Андрей Ерофеев
Дословно
Мне кажется, что в данном случае речь идет не об акции современного искусства, а об акции верующей молодежи... Эта верующая молодежь приходит в храм Христа Спасителя, в дом патриарха, и исполняет молебен – именно так назвали свое музыкальное обращение к Богородице Pussy Riot. Это неканоническая форма молитвы – молебен в панковской форме... Но сталкивать это выступление в мир одного лишь актуального искусства – значит сузить и дискредитировать их порыв.
Я, как человек из советского прошлого, проживший полжизни в советское время и перекормленный идеологическими мифами о войне, больше всего ценю исторические документы, мемуары, воспоминания и дневники участников тех событий – немецких маршалов, генералов и министров, а также советских командующих, разведчиков и т.д.
Ну и, конечно, документальные фильмы, которые прекрасно делает Би-Би-Си, например. Да и у нас научились делать. Недавно была замечательная документальная работа, связанная с боями подо Ржевом. Я считаю, что это просто прорыв в нашей историографии войны. В этом сражении принимали участие мои родственники, и никогда ничего нельзя было до этого фильма узнать об этом годовом сражении.
Именно документальные материалы и воспоминания дают почувствовать реальное дыхание истории. А все остальное, даже самое эффектное, самое выразительное, ужасающее или умилительное о войне, мне кажется фальшью.