статья За границей дозволенного

09.03.2013

Продолжаются споры вокруг демарша писателя Михаила Шишкина, который отказался войти в состав российской делегации на международной книжной ярмарке. Шишкина, живущего в Швейцарии, упрекают в тщеславии и расчетливости. Какими должны быть отношения писателя с родиной и властью? Вправе ли эмигрант критиковать свою страну из безопасного далека? Скандал в цитатах.

Михаил Шишкин, писатель
Политическое развитие России и особенно события последнего года создали ситуацию в стране, абсолютно неприемлемую и унизительную для ее народа и для ее великой культуры. То, что происходит в моей стране, вызывает у меня как у русского человека и гражданина России чувство стыда. Принимая участие в книжной ярмарке в составе официальной делегации и пользуясь открывающимися возможностями для меня как для писателя, я одновременно принимаю на себя обязательства быть представителем и того государства, политику которого я считаю губительной для страны, и той официальной системы, которая вызывает у меня отторжение.

Страна, где власть захватил криминальный коррупционный режим, где государство является воровской пирамидой, где выборы превратили в фарс, где суды служат начальству, а не закону, где есть политические заключенные, где госТВ превращено в проститутку, где самозванцы пачками принимают безумные законы, возвращая всех в средневековье, такая страна не может быть моей Россией. Я не могу и не хочу участвовать в официальной российской делегации, представляя такую Россию.

Владимир Григорьев, замглавы Роспечати
Очень удивлены. Сожалеем. Так бывает, когда русский писатель надолго отрывается от родины. Примеров тому много в истории.

http://ria.ru/culture/20130308/926441687.html

Я очень боюсь, что Михаил впал в искушение под давлением пиар-службы английского издателя, для того чтобы создать себе определенный имидж перед выходом его книги... Я могу высказать сожаление в связи с тем, что один из самых талантливых современных авторов начинает вдаваться в политическую суету, а как известно, "служенье муз не терпит суеты".

Александр Морозов, журналист, политолог
Звучит анекдотически, но что ж тут сделаешь. Наверное, и сам Григорьев понимает, что говорит несколько уязвимые вещи на фоне русской литературы, три четверти великих писателей вдавались в политическую суету.
Марина Королева, журналист "Эха Москвы", писатель
А не представлен ли нам в лице Михаила Шишкина будущий Нобелевский лауреат по литературе? Русских писателей давно не было.
Фигура, на самом деле, идеальная. Вот подумайте - идеальная! Писатель хороший, все говорят. В России признан (все возможные премии), на Западе признан (переводился на множество языков). Живет там давно.
Сейчас власти в ответ на его письмо сделают несколько... мммм... прекрасных и умных шагов, в своем стиле, как они одни умеют,- а они сделают - и готов новый Солженицын.
Ну, пусть не Солженицын. Но ведь и времена иные.
Дмитрий Быков. Фото с сайта Википедия
Дмитрий Быков, журналист
Не факт, что это принесет ему Нобелевскую премию. Факт, что принесет очень много неприятностей. Но, Миша, я очень тебя люблю и очень рад, что ты сделал такое отважное заявление. Я не представляю там (на книжных ярмарках. - Ред.) никакую пирамиду воров, я туда еду совершенно от другого имени - я представляю там русскую литературу. Но если человек полагает, что сегодня ассоциироваться с ней нельзя, я могу уважать, могу понимать такое мнение... То, что у нас завелся такой храбрый космополит, меня очень радует.

http://kommersant.ru/doc/2142789

Теперь он у всех на устах и в ушах, на Западе час его пробил, он к Нобелю сделал решительный шаг, и это заслуженный Нобель. Теперь для потомства, чей близится суд, он будет безгрешнее Папы, а мы, кто остался при Путине тут, выходит, конечно, сатрапы. Историки, нас извлекая из тьмы, решат в замешательстве тихом, что Шишкин с режимом боролся - а мы глотали икру по Барвихам. История скажет - я верю в прогресс, - что участь мы выбрали сами: покуда я тут отсыпался в КС - в Женеве Россию спасали.

Сергей Пархоменко, журналист
Многие его похвалили, как я, и как-то одобрили его в его порыве, а многие, наоборот, на него обиделись и отчасти даже набросились со словами: «А в чем, собственно, дело? Ты же представляешь не державу, ты представляешь литературу». Вот, например, Дмитрий Быков тоже как-то высказался не очень одобрительно по этому поводу, сказав, что, вот, он там тоже никакую державу не представляет, а представляет обычную литературу или самого себя.

...Российский стенд (на международных книжных ярмарках. - Ред.) – это всегда колоссальное количество каких-то несусветных флагов и орлов, портретов Путина... Это совершенно идеологическое мероприятие, абсолютно насквозь пропитанное официозом, насквозь пропитанное таким государственным чванством, насквозь пропитанное такой верноподданнической, подхалимской идеологией...

...По Григорьеву, это все такая надуманная, искусственная, пиаровская истерика, которая нужна для того, чтобы прославиться каким-то там гонимым и что-то такое себе на этом выгадать. Такого рода подозрения, они очень легко лечатся, скажу я вам. И избавиться от них проще простого – надо просто почитать Шишкина, вот и все.

Михаил Касьянов. Фото Граней.Ру
Михаил Касьянов, сопредседатель РПР-ПАРНАС
Писатель Шишкин отказался представлять путинскую Россию за рубежом. Поступок настоящего патриота. Уважение!
Александр Проханов, писатель
Когда он счел, что он взял в России все, что мог взять (он взял все премии), он пошел дальше. Это абсолютно политический акт с целью увеличения своего потенциала. Это и пиар, и чисто политический аспект... Он может называть эту власть коррумпированной, кровавой, мерзкой или обожать ее. Но нельзя же нарушать этику. Потому что самым омерзительным проступком, с точки зрения Данте, который писал ад, является предательство благодетеля.
Николай Сванидзе, телеведущий
На мой взгляд, она (оценка Шишкиным ситуации в России. - Ред.) жестковата... Дело в том, что Шишкин живет не в России, он живет в Швейцарии... нам, живущим в России, если с такой оценкой полностью солидаризироваться, нужно накрываться простыней и ползти на кладбище. Этого бы не хотелось.

...Если бы это говорил человек, который живет здесь, который бы с этим боролся, который бы в этих условиях жил, я думаю, что эти слова вызывали бы большее доверие... Конечно, он русский писатель, который пишет на русском языке. Но человек, который уже полтора или почти два десятка лет живет вне пределов страны, имеет полное право ее оценивать. И иностранец имеет полное право оценивать, тем более русский писатель имеет полное право оценивать, где бы он ни жил. Но степень, скажем так, не то что доверия к его словам... степень уважительности, которую ты испытываешь по отношению к этим словам, она меняется в зависимости от того, живет человек здесь или нет.

Евгений Попов. Фото из архива атора
Евгений Попов, писатель
Теряюсь в догадках, отчего писателю не было стыдно посетить в прошлом году США по приглашению того самого Федерального агентства по печати, которое он теперь именует «министерством пропаганды»? Тогда власть другая была, хорошая? И отчего он в позапрошлом году принял премию «Большая книга», которую, как говорят, курирует это агентство. Редкая, кстати, государственная структура, которая и в нынешних тяжелых условиях делает ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО, в отличие, например, от Министерства культуры, ныне возглавляемого плагиатором Мединским. И так далее.

Неужели лишь потому, что, как простодушно излагают западные издатели Шишкина, «ему повезло, поскольку после множества попыток он, наконец, нашел американского и британского издателей, однако если бы у него не было издателей на двух самых уважаемых рынках, его поступок мог бы обернуться для него серьезными проблемами»?

Действительно, «ясная, продуманная и принципиальная позиция»! Это пусть другие дураки ходят в качестве наблюдателей на неправедные выборы, участвуют в шествиях, митингах и вообще делают пусть по-разному, пусть еле-еле, но то, что могут, чтобы Россия превратилась, как мечтает Шишкин, «в страну, свободную от самозванцев, страну с государственной структурой, которая защищает права человека, а не право на коррупцию, страну со свободными СМИ, свободными выборами и свободными людьми».

Шишкин прозрел. Так же вот многие коммунисты вдруг прозрели при "перестройке", а до этого ничего, видите ли, не знали. Прозрели и сразу же стали всех учить демократии. Ну да, в Швейцарии дубиной по башке от ОМОНа не получишь, можно смело разоблачать "преступный режим"! Верной дорогой идет товарищ!

Эдуард Лимонов
Эдуард Лимонов, писатель, общественный деятель
Этот Шишкин как нельзя лучше подходит под определение "сопротивленец 25-го часа". Сидел-сидел в своей Швейцарии, переваривал белоленточные новости из России, уже и Акунин успокоился (тоже сопротивленец если не 25-го, то 24 с половиной часа), и вдруг до Шишкина дошло, как до жирафа: а Россия-то государство не такое как надо. И он пролаял из Швейцарии.

