Санкции не залежатся
В тот самый день, когда Украина безуспешно выбирала себе президента, с новостных лент пришло два взаимосключающих и весьма любопытных сообщения. Сперва разнообразные агентства проинформировали мировую общественность о том, что на встрече в Сантьяго президент Буш выразил президенту Путину озабоченность по поводу ситуации в России. А глава МИД РФ Лавров, созвав пресс-конференцию, эту новость опроверг. "Никакой озабоченности не звучало", – сказал Лавров и изложил свою версию беседы. Как можно понять, она развивалась в жанре интервью: Буш, волнуясь, задавал вопросы, а Путин рассказывал, "как проходит рассмотрение его предложений об укреплении государственной власти в России, которые находятся в полном соответствии с российской Конституцией".
Как и о чем они беседовали на самом деле – чрезвычайно важный вопрос. И в связи с текущими российскими делами, и в особенности после того, как ситуация на Украине при активном участии российских политтехнологов подошла к той грани, за которой гражданский хаос, танки на площадях и вообще сплошной Тяньаньмэнь. Речь веду о реакции Запада на дела, творящиеся в России и в соседней незалежной стране.
Благотворность западного внимания к нашей горькой судьбе подтверждана историей. Когда-то, в прошлом тысячелетии, предельно жесткая позиция президента Рейгана в соединении с низкими нефтяными ценами заметно способствовала процессу демократизации в СССР – вплоть до отделения от советской империи всех, кто пожелал отделиться, включая ту же Украину. На этом примере можно строить предположения, что последовательность Запада в критике путинской "империи зла" с угрозой экономической изоляции могла бы сегодня сильно встряхнуть Кремль и даже заставить отдельных наших лидеров призадуматься о перестройке. Иного, к сожалению, не дано: гражданское общество в России, как в середине 80-х, пребывает в стадии деморализации и заметно дичает. Самостоятельно мы уже вряд ли сможем переубедить нашу власть вести себя полиберальней, не говоря уж – переизбрать.
Впрочем, в последние годы "свет с Запада" подавался скупо, как электричество РАО ЕЭС в проблемные регионы. Буш обнаружил в Путине друга и единомышленника по контртеррористической операции и этой дружбой до сих пор дорожил. Старая Европа, уставшая выяснять отношения с Америкой, не готова одновременно дискутировать и с Вашингтоном, и с Москвой. Да и выхода из наших тупиковых дел, начиная с Чечни и кончая склонностью населения выбирать себе Путина, никто на Западе не видит. Оттого на разговоры о нашем "особом пути" к демократии, модные в последнее время, знатные иностранцы откликаются с усталым пониманием.
Однако события на Украине могут в корне изменить отношения в треугольнике Москва-Киев-Запад. И речь не о том, что Германия или США видят в Ющенко нового Леха Валенсу. Плох Ющенко или хорош, но он все же не уголовник с веером погашенных судимостей, а более или менее вменяемый политик.
Кроме того, на Западе болезненно воспринимают прямой мухлеж на выборах, тем более в странах, которые там принято считать перспективными в смысле грядущего либерализма. Между тем личный представитель Буша на Украине сенатор Ричард Лугар, наглядевшись на местное волеизъявление, уже не выбирает выражений. По его наблюдению, власть "агрессивно" фальсифицировала выборы. Верховный представитель по внешней политике и безопасности ЕС Хавьер Солана жалуется в эти дни, что несколько раз беседовал с Кучмой и говорил ему, "что так нельзя", но тот не услышал. Председательствующий в Совете министров иностранных дел Евросоюза голландец Бернард Бот угрожает, что после таких выборов все страны ЕС отзовут своих послов из Киева для инструктажа. А председатель Комитета по внешним связям Европарламента немец Эльмар Брок выказывает уже апокалиптические чувства. Он "с ужасом" читал отчеты международных наблюдателей и полагает, что после таких выборов финансовая помощь Украине может быть сокращена.
В целом складывается впечатление, что Запад готов дать бой и Путину, и Кучме на украинской земле и за ее пределами. Чувство потрясения в эти дни сильней чувства самосохранения. И если даже Путин еще раз расскажет всем про то, какая у нас скоро будет новая ракета, это не сразу поколеблет решимость западных политиков приучить бывший "совок" играть по правилам, а не по понятиям. А может, и вообще не поколеблет. Тогда и выяснится, о чем беседовали Путин и Буш.
...Наилучший сценарий – мирная "оранжевая революция" – почти невероятен. Наихудший, при котором российский спецназ будет давить Украину вместе с местным "Беркутом", также едва ли возможен. Самый тягучий и тоже никак не устраивающий оппозицию, хотя его и предсказывали разнообразные эксперты, – отмена выборов с Кучмой в роли президента-миротворца, эдакий Сухуми в Киеве. Впрочем, и в Абхазии, судя по всему, Ардзинбе осталось править недолго.
Зато вариация на тему "Тяньаньмэнь" с украинскими танками и украинской кровью, при сдержанно-отстраненной позиции Кремля, к сожалению, не исключена. В этом случае Украине грозит полноценная изоляция на долгие годы, хотя и не навсегда, если вспомнить тот же Китай. Естественным и единственным союзником у этой Украины останется Россия. И тут возникнет главный вопрос: захочет ли Запад разгадывать эту нехитрую игру и вспоминать о том, кто с ногами вламывался в чужую суверенность со своими визитами, прямыми эфирами по всем гостелеканалам и двойным гражданством, кто подзуживал и интриговал, кто спешил поздравить Януковича с убедительной победой. Пресловутое "разочарование в Путине" может оказаться крупней, чем предполагалось в Кремле. А это уже надежда – и для Украины, и для России.
