Также: Россия, Политика | Персоны: Борис Немцов

в блоге О теневом правительстве

Vip Борис Немцов (в блоге Свободное место) 12.03.2011

127

Теневое правительство по-настоящему существует только в Великобритании. Это не просто традиция, а еще и реально работающая политическая система. Дело в том, что исполнительная власть именно в Великобритании принадлежит правительству. И достаточно логично, когда альтернатива в лице оппозиции представлена теневым правительством.

Идею теневого правительства в президентской республике я считаю очень странной. Потому что в России, если не считать путинско-медведевской аномалии, власть принадлежит президенту, а правительство играет вспомогательную роль, чаще всего техническую. Вся власть находится в Кремле. Поэтому если уж создавать, то теневого президента, не правительство. Надо выдвигать теневого президента, и этот теневой президент может формировать правительство и так далее.

Кто может сыграть роль теневого президента? Роль теневого президента может сыграть, например, единый кандидат от оппозиции. Или просто какой-то кандидат от оппозиции, не единый.

А если мы будем создавать теневое правительство в президентской стране, то мы фактически создадим группу экспертов и технических исполнителей. То есть эта группа явно не может добиться изменения курса, явно не может принимать крупные политические решения, потому что их принимает президент. (Опять же, медведевско-путинскую аномалию, когда центр власти перемещен в Белый дом, я не рассматриваю.)

Таким образом, теневое правительство в президентских странах отсутствует, нет такого института. Либо есть пиар-проекты, либо есть эксперты, которые себя называют теневым правительством. Но как институт, который мог бы предлагать альтернативу развитию страны, теневое правительство не может существовать в России в принципе.


Материалы по теме
09.03.2011 статья Владимир Абаринов: Позиция для оппозиции →
09.03.2011 статья Андрей Пионтковский: Блистательные →
03.03.2011 статья Андрей Колесников: Участное дело каждого →
03.03.2011 в блоге Гарри Каспаров: О "теневом правительстве" →
03.03.2011 в блоге Сергей Канаев: В поисках альтернативы →
02.03.2011 в блоге Евгения Чирикова: Надежда на простых людей →
02.03.2011 в блоге Денис Билунов: Новые политические формы →
28.02.2011 в блоге Евгений Ясин: Нужно теневое правительство →

Комментарии
User semetr3, 12.03.2011 13:18 (#)

Какая разница, как назвать! Теневое правительство и есть команда экспертов, главная задача к-рых - доказать, что возможен ДРУГОЙ курс, лучшие решения задач.
То, что это не нравится Немцову - симптоматично. Он намекает: вы перво-наперво мне дайте власть, а потом уж увидите, как я на дубу яблоки стану растить. А что бывает "потом", мы уже видели.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User golubov, 12.03.2011 14:40 (#)

Стоит ли играть в песочнице?

На мой взгляд, не все ли равно, будет ли теневое правительство или нет.
Игры в песочнице все это.
Важно иное. Нужно понять, что мы живем в новом времени, в эпохе, когда идеологии, политические партии уже не играют той роли, что раньше. Интернет-революция делает ненужной представительную демократию, а с ней и популизм, и необходимую для обретения популярности политическую демагогию.
Благодаря интернету деятельность и государственных структур, и политических партий делается непривычно прозрачной. И это хорошо, ибо, как говорил Петр I: - "Дурость каждого будет видна".
Но дело даже не только и не столько в этом.
Верховный, главный, единственный источник власти - народ страны (т.е. каждый желающий) имеет теперь возможность (пока с помощью таких, как Ассанж и Навальный, после неизбежного изменения законодательства и на законных основаниях) наблюдать все махинации, все случаи воровства его, как члена общества (т.е. государственной) собственности.
Ясно, наглядно увидеть все это всякому знакомому с правилами арифметика и основами логики помогут такие, как Навальный.
Ему (Его Величеству Народу Страны) остается только на свободных выборах (т.е. на конкурсе, где членами комиссии будут все граждане страны) назначить менеджеров, которые будут под его (народа) надзором управлять, и пользуясь рекомендациями суперпрофессионалов корректировать законы и формировать программы развития страны.
Естественно, что в этих новых условиях единственным реальным кандидатом на президентских выборах 2012года будет самый популярный из тех, что практически реализует задачу сделать прозрачной деятельность чиновников. Этот человек - Навальный. Он равно далек от всех политических тусовок. В его политической программе будет один понятный каждому пункт - прозрачность.
У него сегодня уже миллионы сторонников. Все кто против него неизбежно сами разоблачают себя как демагоги и жулики.

User tabarnaque, 12.03.2011 16:58 (#)

Интернет-р

Мечтайте-мечтайте.
Тоже мне нашли идеальный заменитель НАСТОЯЩЕЙ демократии.
1) Самый основной софизм интернетного идеализма, что именно прозрачность интернета является производной от демократии, а не наоборот.
2) Технически прозрачность интернета можно и обкарнать (в КНР это сделали)
3) Миллионы сторонников были и у строителей светлого будущего с помощью ГУЛАГа. Жажда хоть какой-то жизни я вляется таким мощным мотивизатором стать миллионным сторонником мазохстких удовлльствий, но толбьько демократия сможет защитить от этого решения энергичного дяди о том, о чем мне можно и надлежит мечтать.

User golubov, 12.03.2011 22:40 (#)

Ув. tabarnaque

Позвольте не во всем с Вами согласиться.
Да, "Технически прозрачность интернета можно и обкарнать (в КНР это сделали)" Но в Египте это не удалось. А тем более у нас. А раз так, то в Сети можно агитировать за организаторов Прозрачности (за того же Навального). А если власть станет мухлевать с выборами. то из Сети можно давить на власть, организовывать флэшмобы, пока она не уступит и выборы и подсчеты не станут честными.
Так что Интернет-революция - это не мечты, а реальность. Т.е. получается, что не "прозрачность интернета является производной от демократии, а ... наоборот"
Но главное даже не в этом. Менталитет населения в обозримое время не станет либеральным, а следовательно политической партии с демократическими устремлениями никогда не пройти в наш т.н. парламент.
А Интернет-демократия, чья программа "ПРОЗРАЧНОСТЬ", уже сегодня весьма успешна (у Навального миллионы сторонников).
Так что в наших условиях Интернет-демократия - это не пустая мечта, суровая жизненная необходимость (к счастью легко и просто разрешимая)

User semetr3, 13.03.2011 10:53 (#)

Интернет и свобода

Будучи программистом, замечу, что достижения прогресса с точки зрения профессионала не столь впечатляют. В Египте Инет не обкорнали просто потому, что не очень-то старались; напротив, власть гордилась, что их люди очень продвинутые - все в Инете. Кроме того, в Инете существуют свои специфические методы подавления. Сейчас они используются против пиратства, но использование в политических целях не заказано.
Но главное: Инет может использоваться в прямо противоположных целях - для усиления тоталитаризма, сверхмассовой пропаганды. Почему вы думаете, что власть не может сама организовывать флешмобы? Еще как может. Почему не делает это сейчас - другой вопрос.

User golubov, 13.03.2011 17:13 (#)

Ув. semetr3

Спорить тут нечего. Любое оружие обоюдоостро.
Интернет-революция придет только если люди поймут ее необходимость. Ежели не поймут, то оставаться нам в стойле у Путдаффи.

User wldmr, 12.03.2011 15:59 (#)
2911

Незнаю насколько технически выполнимо моё предложение, но в странах где имеют место подтасовки и манипуляции с голосами на выборах необходимо вводить компьютеризацию голосования.

Такие предложения уже выдвигались. Но здесь все упирается в тайну голосования. Необходим референдум или закон об отмене тайного голосования. Это в конечном счете не интимные тайны. Каждый гражданин делает осознанный выбор своего будущего и будущего страны. И вполне отвечает за свои действия. Это даже может быть предметом гордости каждого выборщика.

- Да я голосовал за националистов или коммунистов, за демократов или республиканцев, за любителей пива или христианских демократов и т.д. потому-то и потому-то.

Возможно это дело будущего. Но такое голосование сняло бы многие вопросы. На общедоступном сайте были бы все данные по выборам и по каждому принявшему в них участие. Общий процент проголосовавших был бы неизмеримо выше, чем сейчас.

Такая же система и с выборами президентов и с проведениями референдумов. И по деньгам оно выходит дешевле.

Безусловно при открытой системе выборов необходима и полная демократизация СМИ. Снятие окупации одной политической группировки со всех основных средств пропаганды.

Не лишены также смысла предложения по законодательному ограничению пребывания президента у власти всего двумя сроками, даже и через раз. Срок не более 5 лет.

Вова щас предпринимает явные попытки пролезть на третий срок, а там и на четвёртый. "Без Вовы - нам ...уёво!" И куда спрашивается он лезет? В петлю что ли?

User wldmr, 12.03.2011 16:10 (#)
2911

фактор запугивания, запретов на профессию и других оргвыводов из-за политических пристрастий того или иного гражданина по идее должен сниматься всё той же гласностью и прозрачностью любого конкретного политического вопроса.
Серьезный и ответственный, и главное свободный человек не станет попрекать другого его политическими взглядами, националист ли он, коммунист ли. И потом большинство людей и так не скрывают своих взглядов от коллег и родственников.

User tabarnaque, 12.03.2011 17:10 (#)

Незнаю насколько технически выполнимо мо

Вы слегка путаете форму с содержанием.
Кто докажет простому рядовому избирателю, что программное обеспечение компьютеризированной системы не предусматривает некоторого корректиррования кем-то при работе с чем-то?

User nanoscience, 12.03.2011 18:42 (#)
3460

Вова щас предпринимает

я думаю, что это предложение столь же неправильно, как и предложение подписать открытый лист против Вовы. Человек естественно и правильно боится умереть, боится боли, страшится за семью, детей. Поэтому открытое голосование в неидеальном обществе (а идеальное - только на кладбище) - это означает отменить голосование.

User obraztsov, 12.03.2011 16:00 (#)

удивлен позицией Немцова

Например, его ближайший сторонник - Илья Яшин - как раз очень позитивно высказывался об этой идее, но не в Ясинском понимании - как "костыль" советчиков для реального правительства, а как альтернативу, которая есть у оппозиции в ответ на обвинения в голом критиканстве.
* * *
Более того, весьма сомнителен тезис о том, что у нас президентская форма правления, а значит нужен "теневой президент". Пресловутый пример - США - тоже президентская страна, но президент идет на выборы не один, он идет с КОМАНДОЙ: вицепрезидентом, будущим госсекретарем ("премьером") ключевыми фигурами правительства. И голосуют люди во многом за партию и команду, даже отдавая себе отчет в том, что Дж. Буш Мл. не семи пядей во лбу - но команда у него сильная. То же самое нужно в России - не выбор между персонами - Медведев, Путин, Немцов или Лимонов - а между их программами и командами, реально способными возглавить министерства и имеющие план действий.
* * *
Именно для выработки и корректировки такого плана и нужно теневое правительство.

User tabarnaque, 12.03.2011 17:17 (#)

Пресловутый пример - США - тоже президентская страна,

А как у них называется премьер-министр?
Вот то-то и оно.
ПРеславутые примеры нужно брать не с преславутых Штатов, а с Франции, гдерешили и оставить выборную английскую королеву, назначающую правительство и наделить её полномочиями премьер-министра.
Так было при Ельцине.
А что теперь, когда вами безответственно правит завхоз в премьер-министровском с клоуном для ответственности на президентском троне- я и не заню аналогов.
Но уж точно сравнивать РФ со Штатми некоректно

User obraztsov, 15.03.2011 11:33 (#)

я и не заню аналогов

В США действительно "премьера" нет, но есть правительство - кабинет министров. Да, ГосСекретарь в этом кабинете - наиболее влиятелен, но называть его "премьером" неверно. Но сути дела это не меняет: президент правит коллегиально, опираясь на компетенцию членов своего правительства, проводя консультации с ними, а не на свое самодурство.
Когда вами безответственно правит завхоз в премьер-министровском с клоуном для ответственности на президентском троне- я и не заню аналогов. - Например, чем вам не нравится самурайский период истории, и конкретно - сёгунат Токугава? Впрочем, и в этом мы от Японии сильно отстали...
Я не понимаю, что вы пытаесь доказать: что президенту не нужна команда, что нужно избраться президентом, а потом и команду собирать? Это по меньшей мере наивно, а в случае российской оппозиции - еще и серьезный барьер недоверия между обществом и оппозицией.

User idshoohov, 12.03.2011 16:19 (#)

А меня Немцов заставил задуматься

Я тоже благожелательно встретид идею Ясина о теневом правительстве, но в ней действительно есть некоторый подвох.
Создание теневого правительства как бы предполагает признание существующего статус-кво, выражаемого сейчас тандемом, и предлагает не смену его, а лишь помощь в виде альтернативного правительства и, соответственно, альтернативных конкретных решений при неизменном общем курсе.

User obraztsov, 12.03.2011 16:27 (#)

Да, действительно, возможно два подхода.
1) теневое правительство, как консультативный орган при реальном - который, будучи не завязан в коррупционные лоббистские цепочки, способен находить узкие места и страховать реальный кабинет от серьезных ошибок, предлагая разумную альтернативу
2) КОАЛИЦИОННОЕ теневое правительство, где представлены различные оппозиционные силы (не только ПАРНАС итд), НИКАК не сотрудничающее с властью и не дающее ей рекомендаций, но формирующее согласованный вариант альтернативного развития страны в случае прихода к власти.
.
Я категорически против 1) и полностью за 2).

User nanoscience, 12.03.2011 18:28 (#)
3460

- надо готовиться к суду над коррупционерами
- надо обсуждать Программу и личность будущего Президента и состав Правительства
- предлагаю Председателем Кудрина, министром инстранных - Новодворскую, Президентом - любого оранжевого, как Немцова, Чубайса

User inkerman, 12.03.2011 21:04 (#)

Это фамилии для теневого правительства надеюсь?

User albex, 12.03.2011 18:33 (#)

Согласен с Борисом Ефимовичем

Президентом я хотел бы видеть именно его. Чубайса - премьером
Министра финансов оставить нынешнего, мид - Козырева, министерство информации - Новодворской
фсб разогнать

User obraztsov, 12.03.2011 19:09 (#)

Вот вы и составили "теневое правительство", вопреки согласию с Борисом Ефимовичем. Как же так?

User barbarian_D, 12.03.2011 20:28 (#)

вы и составили "теневое правительство"

И при всем при том - по личностям, но не по идеям и стратегиям. То есть, в очередной раз "долой злого царя, давай доброго". А про доброго ничего, кроме его борьбы со злым, и не известно.
Х-х-хосподи, как надоело все это быдловское охмурялово! Борис Ефимыч, ты и впрямь думаешь, что отобрав мигалку и подмяв ФСО, одним этим поднимешь Россию? Али маненько еще чего нужно? И чего конкретно? Сейчас нельзя поподробней? Или нам нужно уже не по-сурковски, а по-немцовски лет пятьдесят подождать, поучиться?

User idshoohov, 13.03.2011 02:00 (#)

Я согласен с albex

Это те, которых я хотел бы видеть в руководстве демократической России, но не в "теневом правительстве", которое, может быть, действительно не нужно.

User semetr3, 13.03.2011 15:53 (#)

Вот-вот! Представить такой состав правительства в предвыборной программе, и политтехнологов ЕР уволят за ненадобностью. Только зачем потом жаловаться на "народ, к-рый не ценит демократию". Чтоб проголосовать за таких, нужен народ из дурдома.

User ternewenergy, 13.03.2011 16:08 (#)

Одно другому не противоречит.

Так одно другому-то не противоречит.Пусть будет и теневое правительство, пусть будет и теневой президент. Какие проблемы?

User djatlov, 14.03.2011 10:33 (#)
3169

Да не в том дело. Неважно, теневое правительство, теневой президент... Хоть теневой император.
Различие с английскими теневыми кабинетами - в том, что там, в Англии - есть две группы джентльменов. Одна группа рулит сейчас, другая - считает, что такое руление не очень эффективно и хотела бы порулить несколько иначе. Но это джентльмены из одного клуба. Да, один премьер-министр считает необходимым чуть повысить один налог и чуть сократить контингент в Нагонии, а другой, теневой - думает, что лучше наоборот. Они могут спорить об этом в клубе за бильярдом, а могут прилюдно, доказывая свою точку зрения электорату и, возможно, меняясь местами после выборов.
А когда "теневой кабинет" видит своё отличие от действующего не в ином подходе, а в том, что действующий - банда воров и грабителей, которых надо немедленно арестовывать - это не теневой кабинет. Это правительство в изгнании, это партизанский штаб, это комитет революционного спасения, это что угодно ещё, а теневым кабинетом это называть смешно. Командир объединения партизанских отрядов - это не "теневой гауляйтер".
Либо вы "альтернативный вариант, который будет управлять несколько иначе и, возможно лучше" - тогда с вас действительно конструктивная критика нынешних властей и альтернативная программа. Либо вы боретесь за свержение антинародной банды воров и убийц - тогда с вас просто программа. Не альтернативная, в стиле "вместо вора и взяточника А поставим своего Б, он будет воровать на 10% меньше и народ станет жить лучше".
И надо уже как-то определяться. Вы оппозиционная партия, которая просто не прошла в думу (со своими альтернативными предложениями), или вы режим свергать?

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: