новость Назначена дополнительная проверка по жалобе анархиста Романова на ЦПЭ

26.01.2015
Илья Романов в Канавинском райсуде, 26.01.2015. Фото Ильи Мясковского

Илья Романов в Канавинском райсуде, 26.01.2015. Фото Ильи Мясковского

СКР назначил дополнительную проверку по жалобе нижегородского политзека анархиста Ильи Романова на незаконные действия, допущенные в его отношении региональным ЦПЭ. Об этом сообщил в ФБ-группе Нижегородского гражданского движения местный активист Илья Мясковский после заседания по жалобе Романова в Канавинском райсуде Нижнего Новгорода. Анархист оспаривал отказ следственного ведомства возбудить дело о нарушениях силовиков.

Рассмотрение жалобы судья Наталья Мраморова откладывала дважды: первый раз, 26 декабря, - из-за неявки адвоката Евгения Губина, который защищает политзека; второй, 19 января, - по просьбе прокурора Белоусова, заявившего о своей неготовности дать заключение по делу.

Между тем за неделю, прошедшую с 19 января, СКР отменил свой отказ. В этой связи Мраморова постановила производство по жалобе Романова прекратить.

Заседание проходило в закрытом режиме: Мраморова, как ранее уточнял Мясковский, объяснила такое решение тайной следствия, которое ведется по делу Романова. Появление публики на слушаниях 26 декабря судья восприняла с раздражением. О результатах заседания в понедельник Мясковскому рассказал адвокат Губин.

"Медиазоне" адвокат прокомментировал ситуацию так: "Все шло к тому, что этот отказ будет отменен в судебном порядке, поэтому Следственный комитет решил не доводить до этого и сам отменил отказ".

Губин добавил, что теперь следователь должен в 10-дневный срок провести новую проверку по жалобе Романова и либо открыть дело, либо повторно вынести отказ в его возбуждении.

В заявлении, поданном политзеком в СКР, речь идет о событиях 6 декабря 2013 года. Тогда его незаконно вывезли в нижегородский ЦПЭ на допрос, о котором адвокат Губин оповещен не был. Оперативники во главе с начальником регионального ЦПЭ полковником Алексеем Трифоновым настаивали, чтобы анархист написал явку с повинной, указав в ней, что является "членом подпольной террористической группы" и "агентом спецслужб Украины". Как выяснилось при рассмотрении жалобы Романова в суде, Трифонову помогали старший оперативник майор Валерий Степаненко и оперативник лейтенант Иван Решетов.

Применять к Романову физическое воздействие силовики не стали. Тем не менее они угрожали насилием в отношении его 80-летнего отца, матери, которой за 70, и 16-летней дочери. Кроме того, оперативники заявляли активисту, будто уже "отловили" его дочь и "побеседовали" с ней. В действительности этого не было.

Несмотря на это, подписывать какие бы то ни было явки с повинной политзек категорически отказался.

Всего за год с лишним, которые Романов находится в заключении, им и адвокатом Губиным были поданы около 80 жалоб на действия ФСБ, областной главк которой ведет следствие по его делу, и ЦПЭ. Тем не менее на сегодня ни одна из жалоб не удовлетворена.

В ночь на 26 октября 2013 года Романов пострадал, испытывая пиротехническое устройство в сквере в центре Нижнего Новгорода. Активист лишился кисти левой руки; ему присвоена III группа инвалидности.

Романова поместили в СИЗО-1 в Нижнем Новгороде, вменив часть 1 статьи 222 УК (незаконный оборот взрывчатых веществ). Вскоре, однако, политзеку инкриминировали еще одно обвинение - по части 3 статьи 30 - части 1 статьи 205 (покушение на теракт). После этого дело было передано в ФСБ. Как утверждает следствие, анархист хотел запугать городскую администрацию, чтобы та прекратила вырубать городские скверы.

Достаточной информации о ходе следствия по делу Романова не поступало, поскольку адвоката Губина вынудили дать подписку о неразглашении. Известно, что ФСБ сфабриковала ряд "экстремистских" текстов, чтобы приписать их Романову и приобщить к делу. Таким образом следователь регионального главка спецслужбы Илья Кауркин намерен доказать присутствие у анархиста цели запугать власть или население. Наличие этой цели - один из квалифицирующих признаков теракта.

Между тем Романов настаивает, что "экстремистских" текстов не писал. Его слова подтверждаются тем фактом, что все три компьютера - самого активиста, а также его отца и дочери, - изъятые силовиками при обыске, были возвращены семье политзека - к делу в качестве вещдоков их не приобщили.

В мае - июне 2014-го Романов прошел стационарную психиатрическую экспертизу в Казани. Исследование признало его вменяемым.

Арест Романова неоднократно продлевался. Последний раз его оставили в СИЗО до 26 февраля. При этом, как сообщал в декабре Губин, областное УФСБ намеревается передать дело активиста в суд. Таким образом, разбирательство по существу может стартовать уже в ближайшее время.

Романову 47 лет. В левое движение он пришел в конце 1980-х. В 2002-2012 годах отбывал на Украине 10-летний срок в колонии строгого режима. Его признали виновным в причастности к взрыву у здания Службы безопасности Украины в октябре 2002-го.

26.01.2015


новость Новости по теме