Справка
Для плохой власти фальсифицированные выборы так же опасны, как демократические
Еще в позапрошлом веке французский историк Алексис де Токвиль проницательно заметил: для дурного режима самый опасный момент наступает тогда, когда он пытается стать лучше. Если власть, потерявшая поддержку масс, решается пойти на выборы, ей приходится прибегнуть к массовой фальсификации итогов голосования. Но это может привести к взрыву народного негодования, который сметает непопулярный режим. Вот два примера такого рода из самой новейшей истории.
24 сентября 2000 года в Югославии состоялись президентские выборы, основными соперниками на которых были авторитарный лидер страны Слободан Милошевич и оппозиционный кандидат Воислав Коштуница. Власти назначили на 8 октября второй тур выборов, утверждая, что в первом туре ни Коштунице, ни Милошевичу не удалось набрать более 50 процентов голосов. Однако оппозиция заявила, что ее кандидат уже в первом туре получил 54 процента, призвала к бойкоту голосования во втором туре и начала широкомасштабные акции протеста. 27 сентября в Белграде прошла 200-тысячная демонстрация против Милошевича. 5 октября 2000 Коштуница объявил себя президентом, и в тот же день правительственные учреждения в Белграде, включая полицию, перешли на его сторону. После решения Конституционного суда 6 октября о победе Коштуницы Милошевич официально оставил пост президента Югославии. В конце июня 2001 года Милошевич был выдан международному суду в Гааге по обвинению в преступлениях против человечества.
2 ноября 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы. Официально было объявлено, что победу на них одержал проправительственный блок "За новую Грузию!" во главе с президентом страны Эдуардом Шеварднадзе. Однако оппозиция - "Национальное движение" (лидер Михаил Саакашвили) и блок "Бурджанадзе-демократы" (лидеры Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания) - обвинила власти в массовой фальсификации результатов выборов и призвала народ к акциям протеста. Злоупотребления в организации выборов были отмечены и международными наблюдателями. 22 ноября в центре Тбилиси собралось около 40 тысяч человек, в том числе жители разных регионов страны. Михаил Саакашвили потребовал немедленной отставки президента Шеварднадзе. Но тот проигнорировал ультиматум и отправился открывать сессию парламента. Докончить свою речь Шеварднадзе не успел – в зал заседаний ворвались сторонники "Нацдвижения" во главе с Саакашвили. Шеварднадзе был выведен из зала заседаний своей охраной. 23 ноября он подал в отставку с поста президента Грузии. 4 января 2004 года Михаил Саакашвили одержал убедительную победу на внеочередных президентских выборах.
Дословно
Адам Эрли
(О втором туре украинских выборов)
В случае, если при итоговом анализе ситуации будут выявлены фундаментальные нарушения на выборах, мы, безусловно, будем вынуждены пересмотреть наши отношения с Украиной и рассмотреть дальнейшие шаги в отношении лиц, причастных к махинациям.
Reuters, 23.11.2004
Статьи по теме
Санкции не залежатся
Киевский Майдан Незалежности оказался сегодня в центре политического треугольника Украина-Россия-Запад. Расхождения по поводу украинских выборов между западным сообществом и Москвой не менее остры, чем между Ющенко и Януковичем. Если даже Европа и Америка смирились с демонтажем демократии в самой России, то вряд ли они потерпят экспорт путинских достижений в области госстроительства в соседнюю страну.
Воскресенье - рабочий день
Как известно, нет для человека ничего труднее выбора. И в в этом смысле воскресные выборы президента предсталяют собой нелегкое испытание для граждан Украины. Шансы кандидатов - Виктора Ющенко и Виктора Януковича - примерно равны, исход голосования непредсказуем. В этом и состоит главное политическое завоевание Украины, дающее ей превосходство над Россией и другими постосоветскими государствами.
Смена ролей в ходе встречи
Теледебаты между претендентами на пост президента Украины сложились неожиданно: действующий премьер Виктор Янукович яростно нападал на политику властей, а бывший глава правительства Виктор Ющенко, при всей своей оппозиционности, не сказал ни одного дурного слова по адресу президента Кучмы. Самое интересное, что сторонники обоих кандидатов этой смены ролей не заметили.
Граница ценностей
Преимущество кандидата от партии власти Виктора Януковича над лидером оппозиции Виктором Ющенко сходит на нет по мере подсчета голосов в западных областях Украины. Фундаментальный факт украинской политической географии - раскол между Востоком и Западом - обнаруживает себя с небывалой ранее резкостью. По мнению Виталия Портникова следившего за выборами из Киева, во втором туре вероятна победа Януковича, однако вряд ли нынешний премьер сможет стать президентом всех украинцев без серьезной децентрализации власти.
Размышления по случаю парадного приезда
В Киеве сегодня парад по случаю 60-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Главный гость, разумеется, российский президент Путин, прихвативший с собой по такому случаю Знамя Победы, водруженное в 45-м над рейхстагом. Эта реликвия должна помочь предпочтительному для Кремля кандидату одержать победу на президентских выборах. Впрочем, главное не в знамени, а в идеологической схеме, внедряемой в сознание украинских избирателей.