новость Анархист Романов осужден к 10 годам строгого режима

06.08.2015
Илья Романов. Фото: Илья Мясковский

Илья Романов. Фото: Илья Мясковский

Коллегия Московского окружного военного суда в составе Романа Муранова (председательствующий), Сергея Кривошеева и Юрия Чепелева на выездной сессии в Нижнем Новгороде приговорила анархиста Илью Романова к 10 годам строгого режима со штрафом 110 тысяч рублей по обвинениям, связанным с терроризмом и незаконным оборотом оружия. Об этом сообщает корреспондент "Граней" из зала коллегии Нижегородского облсуда по уголовным делам, в здании которой проходил процесс.

Романов назвал приговор неправосудным. Адвокат политзека Евгений Губин заверил, что вынесенный вердикт будет обжалован.

Романова приговорили почти к тому же наказанию, которого 22 июля требовал в прениях прокурор Алексей Езерский, наряду со своим коллегой Алексеем Винокуровым поддерживавший обвинение анархисту. Судьи лишь на 10 тысяч рублей уменьшили сумму штрафа сравнительно с тем, что запрашивал прокурор. Как уточняет ОВД-Инфо, Романова освободили от ответственности по одному эпизоду хранения и изготовления взрывчатых веществ в связи с тем, что он сам их выдал.

Наказание Романову Езерский просил назначить путем частичного сложения сроков, затребованных по каждому из четырех вмененных политзеку обвинений. По части 1 статьи 30 - части 1 статьи 205 УК (приготовление к теракту) прокурор требовал для анархиста 7 лет колонии, по части 1 статьи 222 (незаконный оборот взрывчатки) - 3 года со штрафом 50 тысяч рублей, по части 1 статьи 223 (незаконное изготовление боеприпасов) - 3 года со штрафом 100 тысяч рублей, по части 3 статьи 30 - части 1 статьи 205.2 (покушение на публичное оправдание терроризма) - 3 года колонии.

Видеорепортаж Ирины Славиной:

Приговор Илье Романову
Первые три обвинения были предъявлены Романову по факту эксперимента с пиротехникой в центре Нижнего Новгорода, квалифицированного как взрыв, четвертое - по факту публикации частной беседы активиста, распространенной как его интервью радио Libertaire, органу украинской Революционной конфедерации анархо-синдикалистов.

Как сообщал гражданский активист Илья Мясковский, Романов и Губин, выступая 4 августа в прениях, опровергли доводы прокуроров. Политзек заявил, что признает вину по 222-й и 223-й статьям УК, подчеркнув, однако, что добровольно выдал следствию имевшиеся у него взрывчатые вещества. В то же время Романов полностью отверг обвинения в подготовке теракта и призывах к терроризму. В своей речи, занявшей около 100 страниц рукописного текста, подсудимый подробно разобрал доводы Езерского и Винокурова и опроверг их. Губин после Романова также произнес речь, в которой доказал несостоятельность аргументов следствия и прокуратуры.

Позже в тот же день Романов выступил с кратким последним словом. "Я думал, таких не бывает вообще уголовных дел - такой степени абсурдности; театром абсурда можно было бы это назвать, - сказал, в частности, политзек. - Но, оказывается, бывает. То есть, сейчас - как 30-е годы XX века, когда изобреталось покушение на товарища Сталина какое-нибудь, а это дело - из той же серии".

В ночь на 26 октября 2013 года Романов пострадал, испытывая самодельную петарду в сквере в центре Нижнего Новгорода. Мощность петарды, как установила экспертиза, была равна примерно 3 граммам в тротиловом эквиваленте. Анархист лишился кисти левой руки; ему присвоена III группа инвалидности.

Романова арестовали. Дело активиста вел следователь областного УФСБ Илья Кауркин. Как утверждается в материалах дела, Романов хотел запугать городскую администрацию, чтобы та прекратила вырубать городские скверы.

Стремясь доказать присутствие у Романова цели воздействовать на власть (наличие такой цели - один из квалифицирующих признаков теракта), ФСБ обвинила активиста в том, что он хранил текст под названием "Арийский террор", а также написал обращение следующего содержания: "Шанцев Сорокин Кондрашов если непрекратите рубить парки взорву всех к ебаной матери!". (Орфография и пунктуация сохранены. Валерий Шанцев - губернатор Нижегородской области, Олег Сорокин - мэр Нижнего Новгорода, а Олег Кондрашов на момент взрыва был сити-менеджером города. - Ред.) При этом в действительности политзек пишет без орфографических и пунктуационных ошибок. Кроме того, в ноутбуке самого Романова и компьютерах его родственников, которые изъяли из квартиры, где жил активист, никаких подобных текстов найдено не было.

Согласно материалам дела, текст "Арийский террор" и обращение к чиновникам эксперт ФСБ Денис Туренко обнаружил в компьютере, изъятом в квартире, где Романов периодически бывал, но не жил. Принадлежал же этот компьютер некоему Сергею Ветошко, который, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, 6 ноября 2013 года, то есть примерно через полторы недели после инцидента с Романовым, погиб от удушения в нижегородском ОП "Канавинский" (по официальной версии - повесился).

Оригинал исследования этого компьютера из материалов дела исчез, и спустя длительное время Туренко продублировал заключение, пояснив, что "оно такое же".

Публикация интервью была вменена Романову в вину лишь в феврале 2015 года. По мнению товарищей анархиста, включением в дело этого эпизода ФСБ решила подстраховаться на случай, если прокуратура не сумеет доказать вину подсудимого в приготовлении к теракту.

Процесс Романова продолжался чуть больше двух месяцев. Предварительные слушания по делу Романова прошли 2 июня в Москве. Активист участвовал в них по видеосвязи из нижегородского СИЗО-1. Слушания по существу начались в Нижнем Новгороде 16 июня. Как отмечали активисты, допросы свидетелей и экспертов неоднократно давали возможность убедиться, что все дело против анархиста представляет собой провокацию ФСБ.

Романову 48 лет. В левое движение он пришел в конце 1980-х. В 1998 году активиста арестовали по делу подпольной группы "Новая революционная альтернатива". Три года он провел в корпусе для душевнобольных московского СИЗО-2 "Бутырка". В итоге, однако, следствие не обнаружило никаких доказательств причастности Романова к делу, и активиста освободили.

Тем не менее преследования Романова продолжились - спецслужбы периодически задерживали его. Тогда активист выехал на Украину.

В декабре 2002-го Романов был арестован украинскими властями по обвинению во взрыве у здания СБУ, совершенном в октябре того же года. Активист не признал причастности к инциденту. Тем не менее он был осужден по этому эпизоду в рамках дела "одесских комсомольцев" к 10 годам строгого режима. Срок отбывал сначала в Ровенской области, затем - в Луганской. После освобождения в декабре 2012 года вернулся в Нижний Новгород.
06.08.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме