Никита Михалков, кинорежиссер, Елена Ямпольская, заместитель главного редактора "Известий"
Ямпольская: В основе любой гражданской войны лежит зависть.
Михалков: Вообще - в основе любых конфликтов. Христа тоже распяли из зависти.
Ямпольская: Но уж Сталину точно никто не завидует, а из-за плакатов такая буча...
Михалков: Это страх. Страх перед страхом. Вместо того, чтобы задуматься: а чего хочет народ? Репрессий для невиновных, "черных воронков" по ночам? Нет. Он хочет, чтобы карали убийц, наркоторговцев, тех, кто подсылает шахидок в метро. Достоинства хочет, общих ценностей и порядка. Наш народ так устроен - и слава Богу. Хорошо, что он тянется к порядку, хотя сам не может его организовать.
Ямпольская: На днях в Кремле выступал Кубанский казачий хор. При полном аншлаге. В одном месте в одно время собрались пять тысяч здоровых людей. Они знают, что надо встать, и когда звучит "Вечная память", и на "Прощание славянки", и на "День Победы" Тухманова. У них в голове нет войны между российской историей и советской. Но это все-таки редкость. И самое печальное, что рвет историю на лоскуты интеллигенция.
Михалков: Не только историю, зачастую - страну. Я не считаю, что интеллигенция должна обслуживать власть. Она должна служить своему Отечеству. Но пребывать в вечной оппозиции к власти, просто потому, что это власть, очень глупо, по-моему. Более того, это чистое безбожие.
Война. Избранное
По склонности характера и роду занятий я прочел огромное количество мемуарной и документальной прозы о войне. Лучшее в этом жанре – книги Уильяма Ширера «Берлинский дневник» и «Взлет и падение Третьего рейха». К последнему российскому изданию «Взлета» я удостоился чести написать послесловие.
Это великая книга.
Многие в этом опросе назвали «Жизнь и судьбу» Василия Гроссмана. Согласен, но, опять-таки, у него есть еще и военные дневники. Три года назад они вышли по-английски под редакцией и в переводе Энтони Бивора и Любы Виноградовой и произвели неотразимое впечатление на англоязычного читателя.
Из художественной литературы назову романы Нормана Мейлера «Нагие и мертвые», Курта Воннегута «Бойня номер пять». Из русских авторов – «Круглянский мост» Василя Быкова и «Случай на станции Кречетовка» Солженицына.
Особняком стоит «Прощание с Марией» Тадеуша Боровского – это документально-художественная проза о жизни в лагере смерти, исполненная беспредельной горечи и мрачного сарказма.
Лучшие стихи, они же песни о войне – негромкие, лишенные казенного пафоса – написаны Окуджавой и Высоцким: «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Здесь птицы не поют», «Кто сказал «все сгорело дотла», «Почему все не так?». Мне еще очень нравится «На безымянной высоте» Матусовского – Баснера. И конечно, дискография Второй мировой будет неполной без «Лили Марлен», особенно в исполнении несравненной Марлен Дитрих, и в ее же - Sag mir, wo die Blumen sind. А это та же песня по-русски, в исполнении Жанны Бичевской.
«Лили Марлен» - это еще и фильм Райнера Вернера Фасбиндера, один из моих любимых. Назову еще «Судьбу человека» Сергея Бондарчука, «Европа, Европа!» Агнешки Холланд, «Бункер» Оливера Хиршбигеля по воспоминаниям последней секретарши Гитлера Трудль Юнге, первые 10 минут картины Жан-Жака Анно по сценарию Алена Годара «Враг у ворот». Недавно на нас с дочерью, особенно на нее, произвел огромное впечатление фильм Стивена Долдри «Чтец». Дочь прочла после фильма и одноименный роман Бернхарда Шлинка. Прекрасен фильм «Эми и Ягуар» Макса Фербербока, как и роман Эрики Фишер, по которому он снят.
Но самый пронзительный военный фильм – «Пейзаж после битвы» Анджея Вайды. Сценарий написан по мотивам книги Боровского, которую я уже назвал.
Осведомленный источник в Канне
Коллеги-критики и простые свидетели предпремьерного просмотра «Предстояния» выражают недоумение, как могло так случиться, что такой провальный в художественном отношении фильм оказался в конкурсе престижного Каннского фестиваля.
Вот одна из версий.
«Осведомленный источник» в Канне объяснил. На этом фестивале, как нигде, сильны позиции дистрибьюторов. Не продюсерские конторы, а именно компании, занимающиеся международным прокатом. Михалков завязан с одной из влиятельнейших компаний. Она, полагают, и продавила его фильм в конкурс. Дирекция приняла с условием сократить на треть. Михалков дал согласие порезать, предоставив это сделать другим.
Если это правда, то одному этому факту можно судить, насколько автору дороги тело и душа (если она там была) его детища.
Удастся ли выторговать награду? Не знаю. Пока можно гадать и делать ставки. Хотя если есть подозрение в «договорняке», то лучше воздержаться.
Виталий Иванов, директор Института политики и государственного права, член Общественной палаты
Ей (Киргизии. - Ред.), как любой другой среднеазиатской стране, в 1990-1991 годах требовалось установить (или укрепить) автократический режим, "султанат"... Сильное государство - это сильная власть, в первую очередь верховная власть. Т.е. сильный правитель. Данное правило распространяется не только на Среднюю Азию, но и на большинство постсоветских стран... В 2000-е (в России. - Ред.) все стало налаживаться и в конце концов наладилось. Действующая власть сильна. Тандем крепко держит бразды... Однако все это отнюдь не установлено раз и навсегда. Да, либералов... поставили на место. Но они не считают себя побежденными, они продолжают верить, что история еще предоставит им некий шанс. Расслабляться нельзя. Любой ошибкой обязательно воспользуются. Можно сколько угодно смеяться над ними, но нельзя забывать, что 20 лет назад именно им подобные болтовней про "демократию и свободу" помогли добить Советский Союз.
Ссылка
Война. Избранное
Книга – пожалуй, "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана. Эпическое произведение, которое показывает войну во всей исторической сложности: и подвиг народа, и проблемы, которые войной не были сняты. И как раз там очень ясно показано, что эта победа случилась, скорее, вопреки той власти, которая тогда была в Советском Союзе. Благодаря героизму народа, массовому самопожертвованию, а вовсе не благодаря заградотрядам, репрессиям, готовности бросать бездумно в топку войны миллионы жизней, когда в этом не было прямой военной необходимости.
Фильм – "Семнадцать мгновений весны". Выдающихся фильмов, разумеется, много, но этот для меня с детства стал символом советского кино о войне.
Песня – "Священная война". Несмотря на определенные штампы эпохи, она как никакая другая песня выражает идею, чувство народной войны, транслирует могучую силу.
Стихотворение – "Бабий яр" Евтушенко. Конечно, стихотворение это не только о Великой Отечественной войне, но как-то уж так получилось, что именно оно запало с юности в душу.
Интересно узнать мнение Анны Каретниковой, Бориса Немцова, Гарри Каспарова.
Комитет 19 января – за открытый процесс по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой
С приближением суда над обвиняемыми в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой все чаще звучат предположения, что процесс будет объявлен закрытым.
Сейчас в закрытом режиме проходят лишь слушания, на которых подследственным продлят арест – об этом ходатайствуют представители прокуратуры. Объяснение – оглашаются материалы, составляющие тайну следствия.
После убийства судьи Эдуарда Чувашова судья, закрывая слушания, добавил еще одну причину: «обеспечить безопасности участников процесса». Такой мотив вызвал опасения, что по существу дело об убийстве Маркелова и Бабуровой также будет рассмотрено за закрытыми дверьми. (Почему процесс должен быть открытым)
Антикоррупционная лаборатория и главное российское зло
14 апреля в Высшей школе экономики состоялось открытие Лаборатории антикоррупционной политики, которая является совместным проектом ВШЭ и международной организации по борьбе с коррупцией Transparensy International-R.
Целью проекта является изучение и выявление коррупции в России, а также ведение реальной борьбы с этим пагубным явлением. Ведь в "нулевые" годы коррупция достигла немыслимых масштабов в истории страны: в 2009 г. Россия заняла 146-е место по коррумпированности из 180 - наряду с такими странами, как Зимбабве, Эквадор, Камерун и Сьерра Леоне.
(Что такое коррупция и как с ней бороться)
"Кошмарная девочка" в Музее Сахарова
21 апреля в 21-00 в Киноклубе Сахаровского центра состоится показ фильма «КОШМАРНАЯ ДЕВОЧКА».
Киновечер проводится в рамках «Военной ретроспективы Михаэля Верховена».
Этот немецкий фильм начала 90-х годов - политическая комедия, наглядно иллюстрирующая проблему преодоления прошлого.
Соня, ученица монастырской школы, выигрывает международный конкурс сочинений. Для ее родного городка Пфицинга – это большое событие, и все значительные люди города поздравляют ее с этим достижением. Тогда Соня решает написать новое сочинение, в котором она хочет показать всему миру роль в сопротивлении нацистам ее родного города во времена Третьего Рейха. Однако ее стремление документально изучить этот вопрос наталкивается на мощный отпор со стороны городского архива, жителей и властей города...
Фильм основан на реальных событиях, происходивших в Баварском городе Пассау.
Реж. М. Верховен
В ролях: Лена Штольце, Ханс-Райнхард Мюллер, Моника Баумгартен и др.
После показа состоится дискуссия с участием доктора философии Никиты Петрова, заместителя председателя НИПЦ «Мемориал», и д-ра Волфа Иро, директора культурных программ Немецкого культурного центра
Адрес: ст. м. "Курская", "Чкаловская", Земляной вал, д. 57, стр. 6 (Музей и общественный центр им. Сахарова)
Вход свободный
Кто рассказал мне о войне?
1. Фильм. "Проверка на дорогах". Второе место тоже за Германом - "Двадцать дней без войны". Любопытно, что мы с женой дружно сообразили, что никогда не воспринимали "Летят журавли" как "военный" фильм...
2. Стихотворение. По силе образа для меня всегда вне конкуренции было "Я убит подо Ржевом".
3. Книга. Был в жизни период увлечения военной литературой (где-то в 80-е). Тогда открыл для себя Василя Быкова, который и оставил самое сильное впечатление. Потом не слишком стремился читать "про войну".
4. Песня. Если говорить о личной связи с историей, то - "Жди меня". В семье хранится фронтовое письмо деда с этим стихотворением, но он писал, что это - песня. Вернувшись, напел мотив, на который ее пели тогда на фронте. Совсем иной, чем ставший классическим. Но для меня главные песни о войне написаны после нее. Это - Окуджава, но еще сильнее - Высоцкий. Причем - с "нефронтовыми" песнями ("Случай в ресторане", "О конце войны" и пр.)
PS. Думаю, правомочно ли сравнивать произведения, написанные во время и после войны. Слишком различаются и задачи, и возможности. Все же "горячие" вещи пишутся во многом с конкретным практическим посылом (пропаганда, поддержка людей - победа). Следующие поколения занимаются анализом. В целом, наверное, мне ближе всего восприятие войны теми авторами, кто застал ее детьми.
Концерт в Питере
Я благодарен руководству Санкт-Петербурга, которое сделало бесплатную рекламу моего концерта. Я не ожидал, я польщен, тронут. Я благодарю Валентину Ивановну и всех остальных за бескорыстное участие в рекламе моего концерта. Я постараюсь оправдать их надежды, я надеюсь, что будет полный зал и благодаря Валентине Ивановне и всем остальным мы получим большое удовольствие от совместно проведенного времени.
"ЗАПРЕЩЕННЫЙ КОНЦЕРТ. НОВОЕ И ЛУЧШЕЕ ИЗ СТАРОГО" состоится в Санкт-Петербурге 18 апреля в конгресс-зале гостиницы "Park inn Пулковская" (площадь Победы, д.1, вход с улицы Варшавская, 10 минут от ст.метро "Московская"). Начало в 19:00.
Максим Шевченко, телеведущий, член Общественной палаты
Я видел (фильм "Катынь". - Ред.), мне это неинтересно просто, потому что это пропагандистский фильм... Все, что там есть, - это рассказы на основе даже не фактов, а просто неких свидетельств, размышлений и воспоминаний... Это произведение искусства художественное. Мне, честно говоря, творчество Вайды перестало быть интересно... Вообще эти разговоры о трагедиях в истории, это, знаете, вещь относительная… этот спор, который славяне вели между собой, русские и поляки, - ему сотни лет. Поэтому в этом споре были события и более трагические, прямо скажем, чем это. Допустим, сына Марины Мнишек повесили на Калужской заставе... Два польских восстания, 63-й год, когда были вырезаны священники в Виленском крае, о чем Александр Второй говорил, или 31-й год, когда Константин бежал через окно, - все эти дела были. Это очень сложные, длительные отношения, которые нельзя рассматривать вот так вот - взял и все решил. Эти отношения отягощены поэмой Мицкевича "Пан Володыевский", где русские со штыками рвутся, – всяко было... и польские повстанцы вели себя не очень корректно, прямо скажем... Ведь можно вспоминать негативные вещи, разделяющие. Допустим, вы знаете, что по списку военнопленных 1946 года в советских лагерях были 66 тысяч поляков этнических, которые воевали на стороне вермахта против Советского Союза и участвовали в агрессии?.. Я к полякам всегда относился с огромной симпатией и с огромным интересом... Я уверен, что это ("Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. - Ред.) будет гениальный фильм... Я не говорил, что это ("Катынь". - Ред.) пропагандистский, я говорил, что это мифологический фильм. Про "пропагандистский" фильм Вайды я не упоминал. Я сказал, что в нем много мифологии, он не построен на реальных фактах... Ну и хрен с ним, с этим западным зрителем, что нам западный зритель-то? Каннский фестиваль - это, во-первых, никакой не зритель, а это избранное такое, знаете, аристократическое жюри с непонятной ориентацией большинства его членов...
На Советский Союз напала коалиция государств - Германия, Финляндия, Румыния, Болгария объявили войну, Словакия, Испания, Италия, - знаете, сколько было пленных французов? Порядка ста тысяч французов пленных было в лагерях поле войны. Практически все нации Европы напали на нас... Мы не входили в Польшу и Прибалтику… В Прибалтику мы пришли – это была не агрессия, не вторжение, это были решения местных Верховных советов. Это была воля большего числа населения стран Балтии. А меньшее число сотрудничало потом с нацистами. Очевидно, сегодняшние либералы... на стороне тех, кто сотрудничал тогда с нацистами... Что касается Польши, то, наверное, было бы лучше, если бы немцы стояли под Минском 22 июня 1941 года, и тогда бы они сто процентов дошли бы до Москвы, а сегодня нам могли бы рассказывать либеральные историки, как это было бы хорошо... Если бы немцы стартовали со старой границы, то никто бы нам сегодня не смог бы дать иного взгляда на войну такого прогерманского. Потому что все, кто это сегодня пишет, они просто были бы истреблены в концлагерях.
Ссылка
Максим Шевченко, телеведущий, член Общественной палаты
Киргизы никогда не имели единого хана. Киргизы - это один из самых свободолюбивых народов Средней Азии... история киргизского народа – это история свободного кочевого народа... Нам надо, во-первых, четко и ясно объявить, что Киргизия является зоной наших жизненных интересов – это первое… это просто близко нашим границам... Киргизия - это реальная зона российских жизненных интересов... Киргизия связана с Россией Договором о коллективной безопасности, который обязывает Россию, хочет она этого или не хочет, вмешиваться во внутренние дела Киргизии.
Ссылка
Андрей Луговой, депутат Госдумы, борец с терроризмом
Я жестко скажу – мне, честно говоря, особенно в вопросах борьбы с терроризмом, глубоко наплевать, что подумает западная общественность – я бы ее назвал "либеральной общественностью", - чем больше мы будем сидеть с вами и вместе с либеральными минами при такого рода терактах... тем больше у нас проблем будет в этой связи. Жесткая позиция, с корнем вырывать это, создавать максимум условий для невозможности совершения таких терактов. В том числе люди, близкие к террористам, должны именно патологически бояться того возмездия, которое последует вслед за совершением этого теракта... Мы не Запад, не Восток, у нас своя позиция, мы должны быть тверды в этом смысле... Я не вижу здесь невиновных, что, отец этой Мариам Шариповой - вы его интервью читали? Это интервью пронизано вообще, я скажу, таким презрением к тому, что произошло, и ненавистью. О чем с ним вообще разговаривать? Его надо заставлять отвечать за поступки своих детей...
Но показывали - сидит несчастная мать этой террористки, несчастная, черная от горя, пожилая женщина – ну, накажите ее - очень много пользы будет от этого?
Я предлагал бы ей подумать, прежде чем она воспитывала своего ребенка и, зная наверняка о ее отношениях, которые были с этими террористами, таким образом себя вела.
Ссылка
Мэрия Новосибирска уведомлена о проведении Монстрации
16 апреля в 9:00, т.е. в первую минуту временного отрезка, позволяющего подать уведомление о первомайских демонстрациях, мэрия Новосибирска была уведомлена о предстоящей Монстрации. Мы решили немного удлинить традиционный маршрут и начать Монстрацию-2010 на площади Калинина. Оттуда — по Красному проспекту мимо Дома Офицеров до Первомайского сквера. Время начала тоже изменено — на полдень, 12:00. Всё это — традиционно и неизменно 1 мая. Предполагаемое количество участников — 5000 человек, лол. Цель Монстрации: выражение международной солидарности трудящихся. Готовимся к седьмой юбилейной Монстрации-2010, будем отстаивать именно этот маршрут и это время на неизбежно предстоящей процедуре согласования.
В этом году ещё в нескольких городах разжигаются монстроочаги, для координации их всех запущен сайт monstration.ru, группы вконтакта: Новосибирск, Москва, Симферополь, Петербург, Омск, хэш-тег в твиттере #monstration
Война. Избранное
1. Фильмы Тодоровского – "Военно-полевой роман", "Анкор, еще анкор!". Фильмы об армии - это в каком-то смысле фильмы и о войне.
2. Из книг – "В окопах Сталинграда", вполне правдивая книга. Еще близка по духу "Генерал и его армия", хотя там есть некий фантастический поворот сюжета, что нереалистично.
3-4. Стихи люблю симоновские – "Жди меня", песни – Булата Окуджавы, одна из них полушутливая – про короля, который собирался на войну, и его провожала королева, а еще "Пулями пробито днище котелка".
Интересно было бы узнать вкусы Петра Тодоровского, Валентина Гафта, Сергея Юрского, Евгения Ясина, Дмитрия Зимина.
Война. Избранное
Книги? Стихи? Трудно назвать что-то одно.
Сразу начинаешь перечислять. И трудно сказать: зачем столько? Почему?..
Наверное, затем, что война прошла настолько по-разному и по стольким судьбам, что любой ее «срез» - неполный.
И ведь в любой настоящей книге о двадцатом веке есть война. Есть книги, которые как бы не о войне, но о ней тоже, - "Один день Иван Денисовича": главный герой – бывший пленный.
Про ту, другую Отечественную все знают, что сказать: «Война и Мир» - нити судеб сплетены в классическом романе. Возможно ли было повторить?
Лучшая из известных попыток – "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана. Не только война - репрессии, коллективизация, голод, - весь двадцатый век. Жаль, не перевели на языки...
Стихи Самойлова, Слуцкого.
Самые разные книги Симонова. Он ведь писал о том, что видел. А потом, двадцать лет спустя, - о том, о чем не мог написать в войну.
Илья Эренбург – писатель–пропагандист, писатель-антифашист.
Еще более советский писатель Евгений Долматовский, "Зеленая брама" - о гибели в окружении по Уманью шестой и двенадцатой армии в начале августа 1941 года – я не знаю другого рассказа о судьбах этих людей...
Несмотря на цензуру, много правды о войне было напечатано - наверное, потому, что это было единственное разрешенное горе в советской истории.
