Блог: Свободное место
Здесь размещают свои сообщения члены клуба "Граней.Ру".
Список членов клуба →
О внимании к значению слов
Выборы в Координационный совет российской оппозиции, запланированные на 7 октября, получили довольно странное, пусть и неофициальное, название «праймериз». Классический пример праймериз - это процесс, в ходе которого определяются кандидаты от Республиканской и Демократической партий на выборах президента США. Попытка придать этом термину какой-то новый смысл натолкнется на традиционное восприятие, и все закончится в лучшем случае лишь излишней путаницей.
Смысл праймериз в отборе той или иной политической силой наиболее сильного кандидата для участия уже во всеобщих выборах. Но никаких общероссийских выборов в ближайшие годы в России не планируется.
Вероятно, название праймериз было дано по аналогии с праймериз коалиции «Другая Россия» - проходившими в конце 2007 года выборами единого кандидата от несистемной оппозиции для участия в президентских выборах 2008 года. Но с тех пор многое изменилось. Ту точку зрения, что происходившее в минувшем декабре и марте нельзя называть выборами и, собственно, выборов в России нет, разделяет значительная часть оппозиционеров. Да и те праймериз проходили непосредственно перед выборами.
Выбор из двух вариантов - несмотря ни на что участвовать в выборах различных уровней или считать участие в «выборах» бессмысленным - играет ключевую роль в определении стратегии оппозиции нынешнему режиму. И у сторонников каждого варианта есть свои аргумент. Но если все они согласны с проведением праймериз, а праймериз - это то, что предшествует выборам, то в неявной форме этот нелегкий выбор, получается, уже сделан. Сделан неосознанно, по крайней мере я очень на это надеюсь. В дальнейшем следует быть внимательнее при употреблении терминов. Они имеют определенную смысловую нагрузку, и зачастую именно она, а не изначальные намерения инициаторов процесса может оказать определяющее влияние на результат.
«А что мы можем поделать?»
Все чаще сталкиваюсь с вопросами: «А что же делать, если, наплевав на все, девчонкам присудят срок и отправят в колонию?» «А какой толк от этих адвокатов и их пламенных речей, если заказ идет сверху и на приговор они никак не могут повлиять в принципе?»
Когда правосудие отсутствует, а судебная система де-факто уничтожена, роль адвокатов заключается в том, чтобы формировать общественное мнение, показывать обществу, что происходит в этом т.н. "суде". Умные люди писали еще в самом начале процесса, что адвокатам вообще нужно оставить попытки чего-то там доказать с точки зрения обычной судебной юриспруденции и полностью сосредоточиться на политическом аспекте этого дела — озвучивать и показывать, что девушки хотели сказать и за что их на самом деле прессуют.
И в общем-то примерно к этому и свелось. Точнее, получилось еще лучше. Адвокаты выполнили и свое прямое предназначение — в ходе суда разбили все "доводы" обвинения. И продемонстрировали всю антиправовую вакханалию этого процесса.
Дальше дело за обществом. Вот люди говорят: "Мы ничего не можем..." Это неправда, можем. Хочешь что-то изменить — иди и меняй! Нужно выходить большой толпой и блокировать суд, не выпускать из здания этих подонков и не позволить им этапировать "осужденных" в колонию.
Блокировать, как москвичи блокировали танковые колонны 19 августа 1991 года — исключительно мирно и ненасильственно, без вооруженного противостояния, но твердо и решительно. И предъявлять жесткий ультиматум: «Мы разойдемся по домам лишь тогда, когда незаконно репрессированные будут освобождены».
Не хотите отпускать девушек? Ну как хотите. Сидите в своем хамсуде до одурения — сутки, двое, неделю... Сколько продержитесь? А вообще-то можете и домой отправляться, только "судье" Сыровой для этого придется пройти сквозь многотысячную толпу горожан, очень рассерженных тем уголовным беспределом, который она устроила. Не пропустят, станут стеной. Ну а если совсем уж крышу снесло, ну пришлите полк автоматчиков и начните расстреливать толпу, — но мы никуда не уйдем, пока правосудие не восторжествует здесь и сейчас. Немедленно. NOW!
Дело плевое, с этим справилось бы 40-50 тыс. человек без проблем, не говоря уж о 100 тысячах и более, которые выходили на Болотную и Сахарова. Справились бы, если бы захотели. Ну а если люди способны только на то, чтобы помахать шариками в специально выделенном месте строго с 19:00 до 20:00, тогда да, тогда все усилия адвокатов были напрасными и девчонкам придется гробить свои лучшие годы среди воровок и мошенниц в путинском лагере...
А на очереди в мясорубку путинского гестапо уже стоят следующие 16 заключенных по «делу 6 мая». А за ними следующие... И каждым из этих следующих политзеков можешь стать ты, могу стать я, может стать твой друг или близкий человек. Пока мы не прекратим с этим мириться.
На фото: Пр-т Калинина, Марш от Кремля к Белому дому. 19 августа 1991 © Иван Симочкин
Фото доступно на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike
Нижний Новгород - последняя экскурсия
Нижегородские власти в упоении крушат исторический центр города. Как писалось в книгах о зверствах фашистов, "осталось только на фотографиях". Похоже, стараниями губернатора Шанцева скоро только на видео и фото останется все историческое своеобразие Нижнего Новгорода, принесенное в жертву сомнительным проектам.
Уже снесен радовавший глаз красивейшей деревянной резьбой дом на Покровской улице. Его пытались спасти многие, в том числе член Нижегородского гражданского движения Юрий Гольберг, Марина Чуфарина("Справедливая Россия"), другороссы Александр и Екатерина Зайцевы, правозащитник Станислав Дмитриевский.
Их поступок был по достоинству оценен печально известной своими безумными приговорами в отношении нижегородских оппозиционеров "судьей" Юлией Китаевой, выписавшей им аресты на срок от 8 до 15 суток.
Не прошло и пары месяцев, как вандалы под командованием Шанцева решили совершить очередной налет. Их жертвой на этот раз стал изящный белый домик, так называемый дом купца Чеботарева, построенный в начале XIX века и стоявший на перекрестке улиц Студеной и Горького.
По словам строителей-разрушителей, команду снести домик, да побыстрее, отдал лично Валерий наш свет Павлинович Шанцев.
Активист НГД Илья Мясковский, историк, готовил 21 июля пикет в защиту дома со сбором подписей на главной улице Нижнего. Анна Степанова («РПР-ПАРНАС») писала жалобы в прокуратуру. А дом уже крушили, быстро и воровато, забыв про выходные.
Еще не оправившийся от 14 суток Станислав Дмитриевский, узрев творящееся беззаконие, попытался остановить бандитов. За что был арестован.
Та же участь постигла вставших перед экскаватором Евгению Тестову-Каминскую и активистку "Другой России" Елену Миронычеву.
Слабо понимая происходящее, но, видимо, получив уже соответствующие указания свыше и услышав раздражающее слово "культура", Китаева выдала Миронычевой 5, Каминской 7, Дмитриевскому 12 суток. Стасу досталось больше, как рецидивисту, злостно спасающему исторические памятники.
Станислав Дмитриевский. Фото Ильи Мясковского.
Несмотря на отчаянное сопротивление градозащитников, планы администрации по превращению исторического центра Нижнего Новгорода в обезличенное архитектурное убожество продолжают осуществляться семимильными шагами. Нынешняя власть, вероятно, хочет оставить память лишь о себе. И сделать центральные улицы Нижнего памятником своей амбициозности, мещанству и бескультурью.
Видео Станислав Власов, Илья Мясковский:
Альбом в поддержку Pussy: политизация живописи
Каким-то волшебным образом в России, где за организацию выставок, вольно трактующих религиозную символику, судят, вышла книга, в которой много антиклерикальных работ.
В альбоме Алека Эпштейна "Искусство на баррикадах" собрана большая подборка произведений, созданных в поддержку Pussy Riot. Наверное, это первая книга о российском искусстве, в которой очевидно показана обратимость формулы Анатолия Осмоловского «как политические идеи становятся формой». Но об этом чуть позже.
Презентация альбома состоится 10 августа в Галерее Гельмана на Винзаводе в 18-00.
Этот альбом является своеобразным продолжением книги Алека Эпштейна об истории арт-группы «Война», выпущенной издательством "Умляут". "Искусство на баррикадах" хорошо напечатано, издателем книги значится Виктор Бондаренко. Ни выходных данных, ни копирайта в книжке нет. И отличается от "Тотальной войны" и по тону, и по духу. Если книга про "Войну" подводила итоги, ставила надгробный памятник на состоявшемся явлении, то "Искусство на баррикадах" без страха смотрит в будущее, раскрывая целую палитру практик художественного активизма, усиленную цветовым взрывом Pussy Riot. Состав художников пестрый: от статусного Давида Тер-Оганьяна и медийно раскрученных карикатуристов (Елкин, Иорш) до никому не известных авторов случайных интернет-коллажей. Художники, которые вряд ли смогли бы выставиться на одной выставке, оказались в одном каталоге, потому что их объединило событие – акция в ХХС и последующее жесткое преследование участниц группы Pussy Riot.
По форме «Искусство на баррикадах» - социологическое исследование феномена Pussy Riot, избегающее искусствоведческого анализа и проиллюстрированное произведениями в поддержку Pussy и фотографиями с акций в поддержку. Это выглядит вполне оправданным - непонятно, как внутри искусствоведческого дискурса скрепить между собой фотожабы случайных авторов с рафинированным концептуальным абстракционизмом Галкиной, Тер-Оганьяна, Шуваевой. Хотя это можно представить: художники-концептуалисты любят использовать случайное, найденное в Сети, выстраивать с этими «неограненными» объектами какие-то сложные отношения, демонстрировать дистанции. Гораздо удивительней видеть в одном альбоме работ художников разных направлений и уровней, которых в других условиях вряд ли можно увидеть на одной выставке.
Однако просмотр каталога создает вполне цельное ощущение. Буйство локальных цветов объединяет все иллюстрации в единое поле, как будто бы в подтверждение высокой потенциальности идеи с цветными платьями и масками, соединенными с анонимностью, которая была отмечена Анатолием Осмоловским, когда он одобрительно поддержал акцию в ХХС. Уверенно использовав локальные цвета в политической акции, девушки совершили мощное символическое действие. Они как бы перенесли знак высокого авангарда в политическое поле и тем самым ввели в живописный дискурс понятие политического. До этого в России этого так убедительно никто не делал. Сходных эффектов добивались лишь акционисты. Материал книги Алека Эпштейна убедительно показывает, что Pussy Riot политизировали живопись. Широкий спектр работ представленных в альбоме дает ответ, как это сделано.
Основатель московского акционизма Анатолий Осмоловский в интервью "Артхронике" по поводу истории с арестом девушек отметил, что в жесте "Пусси Райот" сливаются в один пучок не только два казавшихся разорванными поколения российского акционизма девяностых и десятых годов, но и опыт американской постживописной абстракции, которая вернула в живопись авангардную стратегию работы с локальным цветом. Отнесшись достаточно настороженно к акциям арт-группы «Война», Осмоловский дал Pussy Riot самую высокую оценку. Оптика постживописной абстракции позволяет по-иному смотреть на альбом работ в поддержку "Пусси Райот". Некоторые из представленных в альбоме художников едва ли не впервые в своей карьере стали работать с локальными цветами, для кого-то это магистральный творческий метод, и в сюжете Pussy Riot они лишь политизировали привычный живописный метод.
Но сам факт выхода альбома, прыскающего в лицо всеми цветами, - убедительно подтверждение, что постживописная абстракция – актуальная форма не только отображения, но и преобразования реальности. Изображения "Пусси Райот", где художники отказываются от локальных цветов в пользу более изощренных живописных конструкций, как правило, проигрывают как в содержательном, так и в суггестивном плане, и наоборот. Это хорошо видно на примере графики Виктории Ломаско, которая удачно добавляет локальные цвета в строгую черно белую графику. Это отметил внимательный Игорь Гулин, описывающий, как эволюционировала графика художницы во время работы над "Хроникой сопротивления", рассказывающей о московских митингах: "Рисунки стали гораздо отточеннее и разнообразнее: появился цвет, сначала красный, как идеологически маркированный, а потом и другие, как признак политической весны, новой фазы протеста". Этот эффект виден и по инсталляции Джанян и Кнедляковского "Белая линия" или чудесной иконе на рекламном лайтбоксе, "случайно" сфотографированном ночью Артемом Лоскутовым, которые тоже явно содержательно выигрывают из-за цветовой лапидарности. Формальный прием современной живописи становится выразителем политической идеи. Буйство локальных цветов становится политической позицией.
Анализируя, как цвета Pussy преломляются в произведениях других авторов, вряд ли можно говорить о том, что все работы объединены формальным живописным приемом, – скорее альбом дает хороший массив визуальной информации о том, как политическое действие может конвертироваться в художественное произведение. Встает и вопрос: насколько актуален искусствоведческий анализ?
Pussy Riot сознательно размывают границы между политическим и эстетическим, согласно рецептам Беньямина политизируя эстетику до предела, до полного неразличения. И вот мы видим, как локальные цвета постабстракционистов трансформировались в радужный флаг, и понимаем, что дорогу назад в крезовую благодать автономии искусства уже нет. Художники вышли из теплых и уютных мастерских и оказались открытом социуме и холодок бодрит, заставляет забывать об искусстве и всем, что с ним связано. Сам Эпштейн призывает к социальному анализу, а не к искусствоведческому: «В будущем совершенно необходимо проанализировать деятельность «Pussy Riot» в контексте релевантного феминистского и квир-дискурса».
Политико-социальный бэкграунд в книге прописан куда тщательней и системней. Что, впрочем, неудивительно: Алек Эпштейн – известный российско-израильский политолог и социолог, автор 19 книг. Некоторые цитаты, которые могут помочь понять общее настроение и содержание книги: "В нынешней России несоизмеримо проще признаться в ненависти к вертикали власти, столько лет выстраиваемой режимом с таким усердием, чем в атеизме или даже агностицизме». «Парадоксальным образом, символами атеизма и богохульничества оказались люди, в ходе своих акций ни слова не сказавшие ни против религии как таковой, ни против христианства в целом, ни против православия в частности. «Государственное телевидение смещает акценты от слов «Путина прогони» к якобы поруганному образу Богородицы».
В книге есть целая глава, посвященная анализу такого использования образов Богоматери, которое радикальные православные не могли бы не посчитать кощунственными. В частности говорится, что участницы Pussy Riot реконструировали образ Богоматерь и наполнили его гражданским содержанием в противовес западноевропейской иконографии: «Мадонна Смиренная» - «Мадонна во славе научит драться, феминистка Магдалина пошла на демонстрацию». Немало интересных фактов про храм Христа Спасителя. Приводится прейскурант платных услуг на аренду, в частности непосредственная реклама проведения в храме концертов с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
Будучи несколько скороспелым (что вполне оправдывается тактической необходимостью), альбом должен как сослужить хорошую службу в кампанию поддержки девушек, так и стать ценным памятником художественного активизма (артивизма). Хотя второе, надо признаться, пока не так важно, как первое.
Православничающие проходимцы
Пляска свиных рыл на развалинах русской культуры перестала быть хаотичной и обрела тошнотворный характер организованного глумления над обществом и институтами нормальной человеческой жизни. Бандиты от религии и хулиганы от правосудия, пользуясь полным беспределом аморальной и самозваной власти, преступно глумятся не только над чувствами всех нормальных людей, не только над здравым смыслом, который не может не брезговать затхлым клерикализмом и воинствующим мракобесием (тем паче что эти чувства наигранны и имитируются по указке главного героя панк-молебна), но и над конституцией, правом, законностью, разумом. Это то, о чем недавно написал Александр Скобов: "В деле Pussy Riot государство не просто произвольно манипулирует законом или даже игнорирует его. Оно на наших глазах творит новую законность. Вернее, возвращают хорошо забытую старую".
Хорошо забытая старая законность, которую они возвращают, есть псевдозаконность идеократии – системы, при которой господствует презумпция виновности, а социальные институты томятся в когтях утопической и лживой идеологии и служат ее торжеству. После 1917 года это была идеология марксизма-ленинизма, затем - идеология сталинофашизма, припудренная марксистско-ленинскими заклинаниями. Сегодня это идеология Москвы - третьего Рима и русской «богоизбранности», припудренная сталинофашизмом и позорным клерикализмом. Из этих трех идеологий, терзающих тело и душу России и попутно наносящих максимальный побочный ущерб ее невезучим соседям, преступны все три, лживы все кроме первой и кощунственна последняя. Лживы все кроме первой - потому что марксизм-ленинизм хотя бы исходил из социального неравенства, из бесспорного факта страданий эксплуатируемых классов и явной преступной медлительности и ретроградства имперской администрации. Кощунственна только последняя, ибо первые две не провозглашали своей сакральности и не спекулировали на религии и церкви.
Сам социально-психологический механизм этого процесса ясен как день. Перед нами классический принцип маятника: типично русское бросание из одной крайности в другую, но всегда столь же ложную и аморальную. Причина - национальная специфика русской души и характера, заключающаяся в неумении идти средним путем, то, о чем писал еще в XVII веке тонкий наблюдатель России, предтеча позднейшего славянофильства Юрий Крижанич: «Не умеют русские люди ни в чем держаться меры и идти средним путем, а всегда плутают в крайностях и погибелях».
Нелепость навязывания клерикальной идеологии и средневековых суеверий стране, в которой семьдесят лет господствовала дискриминация церкви и верующих, в которой население принудительно зубрило в школах материализм, а в университетах – «научный атеизм», делает честь любому театру абсурда и воистину зашкаливает по своей наивной аморальности. Во всех городах и весях России до сих пор стоят идолы Вождя, провозгласившего идею Бога «труположеством» и «невыносимейшей мерзостью», а религию – «духовной сивухой, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ». Прежде чем даже заводить речь о статусе религии и церкви в стране, большинство населения которой безрелигиозно, не следует ли государству сперва извиниться за репрессии против церкви и верующих и очистить города от идолов Пламенного Атеиста?
Не стыдно ли РПЦ, которая сама была семьдесят лет гонима, поддерживать позорную государственную кампанию по очередному насильственному «введению единомыслия в России»? Пристало ли церкви потворствовать надутым православным живчикам, позавчера узнавшим о православии, вчера пробежавшим десяток статеек столетней давности с критикой феномена интеллигенции, либерализма и русского освободительного движения, а сегодня хищно набрасывающимся на эти понятия, вдохновенно изрекая поверхностную, безграмотную и пошлую ахинею?
Любопытно, что все якобы церковные обвинители Pussy Riot не только непрерывно лгут, но еще и усиленно тщатся объяснить преследование участниц акции в ХХС не критикой Путина, а «оскорблением всего народа». Плетут о «тяжелой ненависти» либералов к православию, вещают о сатанинских силах и о Бжезинском, но ни слова о Путине. Как тщательно все стараются не поминать всуе именно это имя! Как скромно обходят стороной личность подлинного героя панк-молебна! Казалось бы, защитите своего президента открыто. Что в этом плохого или недостойного? Ни в какую!
Лопающиеся от ощущения собственной духовности защитники государственного «православия с длинными руками» все более начинают выглядеть как персонажи комедии масок, несущие заплетающимися языками несусветную чушь. Как, например, Николай Бурляев, заявивший, что мы не должны подставлять вторую щеку, ибо церковь должна быть «воинственной» (вместо воинствующей). Как достойный сын своего недостойного отца-гимнюка Никита Михалков, одаривший нас тонким сравнением Pussy Riot с ханом Мамаем и еще более тонкой мыслию о том, что «Христос, всепрощение, подставь другую щеку» - это все, дескать, «спекуляции», а надо давить и убивать. Как Михаил Леонтьев, всерьез уверяющий, что Христос не призывал прощать всех, что это «дикое заблуждение», ибо Он имел в виду только личных врагов, но не давал «никакого права прощать врагов Отечества и врагов Господа и рода человеческого». При том, что во всем Евангелии есть всего лишь одна реальная фраза со словом «отечество»: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (фраза, вполне относящаяся и к девушкам из Pussy Riot).
Похвально, что Максим Соколов, напомнивший недавно, что «недостоинство священника не делает совершенное им таинство недействительным», осведомлен о донатистских спорах и вызванных ими постановлениях церковных соборов. Но мы не в IV веке живем. Действительность таинств, совершаемых подонком в рясе, не является оправданием духовного окормления у оных подонков. Пусть подонки и лжецы в рясах причащают и венчают подонков и лжецов без рясы. А уж мы, грешные недостатком смирения для обуздания своей брезгливости, как-нибудь обойдемся без их услуг, не подвергая сомнению действительность их таинств. К счастью, священников вокруг много.
Изрядно насмешил своей логикой и «православный писатель» Владимир Крупин, полагающий, что Pussy Riot будут отвечать перед Господом «по высшей мере, так что им лучше теперь пострадать, чтобы душу спасти». Во-первых, Крупин рангом не вышел, чтобы судить, кто и как будет отвечать перед Господом. Во-вторых, при такой извращенной логике, которую, кстати говоря, в своё время использовали и отцы-инквизиторы, императору Николаю II и всем новомученикам российским тоже очень повезло. Не пострадали бы от большевиков – не обрели бы святости.
Несуразность рассуждений всех официальных и мнимых «ревнителей православия» свидетельствует о том, что у них либо не нашлось надлежащих «духовных тренеров», либо что все их наставники столь же бессвязны в речах и невежественны в церковных вопросах и евангельских текстах. Характерно, что Аркадий Мамонтов, как только реальный священник отец Геннадий высказался на его шоу о необходимости милосердия и прощения, тут же отскочил от него как чёрт от ладана и отобрал микрофон.
Вот почему всех этих господ-обличителей бесполезно уличать во лжи. Тем более нелепо напоминать им о милосердии – они его с кашей едят. Мы имеем дело с верующими в идеологию, а не религию. Это все равно что писать письма Сталину, обличая его в извращении ленинизма.
Нынешние православничающие проходимцы врут не задумываясь, как не задумываясь врал Сталин и его аппаратчики. Врал – и сам начинал верить в сказанное. Такова суть идеократии. Идеология не только заменяет им религию, но и становится подлинной религией лжи и разрушения. В первую очередь разрушая своих носителей. Вот почему суд над Pussy Riot все больше становится судом и над их гонителями, и над Путиным. Любому умному диктатору было бы намного дешевле давным-давно их отпустить и свернуть балаган.
Футболки СВБД ПСРТ
Иллюстрация удалена редакцией "Граней" под угрозой блокировки сайта
5 августа в томском пабе «Конец Фрунзе» прошел концерт нескольких томских музыкальных коллективов в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot. Достаточно небольшое помещение, рассчитанное человек на 100, было забито под завязку очень разными людьми, томичи молодцы. Мы приехали в Томск специально для участия в этом концерте, а в качестве жеста поддержки сделали такие футболки с принтом, похожим на появившиеся в новосибирских лайтбоксах в марте этого года изображения «икон Pussy Riot»:
Всего пока напечатано несколько десятков штук, мы меняли их томичам на 800 рублей (некоторые давали больше), прибыль отправится на поддержку девчонкам. Солидарность - это очень хорошо, но арестанткам нужен грев (передачи с едой, вещами или деньгами для приобретения чего-нибудь в тюремном магазине).
Если вы не попали на вчерашний концерт, но хотите поменять свои 800 рублей на такую футболку, то используйте для этого следующие платежные системы:
WebMoney: R371097971630
Яндекс.Деньги: 41001589779070
Qiwi-кошелек 9537773930
В комментариях к переводу укажите удобный вам способ обратной связи, если вы в Новосибирске (продублируйте его в почту [email protected]), или почтовый адрес доставки, если вы не в Новосибирске (в таком случае добавьте к переводу ещё 200 рублей). У нас остались размеры M и L, остальные уже закончились, и, судя по всему, мы их скоро допечатаем. Добавляйте эту страницу в закладки, если вашего размера уже нет, или сделайте предзаказ в почту [email protected] — мы свяжемся с вами, как только все будет готово.
Из конспекта лекции будущего профессора русской истории
За все время существования российского государства адвокатское сообщество лишь дважды делало коллективные заявления.
23 октября 1913 года адвокаты Санкт-Петербургской судебной палаты выступили с заявлением по делу Бейлиса. В нем было, в частности, сказано:
"Общее собрание присяжных поверенных... считает профессиональным и гражданским долгом адвокатуры высказать протест против извращения основ правосудия, проявившегося в создании процесса Бейлиса... Это надругательство над основами человеческого общежития унижает и позорит Россию перед лицом всего мира, и мы поднимаем свой голос в защиту чести и достоинства России".
До падения российского самодержавия оставалось 3 года, 4 месяца и 7 дней.
2 августа 2012 года российское адвокатское сообщество выступило с заявлением по делу Pussy Riot. В нем было, в частности, сказано:
"Явное пренебрежение Конституцией при рассмотрении конкретного уголовного дела ведет к разрушению России как правового государства – это надо ясно представлять себе всем нашим согражданам..."
До падения путинского режима в России оставалось... [листок оборван].
Политическая шизофрения
В состав Экспертного совета при правительстве России (читай - при премьер-министре Медведеве) вошли по меньшей мере три представителя оппозиционных партий - Сергей Алексашенко (РПР-ПАРНАС), Евгений Бунимович ("Яблоко") и Леонид Волков ("Народный альянс"). В принципе нет ничего страшного в том, что эксперты в определенных областях входят в консультативный орган при правительстве или одной из палат парламента. Это нормальная практика. Эксперт дает рекомендации, правительство их благополучно херит, проигрывает выборы, и вот уже новое правительство внимательнее прислушивается к рекомендациям экспертов. Со временем прислушивается все менее и менее внимательно и вскоре опять проигрывает выборы. История возвращается на круги своя.
Именно поэтому совершенно никаких вопросов не возникает по поводу присутствия в составе Экспертного совета при правительстве сразу нескольких видных либеральных экономистов, достаточно жестко критикующих многие действия правительства и президента. Задача этих людей – доносить свою точку зрения до власти (и до оппозиции, кстати, тоже) любыми доступными способами, на любых дискуссионных площадках и в любых консультативных органах.
Ненормально, когда в консультативные органы при правительстве входят представители руководства оппозиционных партий. Даже не рядовые члены, а именно что члены руководящих органов. Учитывая, что Медведев - первый партийный премьер-министр за долгие годы и де-юре является лидером "Единой России", ситуация становится еще более ненормальной. По-моему Алексашенко, Бунимовичу и Волкову стоит определиться: или быть беспартийными экспертами при партийном премьер-министре, или руководителями оппозиционных партий. А то какая-то политическая шизофрения получается.
Два простых способа сделать доброе дело
Продолжаю призывать писать письма узникам Болотной. О том, как они важны, пишут Михаил Косенко и Артем Савелов. О том, как их не хватает, написала вчера поздним вечером правозащитница Анна Каретникова, посещающая арестантов в СИЗО.
Это можно сделать самостоятельно, не выходя из дома, заплатив немного денег – 50 рублей за письмо и 50 рублей за ответ, если вы хотите его получить. Форма для отправки таких электронных посланий – по ссылке.
А еще можно переслать письмо через «РосУзник», который уже оплатил специальные ваучеры для отправки писем фигурантам «болотного дела». Инструкция проста: отправляете текст письма с именем адресата на адрес [email protected] и ждете ответа.
Моральная поддержка тем, кто лишен свободы и определенности в своем ближайшем будущем, очень важна. Держаться достойно проще, когда знаешь, что на свободе кто-то думает о тебе.
Очередной частный случай власти
На фоне Болотной, «дела» Pussy Riot и ряда антизаконов, направленных на борьбу с оппозицией, принятых Думой в последнее время, совсем незаметно прошел снос 40-квартирного дома в поселке Вешки (Мытищи). Десятки людей на улице.
Подумаешь, новость в нашем правовом государстве! Очередной жулик обманул граждан. Сам ли он обманул или вместе с нужными чиновниками, сегодня уже значения не имеет. Здесь важно другое – граждан, купивших квартиры у жулика (жуликов), выбросили на улицу, а дом снесли. Все. Точка.
Был, правда, суд, который решил, что это и есть справедливость по-российски. Люди на улице, дом уничтожен, жулик на свободе, чиновники, которые молча наблюдали за нарушением законодательства строителями, продолжают работать на благо жуликов.
Уж если десятки семей, честно купивших жилье, лишили квартир, то есть, по-видимому, и виновные. В первую очередь следует оценить действия руководителей поселка и города Мытищи, включая строительную инспекцию. Странно, почему обманутые люди уже на улице, а глава Мытищ еще не на допросе в СКР? Скажете (и будете правы): это же не Навальный, не Немцов с Яшиным и не Собчак, наконец.
Наказанными, как у нас принято, оказались обманутые. А поступить нужно было просто: тех кто давал разрешение и должен был контролировать строительство, следовало предать нашему замечательному басманному суду, а руководители Мытищ и поселка (в самом мягком варианте) должны были быть немедленно уволены со своих должностей.
И, самое главное, коль такое уж случилось при попустительстве власти, то статус земли под домом должен был быть изменен, а постройка легализована. Но это не про нас.
За промахи власти как всегда заплатили граждане. Правда, здорово? Как вариант: власть договорилась с застройщиком, получила свой откат и несколько лет молчала. А затем восстановила «конституционный» порядок, выбросив людей на улицу.
Это и есть истинное лицо нашей власти. Впрочем, может быть это и не лицо вовсе. У власти сегодня лица, похоже, нет - сплошная задница. Мне кажется, что власть, включая самую высшую, которая безучастно наблюдала за торжеством нашего «правосудия» и сносом дома, с выбрасываем людей на улицу, порочна по определению и не имеет права на доверие граждан. А это ведь все бывшие избиратели президента Путина. Ошиблись граждане, однако, с избранником.
Такой вот очередной частный случай приключился в Мытищах.
Снос дома в Вешках. Съемка Андрея Новичкова:
Неисправная машина времени
Наблюдая за этим фантасмагорическим судом, люди с чудом сохранившимися представлениями о норме и патологии сознательно или подсознательно ищут аналогий.
Мы ищем параллели - исторические, литературные, зоологические, какие угодно. Мы мучительно вспоминаем, какую книжку, какой фильм, какую картинку все это нам напоминает. Без этого просто невозможно, потому что прямо на глазах стремительно рушатся и осыпаются все логические связи, так или иначе сложившиеся в результате чувственного, социального, культурного опыта каждого по отдельности и всех вместе.
Потому-то мы все время вспоминаем то Оруэлла, то Кафку, то еще кого-нибудь.
Мне же в последние пару дней все время мерещатся какие-то научно-фантастические книжки времен моего детства, где герои в результате каких-то технических манипуляций (ну, допустим, случайно запустив машину времени, не достроенную в заветном сарае гением-одиночкой) попадают в далекое-далекое прошлое. И оказываются захваченными в плен каким-нибудь совершенно первобытным племенем.
Героев, понятное дело, хватают и тут же ведут на суд, где жрецы и колдуны обвиняют их во враждебном волшебстве на том основании, что и говорят они непонятно, и выглядят не по-нашему, что на них одежда из XX века, что на руках часы, а в карманах спички, компас и три конфеты «А ну-ка отними».
И вот идет суд. И вот мрачные дремучие колдуны, обвешанные бубнами и колотушками, отгоняющими неправильных духов, судят трех девочек, случайно заехавших к ним из современного мира. А костер уже горит. А вокруг него уже нетерпеливо притоптывают и прихлопывают украшенные бусами аборигены. И вот уже девчонок под мерные удары барабанов тащат к костру. И конечно же, в самый последний момент одна из девочек случайно нажимает на одну из пуговок на своем платье и...
Впрочем, все аналогии, даже самые прозрачные, всегда прихрамывают, уже хотя бы потому, что в книжках-то все обычно заканчивалось благополучно. В моем детстве много было таких книжек.
Почему не простили Pussy Riot?
Почему так жестоко власть и Московская Патриархия обходятся с девушками из Pussy Riot? В чем проблема?
Проблема в том, что своей нескладной песенкой Pussy Riot смогли показать всю грязь российского государства и всю глубину падения РПЦ. Каждое слово попало в цель, каждое слово оказалось правдой, от которой не отмахнешься, и крики "клевета, ложь!" не спасут и не помогут.
Именно поэтому понадобился инквизиторский процесс, с помощью которого власть и продажные иерархи пытаются спрятать неприглядную правду. А нам остается из глубины нашего падения от всего сердца взывать: "Богородица,Путина прогони..."
Проклятая канцелярия
Продолжаю описывать звенья административного произвола, через который проходит сейчас каждый потопленец. Это те, кто до сих пор не получил свои "подтопленческие" деньги от государства, по 10 или по 150 тыс. руб., или кто не согласен с вердиктом БТИ, которая за три невнимательных минуты решает вопрос о получении новой квартиры - или ремонте размытой трущобы.
Вот что говорят эти люди о своей ситуации. Первая волна прошла - это были те, кому для получения компенсаций надо было только предоставить в суд справку от квартального и участкового с подписью четырех соседей. Теперь пошла вторая волна: в иске этим людям не отказывают (письменно, а устно еще как!), заявление без движения не оставляют, как будто его и не было в природе, зато пишут всякие дурости карандашом на задней стороне папки. В таком духе: "Нужно подтвердить степень родства", хотя в деле эти документы имеются и даже помечены тем же самым карандашом.
И выдают эти документы для повторной подачи в этот же суд. Что самое интересное: выдают не в канцелярии суда, а на другой улице, в отдельном кабинете, не имеющем никакого отношения к суду. Так что в этом кабинете не спросишь, чего не хватало судье для принятия формального, поточного решения, такого же, как и для первой волны. А по первой волне они его потеряли, так что это уже третий круг.
1. О бабушках и прокурорских хитростях. Очень удобно обманывать людей, которые не то что законов - элементарных правил документооборота не знают. Например, мы оформили бабушке заявление в прокуратуру с приложенными документами. Заявление у нее взяли, хотя и не зарегистрировали, но бабушка и на том должна сказать спасибо. А приложенные документы не приняли, хотя приложение указано в самом тексте заявления. Таким образом, они просто взяли для себя информацию к сведению, но юридического значения не придали. Чтобы потом на законных основаниях его потерять.
Заявительнице лапши навешали, что якобы она сама узнавала через 3 дня (!) входящий номер, который должен ставиться непосредственно при подаче и на глазах заявителя, и на его копии тоже. Бабушка даже себе записала: "Прок. канцелярия. Позвонить и спросить входящий номер". Потом она забыла, что такое "прок.", и предположила - проклятая канцелярия?
Там же секретарша ей уже и ответ устный дала: "Ткачев пока никаких указаний не давал, так что ваше заявление могут не понять, что там нужно держать под контролем".
Ситуация стандартная для крымских стариков, у которых дома под снос. Дома сносят, стариков - в дом престарелых или интернат. Бабушку выманили в интернат, в это время дом снесли. Стоит она на развалинах и явно не планирует обжаловать. Или к родственникам, причем у бабушек настойчиво дознаются, какие у их родственников номера телефонов, чтобы потом принуждать тех взять своих бабушек к себе и навсегда.
2. О физически дееспособных "аварийщиках". То есть тех, которые "бегать будут", правду искать. Есть среди них такая категория, у кого дом приватизирован, а земля нет. При этом все вместе неоднократно передавалось по наследству, и кадастровый паспорт на землю есть. Им в администрации напрямую говорят: все делится на ДО и ПОСЛЕ наводнения. Ничего не добьетесь, приватизировать землю уже нельзя. Получите другое жилье, а земля перейдет к администрации. Такое быстрое огораживание затопленной земли.
Или если наследство по закону до конца нотариально не оформлено. По закону - это значит без завещания, в бесспорном порядке... Это тоже повод поживиться для администрации. Или если название улицы поменялось со времени составления техпаспорта и домовой книги.
Самое интересное от "новоселов". Многие из них уже нашли сами другое жилье, как им и было предложено властями, в Краснодаре, Новороссийске, Славинске. Уже дали задаток, в среднем 100 тыс. руб., и ждут государственных денег на окончательное оформление сделок. А администрация все эти сделки завернула, как парадные автобусы, в которых публично возили потопленцев смотреть квартиры в этих городах. Поскольку напуганный народ второго потопа ждать не собирается, все ломанулись из Крымска в другие веси. Все уезжают, а кем руководить-то? Стариками в интернатах?
По этим соображениям крымчанам заявили, что жилье можно брать только в городе, все остальное оплачиваться не будет! Помимо этого ввели "квадратурную новацию": жилье будет предоставляться не равносильное по площади, а по членам семьи и только по тем, кто на данный момент прописан. Поэтому суды и тянут с решениями, водя за нос по два-три круга до принудительного получения урезанных квадратов.
Так и воспитывается общее смирение в канцеляриях.
Леониду Невзлину хотят добавить к пожизненному
Август – традиционный для России период катастроф – в этом году может стать и месяцем "басманной" юстиции. Не только наша страна, но и Запад горячо обсуждает (и по большей части осуждает) суд над панк-группой Pussy Riot, выдвинуты обвинения против автора проекта РосПил Алексея Навального, за решеткой оказываются все новые фигуранты "Болотного дела". На этом фоне начавшийся в Симоновском райсуде Москвы заочный процесс по второму – экономическому – делу Леонида Невзлина привлекает несравненно меньше внимания, а напрасно.
Бывшего вице-президента "ЮКОСа" обвиняют в присвоении акций дочерних предприятий ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) на сумму 3,6 миллиарда рублей (ч. 4 ст. 160 УК). Примечательно, что, согласно материалам дела, это преступление было совершено спустя всего 20 дней после того, как Леонид Невзлин пришел работать в "ЮКОС".
Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву в рамках их второго уголовного дела, рассматривавшегося в Хамовническом суде, тоже инкриминировался этот эпизод. Однако 27 декабря 2010 года судебное следствие по данному обвинению в отношении них было прекращено в связи с истечением строка давности.
Экономическое дело Леонида Невзлина расследовалось течение 12(!) лет, и вдруг Фемида заторопилась. Обвинительное заключение было выдано защитнику подсудимого Дмитрию Харитонову в Следственном комитете 12 июля. Причем до этого документ попытались вручить адвокату в его отсутствие и даже приезжали с этой целью в офис, когда юрист был в командировке.
Кому-то зачем-то понадобилось спешно извлекать из небытия просроченное и кажущееся бессмысленным дело. Как Ходорковский украл у себя всю нефть, так и Невзлин, видимо, похитил акции, принадлежавшей в том числе и ему компании?
3 августа за закрытыми от журналистов и публики дверями состоялось предварительное слушание. На нем, несмотря на возражения адвоката, судья Алексей Назаренко постановил, что процесс будет заочным. Прокурор, комментируя представителям СМИ это решение, пояснил, что Невзлин скрывается от правосудия. Между тем известно, что бывший топ-менеджер "ЮКОСа" живет в Израиле.
Несколько лет назад Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) рассмотрел обвинения против Невзлина в организации убийств, выдвинутые российской Генпрокуратурой. В экстрадиции было отказано. Такие решения БАГАЦ выносил неоднократно. В одном из них, в частности, говорилось: "Материалы, переданные российской прокуратурой, не включают в себя ни одной прямой улики против Невзлина и основаны исключительно на показаниях свидетелей, базирующихся на словах третьего лица, допрос которого проведен не был".
Россия не смогла представить Израилю убедительные доказательства вины подозреваемого. Но на заочном процессе подсудимый лишен возможности парировать доводы обвинения, а потому у прокуратуры развязаны руки. Судье тоже не приходится особенно напрягаться.
По итогам первого уголовного дела Леонида Невзлина приговорили к пожизненному заключению. Но российским чиновникам этого, очевидно, мало – по новому делу ему грозит еще (?!) 10 лет.
Первое заседание по существу дела назначено на 10 августа. О том, станет ли оно очередной гримасой "басманного" правосудия, будет известно уже в самое ближайшее время.
Слово о беззаконии и "благодати"
Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.
Достоевский. "Преступление и наказание"
1 августа в Серафимо-Дивеевском монастыре патриарх Кирилл, желая, видимо, произнести новое "Слово о законе и благодати", преподнес своей пастве богословскую апологию беззакония. Взяв за основу противопоставление Духа и Закона в Послании к Галатам апостола Павла, он выдал богословский вариант теории Раскольникова. Апостол Павел утверждал, что не ветхозаветный закон (заповеди, данные Моисею), но Дух есть сила, преображающая людей. И когда Дух преображает человека изнутри, Закон (указания и запреты) становится ненужным, потому что живущий в Духе неспособен на зло.
Кирилл же искусно подменил закон Моисеев сводом российских законов и слова Павла о духовно преображенных "на таковых нет закона" (то есть живущие в Духе не нуждаются в законе) перефразировал довольно странным образом: "...на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона", то есть они неподвластны земному суду. И уточнил для непонятливых: "Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность (а преображенные – безответственные люди? – Е.В.); нарушение закона предполагает суд (а избранные неподсудны? – Е.В.); суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания".
При нынешнем торжестве беззакония и неподсудности властей слова о касте избранных, право имеющих переступать закон, звучат как богословское оправдание безнаказанности, как насмешка над "всеми людьми", которым навязчиво внушается, что закон не для "живущих в духе комфорта", то есть не для патриарха и других князей церкви. Истинная правда. "Все люди" это давно поняли, а теперь наполнят этой истиной свои религиозные чувства.
Что же остается не преображенным? Им остается суд, который "есть непременная и очень важная экзекуция в человеческом обществе". Но, вновь подчеркивает патриарх для невнимательных, "человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется". А что же делать нам, бедным, обреченным на эту реальность? Оказывается мы, так называемое общество, не только обречены на экзекуцию со стороны иномирных, но еще и жаждем ее, требуя "принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму – в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше". С чем святейший отчасти согласен.
