Политзек Романов возвращен в СИЗО после психиатрической экспертизы
Нижегородский анархист Илья Романов, арестованный по сфабрикованному обвинению в покушении на теракт, возвращен в СИЗО-1 в Нижнем Новгороде из Казани после прохождения стационарной психиатрической экспертизы на предмет вменяемости. Об этом сообщила в фейсбук-группе Нижегородского гражданского движения бывшая жена политзека Лариса Романова.
О предстоящей отправке Романова на экспертизу стало известно в конце февраля. Тогда сообщалось, что активист будет этапирован в Нижегородскую областную психоневрологическую больницу № 1 имени Кащенко. Позже, однако, выяснилось, что в Нижнем Новгороде подобные экспертизы больше не проводятся, и 15 мая политзека отправили в Казань.
Между тем незадолго до этапа в Казань Романов сообщил, что ФСБ фабрикует "экстремистские" тексты, которые предполагается приписать ему и приобщить к делу. Таким образом следствие намерено доказать, что вменяемые активисту действия имели цель запугать власть или население. Наличие такой цели - один из квалифицирующих признаков террористического акта.
Сам Романов при этом настаивает, что "экстремистских" текстов не писал. Его слова подтверждаются тем фактом, что все три компьютера - самого активиста, а также его отца и дочери, - изъятые силовиками при обыске, были возвращены семье политзека - к делу в качестве вещдоков их не приобщили.
Чтобы опровергнуть авторство Романова, адвокат политзека Евгений Губин намерен провести две независимые экспертизы - лингвистическую и автороведческую. Стоимость обеих оценивается в общей сложности примерно в 40 тысяч рублей. Номер яндекс-кошелька для сбора средств на проведение экспертиз опубликован на сайте "За волю!".
В ночь на 26 октября 2013 года Романов пострадал, испытывая пиротехническое устройство в сквере на Ошарской площади в центре Нижнего Новгорода. Активист лишился кисти левой руки и был госпитализирован. Позже он сумел добиться присвоения ему III группы инвалидности.
С момента поступления в больницу Романов находился под надзором полиции, заподозрившей его во взрыве самодельной бомбы. В тот же день против анархиста возбудили дело по части 1 статьи 222 УК (незаконный оборот взрывчатых веществ), предполагающей до трех лет колонии. Тогда же Романова допросили как подозреваемого. Когда состояние активиста улучшилось, его перевели в городской СИЗО-1.
В середине ноября обвинение Романову переквалифицировали. Ему вменили статьи 30, 205 УК (покушение на террористический акт). За теракт предусмотрено заключение вплоть до пожизненного. Дело передали в региональное УФСБ.
СМИ, сообщавшие об инциденте с Романовым, утверждали, что взрыв произошел у здания областного военкомата. Между тем военкомат находится в нескольких десятках метров от сквера, причем, как заявляет активист, местонахождение этого учреждения ему не было известно.
Достаточной информации о ходе следствия по делу Романова нет, поскольку адвоката Губина вынудили дать подписку о неразглашении. Известно, что осенью активиста незаконно вывозили на допрос в нижегородский ЦПЭ, не ставя об этом в известность адвоката. Оперативники вынуждали политзека написать явку с повинной и признаться в намерении совершить теракт. Физического воздействия к Романову не применялось, однако полицейские угрожали насилием в отношении его 73-летних отца и матери и 16-летней дочери. Кроме того, оперативники заявляли Романову, будто уже "отловили" его дочь и "побеседовали" с ней, хотя в действительности этого не было.
В январе 2014 года стало известно, что Романов включен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов. Согласно новой редакции федерального закона № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" все банковские счета фигурантов этого списка блокируются.
Срок следствия по делу Романова, как и срок его ареста, неоднократно продлевались.
Романову 47 лет. В левое движение он пришел в конце 1980-х. В 2002-2012 годах отбывал на Украине 10-летний срок в колонии строгого режима. Его признали виновным в причастности к взрыву у здания Службы безопасности Украины в октябре 2002-го.
21 июня в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади прошли одиночные пикеты в защиту Романова. Организаторами мероприятия выступили активисты Революционной рабочей партии, Объединенной коммунистической партии и других левых движений.