Европейский суд обязал РФ выплатить 172 тысячи евро жителю Чечни
Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить жителю Чечни Ханбатаю Хамидову 172 тысячи евро. Как пишет в пятницу "Коммерсант", истец доказал, что подразделение МВД практически уничтожило его домовладение и бизнес.
Ханбатай Хамидов с братом Джабраилом занимался в Надтеречном районе Чечни пекарным делом. В селе Братское братья Хамидовы имели участок, на котором стояли два дома, пекарня, мельница и складские помещения. Когда в 1999 году жители Надтеречного района узнали, что к ним вводятся войска, многие испугались и ушли из своих домов в леса. Когда военные уже вошли в села, местные жители вернулись. Однако братьям Хамидовым не удалось попасть в свои владения, поскольку за бетонным забором был размещен сводный отряд ОМОНа. Братьям с женами и маленькими детьми пришлось отправиться в лагерь беженцев.
Как рассказала "Коммерсанту" представитель Хамидова в Европейском суде Маргарита Петросян, лагерь представлял собой железнодорожный состав из 101 плацкартного вагона в степи. В таких условиях семьи Хамидовых прожили несколько лет. В это время племянник Хамидова, которому было всего полтора года, умер от воспаления легких.
Суд признал аргументы правительства России о том, что омоновцы были направлены в Чечню потому, что сложилась "ситуация, угрожающая здоровью и благополучию нации", а дом заявителя заняли, "чтобы охранять его имущество от грабителей", необоснованными. Представитель России в Евросуде Вероника Милинчук пока не решила, передавать ли дело "Хамидов против РФ" на рассмотрение Большой палате Евросуда, которая является кассационной инстанцией. Если решение останется в силе, компенсация станет рекордной по искам, связанным с Чечней. Как считают правозащитники, решение по делу Ханбатая Хамидова открывает дорогу для подачи чеченцами исков по материальным претензиям к участникам контртеррористической операции. До сих пор за потерю имущества и жилья в Чечне выплачивают всего 350 тысяч рублей.
Дословно
Маргарита Петросян
Нам предложили подписать нечто вроде мирового соглашения, обещая заплатить 2 миллиона рублей. Мы объяснили двум присутствующим на встрече генералам, что сумма эта смешная, там ущерба почти на 20 миллионов. Генералы говорили, что денег больше нет, причем предлагали, что даже сами с лопатами придут к Хамидову на участок и будут его ровнять. Но мы не согласились.
"Коммерсант", 16.11.2007