Понятно? По советской традиции все драконовские законы властей принимаются по просьбе трудящихся, простите – теперь они называются живущими по плоти. И эти плотские существа, новые твари, ныне дрожащие перед законами и пыточными расправами, втуне уповают на "так называемые правовые общества и государства. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут". Оставь надежду всякий в суд входящий: в Хамовнический и Басманный, в казанский и астраханский, в любой.
"Богословие беззакония" можно с полным основанием рассматривать как фундамент "духовной основы государства". Патриарх прямо об этом и говорит: "И самое главное понять, что первично, а что вторично: что фундаментально, базисно..." Мы поняли, спасибо за откровенность.
Садомазо Отечества
Тех, кто призывает предать Pussy Riot жестокому наказанию, принято считать либо людьми бесконечно злыми и жестокими, либо клиническими идиотами. Есть еще мнение, что их нет вообще, а есть лишь выполняющие заказ функционеры. Однако, если задать поиск по словам Pussy Riot и различным вариациям понятия "порки", Яндекс выдает аж 158 000 результатов. Немало записей такого рода и в блогосфере.
Читая их, я обнаружил, что во многих случаях люди вообще не обсуждают поступок девушек, а концентрируются в основном на наказании. Чувства, которые улавливаются в них, похожи скорее не на праведный религиозный гнев, а на сладострастие. Как только речь заходит о телесном наказании девушек, эмоции бьют через край: восклицательные знаки, увеличенный шрифт и прочие проявления восторга. Вариаций немного и все вокруг одного: "высечь розгами", "на площади", "на улице", "связать и обвалять", "кнутом у столба", и т.д.
Из этических соображений ссылок давать не буду. Достаточно взять для примера публичное заявление Ивана Охлобыстина:
"Вот как бы я поступил с девочками из "Пусси Райот". Я бы ее каждую перегнул через колено и безо всякой демократии выпорол проводом от осветительного прибора. 7 ударов! И затем просто отпустил бы".
Очень похоже - в деталях, со смаком - описывают свои фантазии поклонники садомазо на тематических сайтах. Религиозный фанатизм тут скорее не причина, а способ сублимации. В эротических играх на тему садомазо популярных поводов для наказания девицы немало: немытая посуда, курение, подхваченный на компьютер вирус. Я не знаю, взыграло ли у Охлобыстина подсознание или он очень грамотно "разжег" эмоции читателей, добиваясь нужной реакции. Да это и неважно, интереснее сама реакция и ее истоки.
Тема эта весьма популярна и без "Пусей". В месяц россияне делают 200 000 поисковых запросов на слово "порка" в Яндексе. "Порно", "секс", "любовь" и "война", конечно, вне конкуренции - по многу миллионов. Но и "порка" занимает очень неплохие позиции в рейтинге. А всего в сети Яндекс находит 3 млн ссылок на это слово.
Самым удивительным оказался набор слов, которые ищут в Сети те же люди, что и "порку". В порядке убывания это "добро", "вера", "долг", "идеал", "истина", "свобода", "ценность", "справедливость", "этика", "мораль". К чему бы это?
Современная психология называет садомазохизм девиацией, то есть не не болезнью, а некой особенностью психики. Особенно в варианте т.н. "консенсуального садомазохизма" (Это когда люди подбирают себе пару по интересам и могут сколько угодно развлекаться плетками и цепями по обоюдному согласию и к общему удовольствию).
В таком случае кипучая реакция на Pussy Riot не так уж драматична. Что страшного в легкой сексуальной девиации, даже если ей подвержено полстраны? Пусть себе массы, сидя у мониторов, мастурбируют на возбуждающие слова. А когда они кончат, девушек можно и отпустить - дело сделано, пар выпущен.
Но вот, что говорят об этом психологи.
"По-видимому, садистские и мазохистские черты можно обнаружить в каждом человеке... Человек, в личности которого доминируют некоторые движущие силы, не обязательно их осознает. Он может быть всецело охвачен садистскими стремлениями, но при этом будет уверен, что им движет лишь чувство долга". Эрих Фромм, "Бегство от свободы"
"...Существуют садистские личности и садистские цивилизации... Например, установлено, что садизм встречается чаще среди людей, переживающих фрустрацию, а также в социальных классах, которые чувствуют свое бессилие и получают мало радости в жизни. Такой психологический механизм определил поведение среднего класса Германии, из которого рекрутировались самые фанатичные последователи Гитлера. Садизм встречается и в среде господствующего класса, особенно когда он чувствует угрозу своему положению и своей собственности. Садистское поведение характерно и для угнетенных групп, жаждущих мести". Эрих Фромм. "Анатомия человеческой деструктивности"
"Чем больше родители применяют в качестве основной методики воспитания окрики, унижение и физические наказания, тем вероятнее у ребенка закрепляется ощущение, что тот, кто наказывает, должен и защищать. И такой человек испытывает вместе с болью и унижением подспудное, но очень приятное чувство спокойствия и даже любви к себе со стороны того, кто эту боль причиняет. На этом, собственно, построены механизмы всех диктаторских режимов." "Унижение на любителя"
Мы прожили 70 советских лет под прессом жестких моральных запретов «кодекса строителя коммунизма» (когда, как известно, "секса не было"). Теперь мы меняем его на вульгарную трактовку православия с не менее ханжескими и бессмысленными правилами. Но даже те, кто не согласен с ними, выбирают разрушающуюся на глазах западную толерантность, которая по сути подразумевает те же запреты на чувства. В ней, конечно, "секс есть", но "нет ненависти", "нет расовых предрассудков", а главное - "нет агрессии". Нет того, что свойственно человеку по природе, что порождено базовыми инстинктами.
И вот эта загнанная снова вглубь агрессия может в конце концов вылиться уже не "цивилизованным протестом против беззакония и коррупции", а тьмой хаоса и немотивированной жестокости. Есть и другой вариант.
Существуют области жизни, где садистские мотивы практически получают легитимизацию, где человек может не стыдится их, где садизм оказывается нормой поведения. Это тюрьмы и всевозможные военизированные образования. Особенно нагруженные тоталитарной идеологией. Будь то современная российская армия, сталинское ГПУ или гестапо. И дело не только в узаконенных пытках, оправдываемых практическим смыслом: раскрыть смертельно опасного врага или построить эффективную военную дисциплину. Человек, включенный в такую систему, получает мотив терпеть моральные и физические унижения. Наш солдат неизбежно станет через год "дедом" и уж тогда оттянется на других. Житель тоталитарной страны имеет свое маленькое оружие насилия - настучать на нелюбимого соседа. А какой-нибудь младший чекист уверен, что завтра сменит своего командира-садиста, сметенного очередной чисткой.
И если власти удастся соблазнить общество такой перспективой и построить подобную систему, это может быть очень серьезно. Униженный и бесправный человек ради получения своего кусочка прав на унижение другого будет радостно терпеть и ждать. И садизм с мазохизмом пребудут в своем единстве и гармонии, как их и описывает классическая психология.
Один из типичных сюжетов отечественного эротического видео на тему порки. Производство "Крутой мэн"
Pussy Riot и Достоевский
Мне пришло в голову, что во всей этой дикой и дремучей истории с Pussy Riot и Церковь, и вся страна бездарно разминулись с красивым и возвышающим преданием на будущее, ближайшее и отдаленное. Вроде предания о датском монархе, вышедшем на прогулку с желтой шестиконечной звездой на одежде - в ответ на приказ немецкой администрации. И неважно, так ли в точности обстояло дело в Дании, – легенда самое себя возгоняет до идеального состояния, была бы зацепка в реальности.
А у нас не случилось ни малейшей зацепки, при том что нынешней русской жизни будто бы предложена вариация на тему сАмого русского классика – Достоевского. Он с огромным сопереживанием и серьезностью относился к молодости как к уникальной и наиболее «фантастической», говоря его слогом, поре человеческого существования – когда внутренний порыв отказывается по-взрослому лежать мертвым грузом и требует незамедлительного воплощения в поступок. У Достоевского целый роман назывался «Подросток», писатель оделяет своим умным вниманием молодой бунт – будь то шалун Коля Красоткин или даже Родион Раскольников.
Да хоть бы и без Достоевского: ответственные родители по личному опыту знают, что поводов для тревоги за молодых детей чуть ли не больше, чем за маленьких, – прекрасное и опасное время жизни! Выдающийся филолог Евгений Поливанов в юности положил руку под поезд, чтобы что-то такое себе доказать, – какая достоевская история!
Но не меньше молодости Достоевского увлекал и многоопытный пастырь, который бы мог на дерзкий молодой вызов убедительно, уважительно и с пониманием ответить. И вот такого Зосимы, к несчастью трех девушек, а в сущности – на беду всей страны, в РПЦ не нашлось, легенды не получилось. А получился бред: будто завязку сочинил Достоевский, а остальное – Кафка.
Кипит работа
Все равны перед законом и судом, говорится в статье 19 Конституции нашей страны. Но знают об этом только юристы да профессиональные любители сказок. Рядовые граждане, умудренные печальным опытом бытия в российских реалиях, знают, что о равенстве можно только мечтать. Для примера возьму нашумевшее "Болотное дело". Денно и нощно, не покладая рук, трудится оперативно-следственная группа над выявлением и покаранием зачинщиков и участников массовых беспорядков и нападений на сотрудников полиции. Уже навыявляли полтора десятка человек. И это еще не предел, работа продолжается, опрашиваются свидетели, просматриваются видеоролики и фотоматериалы, сообщает официальный представитель СКР Владимир Маркин. А значит, ни один погромщик и обидчик пострадавших стражей порядка не уйдет от ответственности!
О пострадавших от рук (и ног) правоохранителей такой заботы почему-то не проявляется. Утверждаю это, что называется, со всей ответственностью, потому что сама занимаюсь оказанием юридической помощи пострадавшим. В тесном контакте с правозащитными организациями: движением "За права человека", Союзом солидарности с политзаключенными, правозащитным центром "Мемориал". Но - увы! - наших объединенных усилий не хватает на то, чтобы побудить следственные органы проявить хоть какую-то активность в установлении и привлечении к ответственности сотрудников полиции, избивавших участников мирной акции протеста.
А впрочем, может, это и к лучшему. А то ведь они как начнут проявлять активность, так мало никому не покажется. Хотите конкретный пример? Пожалуйста. Один из пострадавших 6 мая на Болотной площади Алексей Анискин (закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга, сходил на согласованный митинг, называется!) запросил из 1-й Градской больницы, где он находился на лечении с 8 по 17 мая, заверенную копию своей медицинской карты. В ответ получил отказ. Следственные органы оказались проворнее и изъяли его медкарту в рамках проведения доследственной проверки по факту "ДТП в виде наезда автомобилем на мачту городского освещения", произошедшего 12 мая. За рулем (что любопытно) сидела сотрудница полиции. Она погибла. В ее машине находилось трое пассажиров. Один из них - Анискин. А он-то, наивный, думал, что в это время лежал в больнице. Ан нет. На самом деле в компании сотрудницы полиции и еще двух граждан сокрушал мачту городского освещения. Так что какая уж тут Конституция, ноги бы унести подобру-поздорову...
Письма с воли
Я никогда не сидел в тюрьме, бог миловал, но после первого курса МГУ родные Партия и Правительство отправили меня служить в ВС СССР, что по сути равносильно тем же двум годам колонии. Со временем первый шок проходит, втягиваешься в эту рутину, когда нельзя сесть, нельзя лечь, нельзя ничего — без приказа и в неустановленное время. Втягиваешься, но накатывает дикая тоска. Приходит ощущение, что это унылое и омерзительное существование будет длиться вечно.
И единственное, что вырывает из этой депрессухи — это письма с воли. Мама писала мне каждый день все два года моей службы, а вот мои легкомысленные однокурсники забыли меня моментально и никогда ничего мне не писали... Их можно простить, молодость всегда невнимательна и легковесна...
Я не знаю, что сейчас творится в душе у Коли Кавказского, но уверен, что первая неделя в Бутырке не была для него лёгкой. И тяжелее всего даже не физические невзгоды, а психологический груз от тотальной несвободы, в которой оказывается человек в тюрьме, и информационный вакуум.
Пишите ему письма. О чём угодно, о сущей бытовой ерунде — не важно! — для него это сейчас, пожалуй, самая нужная поддержка, какая может быть.
Через систему www.fsin-pismo.ru можно отправлять письма Николаю по имейл с оплаченным ответом. Стоит порядка 100 рублей. Реквизиты — СИЗО-2 «Бутырка» Кавказский Николай Юрьевич, год рождения — 1986
И всё также можно отправлять Николаю продуктовые заказы — инструкция. А также перечислять деньги на его персональный счёт в СИЗО — через эту систему. Как сообщает Инициативная группа поддержки Николая, вчера ему положили на счёт 2000 рублей, так что он уже кое-чем обеспечен.
Координация продуктовых передач и заказов продолжает осуществляется здесь — «Заказы в СИЗО Николаю Кавказскому»
Акция в храме: английский опыт
В пасхальное воскресенье 12 апреля 1998 года британский гей-активист Питер Тэтчел трехминутным протестом прервал речь духовного главы Англиканской церкви, архиепископа Кентерберийского доктора Джорджа Керри во время пасхальных богослужений в Кафедральном соборе. Тэтчел и еще несколько активистов с плакатами взобрались на кафедру проповедника.
Позже суд признал Тэтчела виновным в непристойном поведении в церкви по закону 1860 года и приговорил к штрафу в 18 фунтов 60 пенсов. Примечательно, что закон 1860 года был викторианской модернизацией аналогичного закона 1551 года, по которому виновного клеймили и отрезали уши.
После вынесения приговора Тэтчел вышел из здания суда к своим сторонникам и заявил: "Печально, что суд меня признал виновным за то, что я использовал свое право на свободу слова и мирный протест. Меня признали виновным в суде, но я сам не считаю себя нравственно виновным в преступлении. Я выступил в Соборе против нарушения прав геев и лесбиянок со стороны архиепископа Кентерберийского доктора Керри. Я выступаю за равенство. Архиепископ - виновное лицо. Именно он поощряет нарушения прав человека".