Закон и порядочность
Мосгорсуд отправил катынское дело на новое рассмотрение
Мосгорсуд отправил на новое рассмотрение дело о реабилитации расстрелянных в Катыни польских офицеров. Как передает "Эхо Москвы", суд полностью удовлетворил кассационную жалобу представителей потерпевших.
Как сообщила адвокат Анна Ставицкая, дело направлено в Хамовнический суд.
Этот суд ранее отказался рассматривать вопрос о реабилитации, указав, что обращаться с подобным обращением могут лишь те лица, чьи права были нарушены. Между тем адвокаты настаивали на том, что по закону о реабилитации делать это могут любые лица и даже организации.
22 мая Главная военная прокуратура отказалась представить в суд материалы катынского дела. В ходе заседания в Хамовническом суде по жалобе родственников польских офицеров, которые просили отменить решение о закрытии дела, представитель прокуратуры сообщил, что большинство из 183 томов имеют гриф "секретно" и "совершенно секретно". "Мы не можем представить в суд ни материалы дела, ни постановление о прекращении дела номер 159, так как эти материалы относятся в гостайне"- сказал прокурор.
26 марта правозащитное общество "Мемориал" обратилось к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой рассекретить материалы расследования "катынского дела". "Международное общество "Мемориал" просит Вас снять гриф секретности с постановления Главной военной прокуратуры от 21 сентября 2004 года о прекращении уголовного дела, где содержатся как имена виновных, так и основные итоги расследования", - говорилось в письме, подписанном председателем правления "Мемориала" Арсением Рогинским.
В марте 2005 года Главная военная прокуратура объявила, что из 183 томов "катынского дела" 116 имеют гриф "секретно" или "для служебного пользования". Гриф "секретно" имеет и постановление о прекращении дела.
"Единственное, что стало известно общественности о результатах почти 15-летнего расследования убийства многих тысяч польских граждан в 1940 году,
это то, что "действия ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР квалифицированы по пункту "б" статьи 193-17 УК РСФСР, как
превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств", - говорится в письме.
Имена тех, кто был признан прокуратурой виновными, названы не были. Никакие подробности и неизвестные ранее детали катынского преступления, выявленные
в результате расследования, также не были обнародованы.
"Засекречивание документов "Катынского дела" представляется совершенно недопустимым и с нравственной, и с юридической точки зрения", - считает Рогинский.
Согласно статье 7 закона "О государственной тайне", сведения "о фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами" не могут быть отнесены к государственной тайне и, соответственно, быть секретными.
18 марта в Доме кино в Москве прошел первый открытый показ фильма "Катынь", номинированного на "Оскар" в категории "лучший иностранный фильм". О широком прокате фильма в российских кинотеатрах речи пока не идет. Ранее "Катынь" показывали в Москве в Польском культурном центре на территории посольства Польши.
Дословно
Анджей Вайда
Я снял этот фильм именно к концу своей жизни, будучи глубоко убежден, что я обязан этот фильм снять. И ради своего отца, который был одним из тех, кого убили в Катыни, и ради матери, которая очень страдала и до самой смерти верила, что отец вернется, поскольку его фамилии не было в списке расстрелянных офицеров. Одновременно мне кажется, что это часть польской истории, которая не может остаться без своего фильма.
Грани-ТВ, 18.03.2008
Статьи по теме
Катынь, гуманизм, патриотизм
Яков Кротов утверждает, что в фильме Анджея Вайды о Катыни нет гуманизма, поскольку в нем преобладает государственническая, национальная, патриотическая традиция. Но гуманизм не должен непременно носить анархический характер.
Катынь не осознана
Ничего удивительного, что в России многие люди проявляют радикализм и непослушание власти, признавая факт преступления в Катыни. Это не мешает им оставаться лояльными к власти в главном – взгляде на человека как на средство жизни, а на безопасность – как на цель жизни.