз попала на своих. Небольшой городок делился на дворы и районы, а истринские кричали вслед дедовским «гучковьё проклятое!» (по прежнему названию - Гучково). Поножовщина была обычным делом. Да и бирюлевские, наверное, воевали раньше с какими-нибудь солнцевскими или люберецкими. И не только кулаками. Нравы-то общие: разделяй и бей. По одним бандитским законам жили и живем. Главное, чтобы наш пахан был сильнее «ихнего». А в войне с «черными» наш однозначно сильнее, он из Кремля нас поддержит, поэтому бить не только приятно, но и безопасно. Опять же за правду вроде как стоишь, герой. А какая ваша правда-то? Что вы своих бандитов во власти боитесь и даже любите, хотя и знаете, что они бандиты (может, за то и любите), а на бесправных злобу вымещаете. Вот и вся правдочка.
Я часто произношу в уме речь воображаемого президента России, который таким, знаете, глубоким человеческим голосом, не стальным, не злым, а ч-е-л-о-в-е-ч-е-с-к-и-м убедительным, изнутри, от души (очень важно каким голосом!) говорит с экрана о том, что в сложной многоликой стране, в переполненной столице мы должны в друг друге видеть и уважать человека, что люди приезжают к нам, чтобы выжить, что Москва для многих единственная надежда и что мы должны протянуть руку помощи тем, кто пропадет без нас, почувствовать себя на месте растерянного приезжего, улыбнуться ему, крикнуть «салам алейкум!» и услышать в ответ «алейкум ассалам!». Рахмат.
Методом озверения
Ну а что касается текущей ситуации, то властям нужно поактивнее работать именно с этническими диаспорами - прямо вызывать их лидеров и говорить, что... русские люди будут выходить на улицу, вот как вчера, и мешать им мы не будем... При наличии политической воли все это сделать можно быстро и четко.
Владимир Милов, лидер партии "Демократический выбор"
- Здравствуйте, ребята! - сказал граф быстро и громко. - Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва...
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия.
Лев Толстой. "Война и мир"
Несколько тезисов о Бирюлеве
1. Конкретно в этом месте, конечно, есть своя печальная специфика, связанная с огромной овощебазой.
Но, заметим, возмущены жители не только и не столько ею, сколько всеми "этими", ну, "нерусскими". Никто ж не знает пока, кто убийца Егора Щербакова - где работал, гражданин ли, кто он в этническом плане. Но реакция очень ясно выражена - атаковать места, ассоциирующиеся с большим количеством "этих". Это обычный расизм.
Расизм - это не порок такой, а способ восприятия, порочный, конечно. Этот способ и приводит к тому, что возмущенные жители Бирюлева свои проблемы сводят к "нерусским".
2. Большинство людей, "принимающих решения", то ли прониклись тем же настроением, то ли подыгрывают ему.
Масса политиков самых разных мастей - тоже. Ну, и прочих активных граждан.
3. Доверие к полиции предельно низкое. Обвинять ее в том, что в три дня не нашли убийцу, не очень умно, но таков уровень недоверия, что никто и не думает, что ищут.
И это проблема в том числе для наведения порядка: тогда и ОМОН воспринимается как сторонник "этих", а не как государственная репрессивная сила.
Но другого способа наведения порядка все равно нету.
4. Чего не делать, ясно - того самого, что уже начали делать: развивать новую антимигрантскую кампанию.
Я почти уверен, что без антимигрантской кампании прошлых месяцев жители Бирюлева не решились бы на погром. Просто планка дозволенного субъективно приспустилась.
5. Как не решились бы и без участия "Русских" и тому подобных персонажей. Но ведь у этих персонажей такая работа - странно от них ждать иного.
6. Чтобы не ждать повторения, нужно поскорее провести показательные расследования, но не по рабочим на базе, а по тем чиновникам всех ведомств, которые своим коррумпированным поведением довели до погрома. Показательные суды были бы вполне уместны.
7. И нужно набраться смелости и расследовать погромы как массовые беспорядки, каковыми они и являются. В гораздо более очевидной степени, чем была "Манежка" (о Болотной нечего и говорить). Все подстрекатели и организаторы, а также активные исполнители должны быть реально наказаны. Всех, конечно, не найдут (иначе и не бывает при массовых беспорядках). И хорошо бы не привлекали "хоть кого-нибудь". Но если найдут хоть каждого третьего из тех, кого надо наказать, это подействует отрезвляюще.
Русских обижают
Судьба России сложилась так, что вплоть до 1917-го в стране численно преобладали коренные русские... В общем, именно русские... В отечественной публицистике и в социальных сетях принято клеймить их настроения и ругать их за фашизм. Обычно не понимают, что национализм их - не более чем защитная скорлупа, призванная оградить и сохранить их, отставших, не слишком способных за себя побороться, особенно в стычках со сплоченными группами этноконфессионально чужих по отношению к ним. Так уж давно исторически сложилось, и с этим нельзя не считаться... коренные ослаблены, обижены судьбой, и их чувства нельзя не уважать... Хорошо известно, что русские - коренные - вымирают, а представители других этноконфессиональных общностей, напротив, процветают, и это нельзя не принимать во внимание. Нельзя потому, что такое состояние чревато взрывом - по-нашему, по-русски. И не помогут ни лозунги, ни заклинания, ни запугивание фашизмом. Нужны разумные, но твердые и серьезные по объему комплексные меры. И помогать нужно - да не сочтут меня националистом - прежде и более всего им, незадачливым и несчастным нашим коренным.
Леонид Васильев, заведующий лабораторией исторических исследований НИУ ВШЭ
Тит Титыч. Чтоб я перенес такую обиду над собой!.. Да что ж это за времена пришли! Нет, стой! Я сроду ни от кого обиды не видывал. Настасья! Смеет меня кто обидеть?
Настасья Панкратьевна. Никто, батюшка, Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите.
Александр Островский. "В чужом пиру похмелье"
Обыкновенный погром
На сход к месту убийства Егора Щербакова в Бирюлеве пришли человек 500. Люди собрались во дворе спального района на границе промзоны. У забора стоят портреты убитого, лежат цветы. "Основная проблема нашего района - слишком много черных, - говорит пришедшая на сход женщина. - Они всё заполонили. На площадку ребенка не выведешь, там одни кавказские дети играют".
Полиции очень много. За гаражами стоят семь автобусов ОМОНа и оперполка. Много оперативников с рациями. Полицейский подполковник стоит окруженный пришедшими на сход людьми. Выслушивает их жалобы и предложения: "Я видел, как патруль вчера остановил машину с черными и потом их просто отпустил", - возмущается мужчина. Другой мужчина показывает на окно дома: "В этой квартире живут мигранты. Давайте сейчас пойдем проверим их документы".
"Все проблемы от овощебазы! Кавказцы там работают. В четыре утра заводят свои раздолбанные вонючие машины и едут туда", - возмущаются женщины. "Я работал на овощебазе. Меня выгнали. Туда только черных берут работать, а русским работы нет!" - кричит пьяный мужчина.
Пришедшие на сход предлагают ввести комендантский час, депортировать всех нерусских, а заодно и тех, кто сдает им квартиры. Закрыть овощебазу.
Внезапно толпа начинает двигаться. Люди не знают, куда они идут. Спрашивают друг друга. Люди постарше со словами "по телевизору посмотрю, чем все кончится" уходят по домам. В толпе остается преимущественно молодежь. Я обгоняю шествие и вижу, что впереди идут четыре школьника - на вид семиклассники. Толпа проходит пару кварталов и останавливается у торгового комплекса "Бирюза".
Охрана спешно закрывает двери. На парковке толпа нападает на людей неславянской внешности. Скандируя "Выселять!" и "Русские, вперед!", молодые парни начинают выбивать двери торгового комплекса. В этот момент их снимает камер двадцать. Националисты разбивают стеклянные двери урной и с радостными криками врываются внутрь. Полиции рядом нет. Из торгового комплекса начинает идти дым. Толпа радуется. "Горелыми хачами пахнет!" - кричит с улыбкой мужчина лет сорока.
Прибывает полиция. Странно, что они так долго добирались. Омоновцы в шлемах выстраивают оцепление у дверей торгового комплекса. Погромщики возмущены: "Предатели! Зачем вы защищаете чурок?!" ОМОН начинает оттеснять толпу от "Бирюзы". Нескольких человек задерживают. Националисты начинают их отбивать. ОМОН работает дубинками.
В полицию летят палки, бутылки, мусорные урны. Я вижу - у полицейского из-под берета течет кровь. Погромщики выстраивают импровизированную баррикаду из перевернутых мусорных баков, чтобы не дать уехать автозаку с задержанными. Полиция перестает задерживать националистов, и те начинают гоняться за нерусскими по ближайшим дворам.
Толпа скандирует: "Россия для русских! Москва для москвичей!" Приезжает все больше журналистов. Знакомый фотограф хлопает меня по плечу: "Как здорово! Москва без чурок! Сжечь всех чурок! Наконец-то!" Видно, что ему очень нравится то, что происходит. У него горят глаза, он возбужденно двигает челюстью: "Надо затемнить лица у ребят".
Кричат: "На базу!" - и погромщики двигаются в сторону злополучной овощебазы. Над толпой бело-сине-красный флаг. По пути националисты громят припаркованные микроавтобусы и дешевые автомобили. Дорогих машин не трогают. Националисты знают, что нерусские ездят на дешевых авто.
Погромщики проходят мимо цепи ОМОНа и пытаются усовестить полицейских: "Как вы можете быть на стороне черных?! Вы же славяне!" Толпа продолжает идти в сторону овощебазы. По дороге националисты бьют стекла в автомойке. В толпе все больше людей в масках. Если кто-то из журналистов начинает снимать, к нему подходят и настойчиво просят прекратить: "Мы просто камеру тебе разобьем".
Толпа подходит к воротам овощебазы. Полиции рядом нет, охрана убежала. Ворота легко вышибают. Внутри никого. Погромщики бегают по овощебазе, бьют стекла, камеры наблюдения. Ломают холодильники и достают оттуда газировку. Снимать у меня не получается. Сразу же кто-нибудь подбегает и закрывает объектив.
Я ухожу из Бирюлева пешком. Транспорт не ходит, все перекрыто. Иду вдоль пустой улицы в сторону метро. Мне навстречу в район въезжает колонна полиции и внутренних войск, идут журналисты. Идут группы коротко стриженных ребят в куртках "Лонгсдейл". Беспорядки в Бирюлеве будут продолжаться до глубокой ночи.
Смотреть на YouTube