статья Физики открыли "мятежную" субатомную частицу

Максим Борисов, 01.05.2003
Детектор BaBar. Фото с сайта www.sciencedaily.com/releases/2004/08/040803094110.htm и

Физик Антимо Палано (Antimo Palano), рассказывая 28 апреля в аудитории Центра линейного ускорителя в Стэнфорде (Stanford Linear Accelerator Center - SLAC, США) об эксперименте BaBar, предъявил доказательства идентификации новой субатомной частицы, обозначенной Ds (2317). Предварительное изучение данных эксперимента показало, что эта частица представляет из себя необычный "сплав" "очарованного" ("charm") кварка и "странного" ("strange") антикварка, соответственно, является мезоном.

Существование подобной частицы, впрочем, не стало для физиков неожиданностью, но ее масса оказалась существенно ниже, чем можно было бы ожидать. Отличными от предсказанных теорией оказались и некоторые другие параметры. Этот результат заставит теоретиков серьезно пересмотреть свои построения. В качестве альтернативы рассматривается и такая возможность: частица могла бы быть нового типа, до сих пор в экспериментах со всей определенностью не наблюдавшегося, - ассоциацией четырех кварков.

В настоящее время говорят о существовании шести типов (сортов или же "ароматов") кварков, каждый их которых имеет соответствующий антикварк. "Верхний" и "нижний" кварки ("up", "down" quarks) - самые легкие, они входят в состав ядер атомов обычного вещества. Более тяжелые кварки рождались в ранней Вселенной, они создаются сегодня в экспериментах на ускорителях частиц и в столкновениях космических лучей с атомами в земной атмосфере. Стэнфордский ускоритель имеет давнюю традицию открытия "очарованных" кварков, начиная с награжденного Нобелевской премией открытия первых таких частиц, системы "очарованный-антиочарованный", в 1974 году. Новая частица Ds (2317) объединяет "очарованный" кварк с другим тяжелым кварком - "антистранным" - и имеет неожиданные свойства, которые позволят лучше понять природу силы, которая связывают кварки вместе. Эта сила, в отличие от большинства других, известных в природе, растет неограниченно при увеличении расстояния между парой взаимодействующих кварков*.

"Это очень важное достижение для BaBar, - говорит руководитель проекта Марчело Джорджи (Marcello Giorgi) из итальянского Национального института ядерной физики (Istituto Nazionale di Fisica Nucleare - INFN) и Пизанского университета. - Мы обнаружили новую "очарованную" частицу в эксперименте, предназначенном, чтобы выявить различия между веществом и антивеществом с помощью базовых кварков. Иногда самые захватывающие открытия ждут нас в самых неожиданных местах. Правда, пришлось изрядно поволноваться в последние несколько недель, прежде чем мы выполнили все возможные проверки, чтобы удостовериться в реальности этой новой интригующей частицы. Тщательно изучая экспериментальные данные, собранные с 1999 года, мы оказались способны точно определить ее массу - 2317 МэВ". (Использовались данные от электрон-позитронных столкновений в электрон-позитронном коллайдере PEP-II. Наблюдался узкий пик в распределении около 2,32 ГэВ.)

В эксперименте BaBar задействовано более 500 ученых и инженеров из 75 учреждений в Канаде, Китае, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Норвегии, России, Великобритании и Соединенных Штатах.

Experiment identifies new subatomic particle, adding to understanding of matter - Stanford Report
BaBar detects new particle - PhysicsWeb
Physicists find 'rebel' particle - BBC News

Кварки - новая глава саги о микромире - "Техника - молодежи"
Нейтрино открывает свои тайны - "Знание - сила"

_____________________________________

* - Оставшаяся пара "ароматов" кварков ответственна за "красоту" (beauty) и "истинность" (truth), причем t-кварк тяжелее всех предыдущих.

Максим Борисов, 01.05.2003