статья Найдены "голые" галактики, лишенные "шубы" из темной материи

Максим Борисов, 10.04.2003

Три "голые" галактики, не окруженные темной материей, были найдены международной группой астрономов.

Открытие наносит серьезный удар по убеждению, долгое время царившему в умах астрофизиков, согласно которому все галактики окружены такими скрытыми "темными" ореолами. "Результат оказался, конечно, не таким, какого мы ждали", - признается Майкл Меррифилд (Michael Merrifield) из Ноттингемского университета (University of Nottingham, Великобритания), принимавший участие в исследованиях.

Подавляющая часть вещества во Вселенной является скрытой, то есть не испускает радиацию, которую непосредственно фиксируют приборы астрономов. Но присутствие этой темной материи все же может быть доказано косвенными методами - например, при измерениях скоростей объектов в периферийных областях галактики. Чем дальше от центра галактики объект, тем он более восприимчив к окружающему галактику темному веществу и тем быстрее он перемещается.

Астрономы изучали это явление в спиральных галактиках с 70-х годов прошлого века. В качестве метки использовался мощный радиосигнал от больших газовых облаков. При этом эллиптические галактики, которые, как считается, сформированы в результате столкновений между спиральными галактиками, не содержат в себе крупных газо-пылевых скоплений и поэтому не были задействованы при подобных наблюдениях.

Новый подход стал возможным с изготовлением специального спектрографа, который способен обнаружить подобные метки и в эллиптических галактиках (в планетарных туманностях). Спектрограф был установлен на Телескопе Уильяма Гершеля (William Herschel Telescope) в Ла Пальме.

Астрономы наблюдали планетарные туманности во внешних областях трех эллиптических галактик и выяснили, что они перемещаются настолько медленно, что присутствие темного вещества там фактически исключено.

Этот результат позволяет предположить, что все типичные эллиптические галактики лишены ореолов темной материи. Но для подтверждения подобного обобщения предполагается изучить еще по меньшей мере 25 намеченных галактик, говорит Меррифилд. Он надеется, что это будет проделано за несколько ближайших лет.

Согласно некоторым теориям формирования галактик, ореолы темного вещества принципиально необходимы, чтобы достаточно быстро сформировать галактику. "Сейчас трудно представить, что галактика может быть свободна от темной материи, - считает коллега Меррифилда Аарон Романовский (Aaron Romanowsky). - Этот результат говорит о том, что формирование галактики и пути ее развитие намного более сложны, чем мы до этого думали".

Меррифилд соглашается: "Мы постепенно приходим к мысли, что некий фактор в последующем развитии галактики "раздевает" ее, лишает темного вещества. Теперь это дело теоретиков: нужно придумать разумную гипотезу, способную объяснить подобные наблюдения".

'Naked' galaxies found lacking dark matter shroud - New Scientist