...Наверное, вот зачем и вот почему. Десятки миллионов сгинули безвестно, не оставив памяти. Но были другие, которые попытались сохранить куски этой памяти, по-разному, в разных жанрах.
И если кто захочет попытаться понять своего деда, который был тогда молодым (или так молодым и остался), поставить себя на его место, он будет искать эти осколки и обрывки общей памяти. В этом, наверное, назначение и смысл «военной» литературы.
Кино?
Писать можно в стол, снимать фильм в стол невозможно. Тем более - при государственной монополии на это ремесло. Многие ленты претерпевали жесткие цензурные изменения, такие, что порой уходит сам авторский замысел.
Но были "Двадцать дней без войны", "Проверка на дорогах". Не «эпопеи», но настоящие. А тут срабатывает свойство голограммы: разобьешь на части - но в каждом осколке все равно видишь целое.
Есть зарубежные ленты – «Спасти рядового Райана», «Флаги наших отцов»... На Спилберга и Иствуда не было идеологического отдела ЦК КПСС, они могли браться за большие работы, не боясь, что они будут изуродованы.
Но глядя на снятый в цвете ад высадки в Омаха-бэй и на иводзимском пляже, вспоминаешь Феодосию или переправу через Волгу, и стихи русского поэта: «Отвлекающий десант – верный путь к посмертной славе...»
Потому что это всё тоже про нас, про нашу общую войну.
Война. Избранное
1. "Проверка на дорогах"
2. "Жизнь и судьба" Гроссмана
3. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" Симонова
4. "Темная ночь"
Война. Избранное
Слово "любимое" для меня как для человека, который с первого дня войны ребенком все прочувствовал, не подходит к слову "война" в принципе. О войне можно только хорошо или никак. Когда слышу "Вставай, страна огромная" – невозможно, начинаю плакать. "Темная ночь". Для меня даже Ремарк, "На западном фронте без перемен", хотя он про Первую мировую, был про нашу войну. Первой нашей книгой о войне, которую я прочитал, была книга Некрасова "В окопах Сталинграда". Я думаю, эти две книги очень перекликаются. Еще книга Курочкина, моего старшего друга, "На войне как на войне". Есть еще много хороших, но я просто не в силах их читать. Если говорить о кино, "Пепел и алмаз" остается моим любимым фильмом.
Гражданство: все для блага чиновника
Мое выступление на круглом столе в Госдуме по проблеме двойного гражданства (5 апреля)
Сразу хочу сказать: ситуация с получением гражданства представляется мне очень тревожной. Создается впечатление, что нашему государству люди не нужны. Это трагично для людей и опасно для самого государства.(Дальше...)
Война. Избранное
1. Недавно включил телевизор, там шел старый советский фильм про выбирающихся из окружения солдат. И вот что обнаружилось. На фоне нынешних "Обитаемых островов" то, что раньше выглядело скучной официозной халтурой, теперь поражает профессионализмом. Воспринимается не как юбилейная агитка, а как экзистенциальная драма.
Замечательный фильм "Обыкновенный фашизм", после которого почему-то ничего соразмерного так и не появилось. Хотя и сейчас полно качественной публицистики, которая просится, чтобы ее экранизировали. Много мелких телефильмиков, но масштаб не тот. Сам я снял бы фильм про Зою Космодемьянскую.
2. Книг почему-то не помню. "Четыре танкиста и собака". Читал в детстве, и когда там убили одного из героев, командира танка, целый день переживал.
4. Зато песен помню много. Про десятый десантный батальон, "Темная ночь", "Враги сожгли родную хату, убили всю его семью", "У деревни Крюково погибает взвод" и "Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня ладони незнакомая ваша рука".
3. А стихотворений мало. Кроме хрестоматийных "Жди меня", "Дорог Смоленщины", "Я убит подо Ржевом" и "Василия Теркина" - стихотворение польской поэтессы Шимборской про человека, который, воюя, думает о боях, победах и прочих глобальных материях и, только когда погибает, успевает вспомнить о мелочах, из которых, оказывается, состояла его жизнь, и даже заметить тамариск (растение, которое всегда было у него под ногами и в которое он теперь уткнулся носом).