Сценарии краха путинизма обсуждаются все смелее и подробнее. На "Гранях" и в других изданиях публицисты спорят о стратегии и тактике оппозиции, о реальных программах и альтернативных структурах - от "теневого правительства" до Фронта национального спасения.
Оппозицию упрекают в том, что она излишне зацикливается на политических вопросах, но какой смысл расписывать подробные действия по реформации страны, пока не решен ключевой вопрос, а именно вопрос о демонтаже путинского режима?
...Сама идея более детально подходить к обсуждению будущей программы мне кажется эффективной. Потому что есть немало интересных и животрепещущих вопросов, которые надо было бы обсуждать в виде потенциальных законопроектов. И создание такой структуры с подключением большого количества людей из Интернета придало бы легитимность обсуждению процесса, например, миграции.
Сам Каспаров предлагает оппозиционерам всех мастей собраться и создать национальную программу-минимум на случай "резкого изменения ситуации и режимного краха". Дело хорошее. Давно пора. Но было бы любопытно узнать, что именно подразумевается под резким изменением и режимным крахом и кому оппозиционеры будут предъявлять свои "кондиции".
...Как наши лучшие эксперты могут в ясном уме и здравом сознании рассуждать о совершенствовании рыночной экономики, когда отсутствует ее фундаментальный институт – частная собственность?
Ведь все они прекрасно знают, и не только как академические исследователи, но и как практикующие собственники, что любая частная собственность в России – от нефтяной компании до продуктового ларька – условна, зависит от лояльности феодальным сюзеренам вдоль всей вертикали власти, даруется и изымается в жестком соответствии с приобретением или потерей условным владельцем административного ресурса.
...Во весь рост стала проблема ценностного раскола России на глубоком цивилизационном уровне. Поскольку на преодоление его уйдут десятилетия, если не века, то надо пойти проще — попытаться создать "теневые магистраты", в том числе с участием оппозиционных депутатов регионального и местного уровня, поскольку на локальном уровне объединяться легче — цивилизационный раскол при спорах о справедливых тарифах ЖКХ "не включается". А тем временем создать "теневую фракцию", но не делать игрушечного "альтернативного" парламента, а попытаться создать оппозиционную платформу "по-советски" — собрать наказы от разных социальных групп.
Это очень большая проблема. Она не решается появлением «теневого правительства» или какой-то другой структуры. Конечно, нужен целый комплекс мер и много времени для того, чтобы эту проблему решить.
Разумным первым шагом в этом направлении могло бы стать некое публичное взаимодействие общественных деятелей, которые последние полгода-год наиболее активны. Тех деятелей, которые стали медийными фигурами и заработали авторитет своими действиями... Самые яркие примеры – это, конечно, Навальный и Чирикова.
На это я отвечаю - да, да и еще раз да. Именно это сейчас и нужно – организовать «публичное взаимодействие общественных деятелей» и т.п.
Вот только хорошо бы сразу определить, что такое «публичное взаимодействие». По мне так это реализация формулы «слово и дело», а не «слово, еще слово и еще раз слово». Пишу об этом вынужденно, вспоминая, в какую бюрократическую говорильню превратили Национальную ассамблею, имевшую отличный запас легитимности и потенциал многих входящих в нее организаций.
Мы, партия «Другая Россия», недавно предложили организациям оппозиции сформировать Фронт национального спасения. Из тех партий, кого Минюст незаконно не допускает к выборам, и из других организаций тоже.
Не стоит надеяться, что такую работу начнут эксперты, которые психологически не готовы к альтернативному мышлению и которым комфортнее работать в амплуа реаниматоров. Хотя... почему немцы, венгры и поляки начали готовить механизмы «выхода» задолго до того, как он начался?
В России, видимо, работу над Стратегией Трансформации должна начать оппозиция. Но готова ли она к проектированию будущего?
Не то чтобы это был приятный запах. Потому что, как показывает опыт, в нищих странах, управляемых коррумпированными и недееспособными правителями, вслед за февралем обыкновенно наступает октябрь.
Египет избавился от Мубарака. Что ждет страну победившей революции и весь всколыхнувшийся регион? Что предпримет военное руководство? Страшны ли египетские исламисты? Возможно ли установить в такой стране демократический режим? Для России этот спор имеет особое значение. Читайте мнения отечественных и зарубежных экспертов.