Госдепартамент США не комментирует договор между Россией и Узбекистаном
Администрация Джорджа Буша пока не комментирует достигнутые накануне договоренности между Узбекистаном и Россией. Об этом сообщает во вторник РИА "Новости".
Как заявил заместитель официального представителя госдепартамента США Эдам Эрли, он не видел подписанного документа. Кроме того, сказал он, "отношения Узбекистана с другими государствами это дело Узбекистана и этих других государств".
В понедельник Владимир Путин и Ислам Каримов подписали договор о союзнических отношениях между двумя странами. Согласно договору страны-участники предоставляют друг другу право на использование военных объектов, находящихся на их территории. Кроме того, стороны договорились совместно бороться с международным терроризмом, нелегальной миграцией и наркотической угрозой, исходящей с афганской территории.
Как отмечает "Коммерсант", Россия по этому договору фактически гарантирует режиму Ислама Каримова свою поддержку на случай крупных потрясений вроде нового Андижана. "В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения угрозы совершения акта агрессии против одной из сторон стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации", - говорится в проекте договора.
Подписанный договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена грамотами о его ратификации.
Как говорится в документе, этот договор является продолжением договора о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном от 16 июня 2004 года.
Комментарий
Итак, в лице Узбекистана Россия получила нового военного союзника в Средней Азии. Чтобы понять, какие перспективы открываются перед Москвой с подписанием договора о военном сотрудничестве, надо повнимательней приглядеться к армии Республики Узбекистан.
Из всех среднеазиатских и закавказских республик бывшего Союза Узбекистан получил от Вооруженных сил СССР самое богатое наследство. Туркестанский военный округ, напичканный под завязку военной техникой, выведенной из Афганистана, представлял собой в начале 90-х годов идеальную базу для строительства национальных армий. Узбекистан, как и его соседи, распорядился наследством не самым лучшим образом. И технику с оружием за бесценок распродали, и кадры профессионалов не удержали - почти все офицеры с боевым опытом к 2000 году перебрались в Россию.
Сегодня армия Узбекистана это - 51,1 тысячи "штыков". Из них 39 тысяч в Сухопутных войсках (один танковый корпус, десять моторизированных полков, одна горно-егерская бригада, одна воздушно-десантная, три воздушно-штурмовых, четыре инженерных бригады, а также одна бригада Национальной гвардии), остальные служат в ПВО и ВВС (7 авиационных и вертолетных полков). Профессионалы сосредоточены в отдельном отряде спецназа, сформированном на основе 459-й отдельной роты специального назначения. В целом же боевой потенциал узбекской армии оценивается специалистами как низкий, хотя и превосходит уровень армий бывших союзных республик в Средней Азии.
Дело даже не в том, что сегодня боевой парк узбекской армии изношен на 80 процентов. Главная беда - удручающий образовательный уровень личного состава, в том числе, и офицерских кадров. 40 долларов в месяц – среднее денежное довольствие узбекского офицера. На такие деньги способный, образованный человек не пойдет. Идут те, кому некуда деться. Но и в этом случае армия укомплектована офицерами только на 70 процентов. Срочная служба в большинстве своем представляет плохо обученную, физически неразвитую, морально не подготовленную массу. За 12 месяцев службы из узбекского новобранца, по признанию министра обороны РУ, редко удается сделать полноценного солдата.
Между тем разного типа угроз, по ожиданиям Оборонной доктрины республики, в регионе хоть отбавляй: от прямой агрессии до развязывания партизанского сопротивления. Если "завтра война", то очевидно, что основные надежды Ташкента будут связаны с потенциалом союзника. Насколько в интересах России столь жестко привязывать себя к узбекским проблемам – большой вопрос. Не ради же трех военных аэродромов, два из которых, к тому же, нуждаются в огромных финансовых вливаниях.
О целесообразности вступать в военный союз с режимом, у которого все надежды на штыки, вообще пока умолчим.
Владимир Темный
Дословно
Владимир Путин
Убеждены, что тесная координация внешнеполитических шагов послужит укреплению безопасности России и Узбекистана, стабильности в Центральной Азии в целом.
РИА "Новости", 14.11.2005