Да, милый, Россия - средневековое патерналистское позорное государство. Только ты не имеешь права из безопасности своей Швейцарии что-либо вякать. Уважения достойны только те, кто, будучи героями сопротивления первых часов, рискуют своей жизнью.

Протест становится модным. И поскольку он еще яляется практически абсолютно безопасным для живущих в Швейцарии и иных далёких от России землях, то можно ожидать спешного появления других героев 25-го часа.

Шишкину же я могу посоветовать вот что. Нужно жить так и писать такое, чтобы российским властям и в кошмарном сне не пришло бы в голову приглашать писателя представлять Россию в Соединенных Штатах.

Кирилл Кобрин, историк, журналист
От отсутствия официальной поддержки Шишкин пострадает не сильно – он писатель известный, публикующийся, лауреат Русского Букера, к тому же давно живет за границей. Его родина – русская литература и русский язык, а не Путинлэнд. Оттого писателю хорошо – не конкретно Михаилу Шишкину, а любому писателю вообще, даже не имеющему ни одного контракта в Америке или Британии... Едешь ты с российским чиновником на мероприятие или не едешь, это никак не сказывается на главном твоем занятии – сочинительстве. Издаваться/не издаваться, получать/не получать за это деньги, слава/неизвестность – все это дело десятое. Заметим, что и роль российского государства (бесспорно коррумпированного) в этой истории не столь уж страшна. Оно предлагает контракт: хочешь, привезем на книжную ярмарку, поговоришь с издателями, не хочешь – не надо. Раньше ведь и убить могли.
Дина Сабитова, писательница
Конечно, реакция такая:
- да кто он такой? донцову знаю=шишкина не знаю!
- да кто он такой - ишь, набоков выискался, я его читал и ниасилил - такая муть!
- да он ваще решил попиариться!
- чтоб заметили в америге!

Однажды в школе полкласса моего поссорилось с учительницей. Встало и ушло с урока.
А полкласса осталось - не потому, что боялись, а потому,что не разделяли протеста, не считали учительницу виноватой.
Далее мы продолжали общаться с полным уважением к позиции друг друга.

Шишкин так решил для себя. Ну нет - надо непременно выискать в его решении низкую корысть.
А просто он так решил. А вы по-другому решили. Еще не повод улюлюкать.

Павел Шехтман, гражданский активист
...Наше общество, униженное, развращенное, растоптанное и обесчещенное за почти век советско-постсоветского борделя, дошло до такого состояния, что простой вид писателя, который не лобызает начальственную ручку, не держит фигу в кармане, а спокойно показывает ее кому хочет – вызывает шок и скандал. Да как он смел? Да кто он такой? Да где он прописан? Да имеет ли он право с швейцарской регистрацией... Да имеет ли он право с российским гражданством... Успокойтесь, господа. Все успокойтесь. Имеет. То, что сделал Шишкин, – это не подвиг и не предательство. Это нормальный человеческий поступок, самый обыкновенный, можно сказать заурядный. Только и всего.
Остап Кармоди. Фото с сайта http://observers.france24.com/
Остап Кармоди, журналист
...Делая что-то в рамках, заданных заказчиком, и за деньги заказчика, ты всегда, что бы ты там себе и другим ни объяснял, представляешь заказчика. Конечно, ты одновременно представляешь и себя самого, но и заказчика неизбежно тоже. Делая что-то в рамках, заданных государством, и за деньги государства, ты всегда представляешь государство.

...Если это маркетинговый ход - прекрасно. Чем больше будет маркетинговых ходов, основанных на собственных моральных ценностях, а не на цинизме и моральном релятивизме, тем более при продаже книг, а не бананов - тем лучше.

Дмитрий Данилов, писатель
...Я ни на минуту не ощущал себя (на прошлогодней BookExpo America. - Ред.) "представителем коррумпированного преступного режима". А всего лишь представителем себя самого. Ну или, если уж совсем впасть в возвышенный пафос, представителем современной русской литературы. И в некотором смысле, конечно, страны, но страна - это не государство. И в том, чтобы представлять страну (каким бы неприятным ни был воцарившийся в ней режим), я не вижу ничего дурного.

Тут надо иметь в виду вот что. Одно дело - когда в некоем международном событии участвует политик, дипломат или чиновник. В этом случае он действительно представляет свое государство и по условиям игры обязан действовать в его, государства, интересах. Но если государство организует поездку писателей на международную книжную ярмарку, то это никак не обязывает писателей действовать в интересах государства и даже это государство представлять.

Ольга Славникова, писательница
...Западный интеллектуал так настроен против России, что русские книги не покупает из самоуважения, а издатель их, соответственно, не издает.
На самом деле нас, российских литераторов, власть взяла в заложники. Что бы она, власть, ни творила, мы – ответчики. У нас огромные начальные штрафные баллы по сравнению с авторами из любой части света. В глазах западной аудитории мы – часть единого черного целого, страны плохих парней, о которой нечего узнавать больше того, что они уже знают. И привлечь к себе внимание, выйти из игнорируемой зоны можно только одним способом: резким антироссийским высказыванием. Что и сделал Михаил Шишкин.

Не буду анализировать, что Михаил потеряет и что приобретет. На мой взгляд, он реальный кандидат на Нобелевскую премию. Ну и дай ему Бог. А себя я вдруг обнаружила в ситуации, когда вынуждена оправдываться за будущую поездку в Нью-Йорк. Крайне неприятная, двусмысленная ситуация.

Ирина Каспэ, культуролог, преподаватель ВШЭ
Не без некоторого стыда поймала себя на мысли, что жесты Шишкина и Славниковой вызвали бы мое безоговорочное сочувствие (оба), если б всё было наоборот: если бы Славникова жила в Цюрихе-Берлине и писала в числе прочего по-немецки, а Шишкин жил в Москве и являлся в числе прочего координатором крупной лит. премии. Не без стыда, потому что побуждение перепроверять любой чужой публичный жест на наличие шкурного интереса и само проведение границы между «тутошними» и «тамошними» - симптомы достаточно тревожные и мне вполне отвратительные.
Глеб Морев, литератор, журналист
Шишкин сделал сильный жест, хотя и уязвимый. Этим жестом он самовольно эксплицирует свое место первого русского писателя, а потому обречен на кислую цеховую реакцию. Коротко говоря, уязвим здесь тургеневский комплекс, с тою правда разницей, что толстых и достоевских на родине не наблюдается. В исторической перспективе он по-любому выигрывает.

Любопытно, что комментарий Григорьева, вписывающий Шишкина в эмигрантскую традицию, а самого Григорьева как бы в советский контекст, эту позицию Шишкина дополнительно легитимирует, прибавляя ей исторической основательности.

Наталия Осипова, журналист
Назвал российскую власть воровской и позорной - молодец, пять баллов, зачет!

Написал это в письме с отказом (от командировки!) в Роспечать, на деньги которой раньше не брезговал вояжировать, - незачот.

Книги разбираются отдельно от человеческих поступков. Громкое политическое заявление не делает прозу гениальной или заурядной. Книги живут своей жизнью.

Григорий Дашевский, поэт, переводчик, критик
Претензии к Шишкину - "имел бы право отказываться от поездки, если бы жил в России; если бы давно боролся с режимом; если бы не ездил в такие поездки раньше; если бы не брал раньше у государства денег на переводы; если бы был великий писатель" и т.д. Самое элементарное право человека - отказаться от участия в чем угодно - воспринимается как особая привилегия, которую надо заслужить. У меня в школе всегда учителя (точнее, учительницы) так говорили: "Право иметь свое мнение ты, Иванов, еще должен заслужить".
Кирилл Рогов, независимый обозреватель
Если в чем и упрекнуть можно Шишкина, так это в чрезмерной каноничности его поступка в контексте русской литературной традиции. Весь прочий фб-троллинг (нападки в Фейсбуке. - Ред.) - либо из арсенала советских партсобраний, либо такая путинская гнильца: "ты промотировать приехал книжки и издателей, копеечку зарабатывать? - ну вот и зарабатывай".
Дмитрий Ольшанский, главный редактор "Русской жизни"
Ничего нельзя возразить против выступления Шишкина о государстве Россия, а почему-то все равно хочется. Наверное, потому, что силы очень уж неравны.
Шишкин - я сейчас не иронизирую - одновременно красивый, еще не пожилой, талантливый, признанный всеми премиями, издателями, переводчиками, грантами и проч. и здесь, и там, живущий в очень красивых местах, благородный и либеральный.
А государство Россия - все какое-то сраное, позорное, бандитское, пошлое и никем вообще не любимое.
И вот в этой ситуации надо как-то иначе, что ли. Проявить... даже и не знаю что. Но проявить.
Иначе получается, что ангел, нагнувшись с облака, плюет вниз, в ад.
Ангелы так поступать не должны.
09.03.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме