новость Охота за пентакварками потерпела неудачу

23.04.2005
www.thanatosoft.freeserve.co.uk

"Нестандартная" субатомная частица, которая с момента своего открытия неоднократно бросала вызов устоявшимся моделям квантовой физики, на самом деле может не существовать вовсе. Об этом, по крайней мере, свидетельствует новое исследование американских физиков. В утешение можно сказать, что при попытке разыскать эту частицу ученым удалось получить новые важные сведения о силах, связывающих мельчайшие "строительные блоки", из которых состоит вся наша материя.

Считалось, что эта короткоживущая (теперь - во всех смыслах) частица, называемая пентакварком (pentaquark), состоит из пяти субатомных частиц - кварков. Обычно кварки группируются парами - создавая нестабильные мезоны, или тройками - образуя протоны и нейтроны, составляющие (наряду с электронами) все окружающее нас обычное вещество. Однако в 1997 году вычисления, проведенные российскими учеными, позволили предсказать свойства гипотетического пентакварка. Казалось, что пентакварк мог быть получен в экспериментах на японском ускорителе частиц в 2003 году.

Это "открытие" подвигло другие группы исследователей во всем мире в очередной раз перерыть архивные данные в поисках свидетельств существования пентакварков. На протяжении последующих месяцев двенадцать исследовательских групп объявили о наблюдениях подобных частиц, а некоторые даже заговорили об обнаружении двух дополнительных типов пентакварков. При этом в теории возникли "трещины", были выявлены серьезные несоответствия с теоретическими данными (значение массы было различным, распад происходил в сто раз медленнее). К тому же примерно такое же количество групп экспериментаторов не сумело найти новые частицы в своих данных, побудив теоретиков задаться вопросом о том, могли ли пентакварки создаваться лишь при определенных условиях эксперимента.

Наконец поисками пентакварков занялась международная группа исследователей из коллаборации CLAS, работающей на базе Национального ускорительного цента имени Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson National Accelerator Facility) Министерства энергетики США (Вирджиния). Они наблюдали за взаимодействиями фотонов высоких энергий в жидком водороде. Тщательно проведенный эксперимент не позволил найти ни малейших свидетельств существования пентакварков, даже при том, что новый проект имел сходство с экспериментом, выполненным немецкой группой SAPHIR, который в свое время давал положительные результаты. Однако проект CLAS собрал в 50 раз большую, чем у SAPHIR, статистику, поэтому доверия к нему гораздо больше.

Pentaquark hunt draws a blank - New Scientist