Беззаконие для анархиста
Доверенным лицам политзека Романова не сообщают о его местонахождении
Мордовский главк ФСИН незаконно отказывает доверенным лицам анархиста Ильи Романова, доставленного в регион отбывать девять лет строгого режима, в информации о местонахождении политзека. Об этом сообщает Каспаров.Ру со ссылкой на сотрудницу Комитета за гражданские права Ларису Романову, бывшую жену анархиста.
11 марта Романова забрали на этап из СИЗО-1 в Нижнем Новгороде. При этом ни матери политзека, ни его адвокату Евгению Губину в нарушение закона об этом не сообщили. Кроме того, как рассказала собеседница издания, политзеку не дали дождаться исхода разбирательства по своему иску ко ФСИН.
Последнее известное местопребывание анархиста - пересыльная тюрьма "Потьма". Какое именно учреждение имела в виду Романова, непонятно. Насколько известно, в пгт Потьма Зубово-Полянского района Мордовии расположена только ИК-18 строгого режима. Между тем в качестве пересыльных тюрем обычно используются следственные изоляторы - их же в регионе два: один - в Саранске, другой - в его пригороде Рузаевке.
Романова заметила, что в мордовском УФСИН местонахождение политзека наверняка известно. "Решение о месте отбывания срока осужденных со статьей "терроризм", как у Ильи, решает заранее ГУФСИН в Москве", - пояснила она.
При этом, добавила правозащитница, по закону ФСИН обязана в 10-дневный срок сообщать родственникам и доверенным лицам о местонахождении заключенных. Однако запрос, отправленный Романовой от имени Комитета за гражданские права, остается без ответа уже три недели.
Собеседница издания подчеркнула, что политзек "находился в конфликте с сотрудниками правоохранительных органов, которые оказывали на него давление в Нижнем Новгороде". "Боюсь, в Мордовии ему создадут проблемы", - заметила она.
Правозащитница также напомнила, что Романова поставили на профилактический учет как экстремиста. "Это вообще очень плохо для заключенного, - продолжила собеседница издания. - Сотрудники колонии из-за этого запросто могут лишить Романова право переписки даже с адвокатом".
В ночь на 26 октября 2013 года Романов пострадал, испытывая самодельную петарду в сквере в центре Нижнего Новгорода. Анархист лишился кисти левой руки; ему присвоена III группа инвалидности.
Романова арестовали. Согласно материалам дела, которое вел следователь областного УФСБ Илья Кауркин, Романов хотел запугать городскую администрацию, чтобы та прекратила вырубать городские скверы.
В начале 2015 года в деле появилось еще одно обвинение - по факту публикации частной беседы активиста, распространенной как его интервью радио Libertaire, органу украинской Революционной конфедерации анархо-синдикалистов.
Процесс Романова начался в июне 2015 года. 6 августа коллегия Московского окружного военного суда в составе Романа Муранова (председательствующий), Сергея Кривошеева и Юрия Чепелева на выездной сессии в Нижнем Новгороде приговорила активиста к 10 годам строгого режима со штрафом 110 тысяч рублей ( ВИДЕО). Анархист был признан виновным по части 1 статьи 30 - части 1 статьи 205 (приготовление к теракту), части 1 статьи 222 (незаконный оборот взрывчатки), части 1 статьи 223 (незаконное изготовление боеприпасов) и части 3 статьи 30 - части 1 статьи 205.2 УК (покушение на публичное оправдание терроризма). Первые три обвинения Романову вменили за эксперимент с пиротехникой, четвертое - за публикацию беседы, представленной как интервью.
Сам Романов признал вину по статьям 222 и 223 УК, однако категорически отверг обвинения в приготовлении к теракту и покушении на публичное оправдание терроризма.
15 декабря коллегия Верховного суда в составе Олега Дербилова (судья-докладчик), Игоря Крупнова и Сергея Сокерина снизила Романову срок до девяти лет. Судьи исключили из основного обвинения Романову - в приготовлении к теракту - два отягчающих обстоятельства: наступление тяжких последствий и использование взрывчатых веществ. Коллегия указала, что обе эти детали являются квалифицирующими признаками теракта, а не отягчающими обстоятельствами. В остальном приговор был оставлен без изменений.