Соколов
Статьи
Эффективный менеджер и тупые генералы
Сталин в фильме - эффективный менеджер, мудрый вождь, да вот только исполнители его гениальных замыслов сплошь лихие супостаты. Он понимал, что с такой армией не то что нападать, и обороняться-то толком нельзя. Поэтому все разговоры о том, что Сталин планировал нападение на Гитлера, от лукавого.
Рассказы о ВВП
Сказки о том, что мы вот-вот догоним Америку и уже догнали Англию, призваны лишь подсластить жизнь основной массе российского населения и пробудить в нем патриотические чувства. Как и в советское время, статистические сопоставления и прогнозы преследуют пропагандистские цели.
Война и мы
Теперь никто Великую Отечественную повторять не собирается - всем ясно, что любая большая война в ракетно-ядерный век самоубийственна. Вот и на последнем параде 9 мая везли грозные муляжи баллистических ракет, грозя то ли Украине, то ли Грузии. И все значение этого парада – покореженная брусчатка на Красной площади.
Катынь, гуманизм, патриотизм
Яков Кротов утверждает, что в фильме Анджея Вайды о Катыни нет гуманизма, поскольку в нем преобладает государственническая, национальная, патриотическая традиция. Но гуманизм не должен непременно носить анархический характер.
За Родину или за родных?
Героям фильма остается только малая родина, дом, родители, жены, дети. Авторы "Апостола" говорят зрителям: с государством лучше не иметь никаких отношений, а уж если приходится воевать, то не ради каких-то отвлеченных идей, а только ради себя самого и своих близких.
Моя страна - права она или нет?
Нашим "патриотам" приходится выбирать из истории устраивающие их факты и тщательно затушевывать другие, "непатриотичные". Вот и получается "причесанная" история Великой Отечественной войны, где камуфлировать и мифологизировать приходится практически все значительные события.
Особенности национального террора
Но Бог с ним, с Гитлером. С ним сами немцы давно уже разобрались. Меня гораздо больше волнует Сталин. Он охотно репрессировал своих политических противников. Однако это вовсе не значит, что он пренебрегал национальной составляющей террора. Катынь здесь наиболее известный и громкий пример. Но не единственный и даже не главный.
Не преступление, но и не подвиг
Я не ставлю под сомнение правомерность атаки на "Густлов" и "Генерал Штойбен". Это были законные военные цели. К Маринеско и его товарищам претензий нет. Моя статья была о другом: правильно ли, что потопление "Густлова" у нас называют "атакой века" и беспримерным подвигом"?