Соколов
Статьи
Повесть о добром разбойнике
Сериал "Котовский" - притча о добром человеке, ставшем разбойником. Этот добрый человек - Григорий Иванович Котовский, легендарный командир Красной Армии, а до этого - столь же легендарный король преступного мира на юге России. Владислав Галкин в своей последней роли великолепен.
Бандера малоросса
Разумеется, никому не придет в голову присваивать Бандере звание Героя России или награждать его высшим польским орденом Белого Орла. Но столь же глупо пытаться диктовать украинским властям, кому они должны, а кому не должны присваивать звание Героя Украины. Пусть каждый народ остается со своими героями.
Если бы да Кабул
Они действительно не знают, как сегодня преподносить отечественной и зарубежной публике советскую войну в Афганистане. Можно было бы, конечно, вернуться к старой доброй советской формуле: советские войска вошли в Афганистан, чтобы предотвратить американскую агрессию. Но с точки зрения сегодняшней политической конъюнктуры эта версия совсем не катит.
Физически – не морально
О том, как Сахаров боролся за права конкретных людей, против преследования конкретных инакомыслящих, в фильме не рассказывается вообще. Несомненно, это сделано для того, чтобы не возникало опасных ассоциаций с современной Россией, где правозащитникам порой приходится так же тяжело, как в советские времена. Для тех, кто правит страной сегодня, видимо, имеют значение научные заслуги Сахарова, и они не прочь использовать в своих целях его моральный авторитет.
Отступать есть куда
Создатели фильма сознательно отказались от анализа собственно Московской битвы и сосредоточили внимание на жизни простых москвичей. Если в "Ржеве" события показывались с двух сторон – в воспоминаниях советских и немецких ветеранов Ржевской битвы, в документах из немецких и российских архивов, - то в "Москве" есть взгляд с одной только стороны – глазами москвичей, переживших тревожную осень 41-го.
Незнаменитый юбилей
Сегодня, когда у нас создана президентская комиссия по борьбе с фальсификациями истории в ущерб интересам России, многие, наверное, поостерегутся прямо говорить, что в войне с Финляндией Советский Союз был агрессором, - а то как бы не отправили на правеж в эту самую комиссию. И 70-летний юбилей незнаменитой войны проходит как-то незаметно.
Коммунистфак СПбГУ
Что касается ученых, связанных с ВПК, то они и так должны получать разрешение на каждую публикацию и поездку за рубеж. Так что новая ограничительная мера направлена, как кажется, в первую очередь против гуманитариев – историков, социологов, политологов и даже филологов. Боюсь, что путинско-медведевским университетом дело не ограничится.
Юность Максима Максимыча
По сравнению с новым сериалом "Исаев" романы Юлиана Семенова и их прежние экранизации обладали гораздо большей идейной цельностью. Будущий Штирлиц там был героем, не ведающим никаких сомнений и убежденным в грядущем торжестве дела коммунизма. Сейчас авторы фильма, с учетом всего того, что мы теперь знаем о советской истории вообще и об истории ЧК в частности, постарались привнести в образ Исаева некоторую рефлексию и сомнения насчет того, действительно ли правда на стороне большевиков. Но это у них получилось плохо.
Москва – Пекину
Остается единственный объект для российского превентивного термоядерного удара. Это Китай. Только с этой страной у России могут возникнуть действительно серьезные геополитические противоречия. Только эта страна имеет столь подавляющее превосходство над Россией в обычных вооружениях, что любой конфликт с ней очень быстро перерастет в термоядерную войну.
Частное против честного
Если по делу Супруна и Дударева будет вынесен обвинительный приговор, исследователи будут опасаться не только публиковать, но даже копировать документы. Так что при работе над историей советского общества придется использовать только уже опубликованные документы и мемуары, а доступ независимых исследователей к архивам фактически прекратится.