новость Новое дело Тесака передано в суд

28.01.2016
Максим Марцинкевич на Кубе. Фото: vk.com/restrukt

Максим Марцинкевич на Кубе. Фото: vk.com/restrukt

Замгенпрокурора Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по новому делу лидера нацистской группировки "Реструкт" Максима Марцинкевича (Тесака). Об этом сообщается на сайте ведомства. Дело направлено в Бабушкинский райсуд Москвы.

Вместе с Тесаком по делу привлечены еще девять членов "Реструкта". В зависимости от вмененных эпизодов фигурантам дела инкриминированы статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 161 (грабеж), 162 (разбой), 167 (умышленные уничтожение или повреждение имущества), 213 (хулиганство), 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды).

Как утверждается, в 2013-2014 годах в Москве обвиняемые "под предлогом осуществления социально-значимых проектов, связанных с противодействием распространению наркотиков" нападали на граждан с электрошокерами, газовыми баллончиками и металлическими дубинками. Потерпевших избивали и обливали краской, а их вещи отбирали.

Всего фигурантам дела вменяются нападения на восемь граждан, один из которых в результате избиения умер.

Первым источником, сообщившим информацию о предстоящем суде, стал "Росбалт". Его сведения в целом совпадают с официальными, однако местами обнаруживают и расхождения.

В частности, агентство передавало, что вместе с 31-летним Тесаком по делу проходят более 20 его сторонников. В их числе были упомянуты 21-летний Михаил Шаланкевич и 27-летний Роман Максимов, названные лидерами соответственно петербургского и новосибирского отделений "Реструкта", 15-летний Александр Ш. (фамилию агентство не раскрыло, ссылаясь на то, что обвиняемый несовершеннолетний), которому вменяется руководство проектом "Оккупай-наркофиляй", 17-летняя активистка Елизавета С., еще один активист - школьник Кирилл Ф., Евдоким Князев, представленный как пресс-секретарь "Реструкта".

Сообщалось, что самому Тесаку вменяются статьи 162 и 282, остальным же обвиняемым инкриминированы все статьи, перечисленные в сообщении Генпрокуратуры, кроме 282-й.

Как отмечало агентство, СКР намеревался обвинить фигурантов по статье 282.1 УК (организация экстремистского сообщества), однако по причинам, которые в публикации не уточнялись, отказался от этой идеи.

Сообщалось, что часть 1 статьи 282 УК вменена Тесаку в связи с написанием и распространением автобиографической книги "Реструкт". Осенью 2014 года эта книга была признана экстремистской, а уже через несколько недель против ее автора открыли дело. Другие же обвинения, передавал "Росбалт", фигурантам инкриминированы в связи с нападениями на наркодилеров, один из которых, как утверждалось, был забит до смерти.

Пояснялось, что речь идет о гибели в Москве уроженца Азербайджана Алышева - торговца спайсом (синтетической курительной смесью). В июне 2014 года активисты "Оккупай-наркофиляй", представившись клиентами, назначили Алышеву по телефону встречу у метро Свиблово. Там наркоторговца избили и заставили съесть пакет со своим товаром. После этого его передали полицейским. Однако менее чем через час Алышева освободили. Ожидавшие на улице активисты "Оккупай-наркофиляй" повторно избили его - на этот раз жестоко. Наркоторговец умер в больнице от черепно-мозговой травмы.

После этого Бабушкинский межрайотдел столичного главка СКР возбудил дело по части 4 статьи 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), предусматривающей до 15 лет колонии. Сразу после нападения несколько активистов "Оккупай-наркофиляй" были задержаны. Тем не менее масштабного дела следователи не фабриковали.

Ситуация изменилась в конце 2014 года, вскоре после открытия против Тесака дела по 282-й статье. Городской главк СКР забрал дело о гибели Алышева в свое производство и начал фабриковать дело "Реструкта" и близких к нему структур "Оккупай-педофиляй" и "Оккупай-наркофиляй".

Как утверждалось, после смерти наркоторговца десятки оперативников МВД и ФСБ начали отсматривать в интернете видео акций "Оккупай-наркофиляй" и разыскивать потерпевших - ими, как правило, оказывались торговцы спайсом. Каждый из потерпевших писал заявление о том, что нападавшие отобрали у него деньги или ценные вещи. По этим заявлениям и возбуждались дела о грабежах, разбоях и хулиганстве. Все они объединялись в одно производство с делом о гибели Алышева.

По всей России проходили десятки обысков, допросов и задержаний. Как передавало агентство, в ходе обыска у одного из фигурантов дела была обнаружена книга Тесака, что и стало основанием для привлечения лидера "Реструкта" по 282-й статье.

В марте 2015 года Тесака, который отбывал срок по предыдущему делу об экстремизме, этапировали из колонии в московский СИЗО-1 "Матросская Тишина". После доставки в столицу ему предъявили обвинения по новому делу. При этом сообщалось, что наряду с разбоем и экстремизмом ему вменяли также статьи 213 (хулиганство) и 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества).

О возбуждении против Тесака дела по 213-й статье стало известно в октябре 2014 года, незадолго до открытия дела об экстремизме. Как пояснял адвокат заключенного Алексей Михальчик, "это связано с видеороликом, выложенным в интернет, где друзья Тесака стригут наголо парня, который ему угрожал".

Из публикации "Росбалта", однако, следовало, что в окончательное обвинение Тесаку статьи 213 и 167 УК не вошли.

В каком месяце было завершено следствие по делу, агентство не уточнило. Ознакомление с материалами фигуранты закончили в самом конце 2015 года, перед новогодними праздниками.

Позже в четверг РАПСИ со ссылкой на одну из обвиняемых - некую Елизавету Миронову - передало несколько иную информацию. Миронова заявляла, что всего в деле 11 фигурантов, из которых семеро находятся под стражей, двое под подпиской о невыезде, а еще двое - в розыске. При этом самому Тесаку, по словам обвиняемой, статья о хулиганстве тоже инкриминирована.

15 августа 2014 года судья Кунцевского райсуда Москвы Светлана Ухналева, фигурантка списка Магнитского, приговорила Тесака к пяти годам строгого режима по пункту "а" части 2 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды с угрозой применения насилия) за публикацию трех видеозаписей в соцсетях. 11 ноября того же года апелляционная коллегия Мосгорсуда (судья-докладчик - Светлана Устинова) сократила осужденному срок до 2 лет 10 месяцев, переквалифицировав инкриминированное ему обвинение на часть 1 статьи 282.

В 2007-2010 годах Тесак уже отбыл срок 3 с половиной года по двум уголовным делам, каждое из которых также было возбуждено по 282-й статье. Первое дело завели по доносу Алексея Навального после скандала в московском клубе "Билингва", когда Марцинкевич и его сторонники скандировали нацистское приветствие. Второе дело было открыто за публикацию в интернете постановочного сюжета о казни "таджикского наркоторговца".

28.01.2016


новость Новости по теме