новость Правозащитники просят возбудить новое уголовное дело по трагедии "Норд-Оста"

04.02.2003

Председатель общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев предпринял официальную попытку юридически оспорить правомерность методов, примененных спецслужбами в октябре прошлого года при штурме Театрального центра на Дубровке, сообщает "Время новостей". Он направил на имя генпрокурора Владимира Устинова письмо с просьбой возбудить по факту событий на Дубровке новое уголовное дело. В обращении указаны две статьи УК, по которым Пономарев просит возбудить уголовное дело: незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта (ст. 228-1) и причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109-2). Представители движения "За права человека" заявили, что речь идет не о возмещении морального ущерба бывшим заложникам, а о принципиальном вопросе. Главная идея - установить и наказать тех, кто принимал решение и отдавал приказ о незаконном, по мнению правозащитников, применении усыпляющего газа, содержавшего наркотическое вещество и, следовательно, виновен в гибели более ста невинных людей. Впрочем, Пономарев не исключил, что, если уголовное дело, на котором он настаивает, будет возбуждено, пострадавшие на Дубровке в его рамках смогут подавать гражданские иски к виновным службам или конкретным лицам. Ответчиками в таком случае будут выступать уже не московские, как сейчас, власти, а собственно федеральные структуры.

Поводом для обращения правозащитника к генпрокурору стала упоминавшаяся в СМИ информация о том, что в состав примененного спецслужбами газа входил фентанил - синтетическое вещество, сильнодействующий наркотик, также применяемый в медицине как сильное обезболивающее. По своему обезболивающему действию, согласно химическим справочникам, фентанил превосходит, например, морфин, в 200-300 раз, но при передозировке вызывает состояние комы и даже смерть вследствие остановки дыхания и кровообращения.

В связи с этим юристы "За права человека" решили, что, применив фентанил в спецоперации, власти нарушили федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Вещество это включено в так называемый 2-й список препаратов (всего таких списков четыре), легальное применение и оборот которых строго регламентировано этим законом. Согласно ст. 14 п. 2 закона о наркотиках оборот таких веществ "допускается по назначению врача, а также в целях, предусмотренных ст. 34-36 настоящего Федерального закона". Из них же следует, что фентанил может применяться либо в медицинских, научных и учебных целях (ст. 34), либо в экспертной деятельности (ст. 35), либо в оперативно-розыскной деятельности (ст.36). В последнем пункте подробно расписаны все случаи, в которых сотрудники спецслужб каким-либо образом могут соприкасаться с фентанилом: контролируемые поставки, проверочные закупки, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативное внедрение, исследование предметов и документов. Поскольку в законе о борьбе с терроризмом о наркотиках ничего не говорится, Пономарев пришел к выводу, что применен фентанил был в его нарушение, а это уже подпадает под действие Уголовного кодекса.

Решения по письму Пономарева Генпрокуратура еще не приняла. Правозащитник сразу отметил в обращении, что в случае отказа в возбуждении дела намерен опротестовать это через суд.

Пономарев так объясняет свои действия: "Мы считаем, что в гибели заложников были виноваты как московские власти, которые не обеспечили пострадавших квалифицированной медпомощью, так и те лица - из спецслужб или более высоких инстанций, - которые принимали решение о несанкционированном применении фентанила. И здесь, мы считаем, необходимо установить конкретных людей, отдавших такой приказ, и их наказать - чтобы быть уверенными, чтобы такой трагедии больше не повторилось".

ТРАГЕДИЯ НА ДУБРОВКЕ

04.02.2003


новость Новости по теме