в блоге Выведение кровавых пятен

Vip Николай Руденский (в блоге Свободное место) 17.07.2013

168

"Главная военная прокуратура реабилитировала сталинского палача, убийцу Николая Гумилева и организатора "Философского парохода". Такими гневными словами откликнулась "Новая газета" на недавнюю реабилитацию Якова Агранова. Историк и публицист Виктор Тополянский напоминает о многочисленных кровавых делах знаменитого чекиста и не скрывает возмущения тем, что "один из видных организаторов массовых политических репрессий, фактически серийный убийца, мгновенно превратился в невинно пострадавшего".

Но ведь в 1938 году Агранов был осужден и казнен не за свои действительные, а за мнимые преступления? Да, автор сообщает, что ему "инкриминировали по стандарту того времени измену Родине, шпионаж, терроризм, а заодно подготовку убийства С.М. Кирова". И признает: "Спору нет: Агранов не шпионил в пользу иностранных государств". Однако, по его словам, Главная военная прокуратура напрасно сняла с Якова Сауловича обвинение в терроризме - ведь "занимался он именно террором, отправляя на расстрел или в концлагерь советских граждан". А кроме того, "превышал свои должностные полномочия, любой ценой домогаясь от подследственных нужных показаний".

Спору нет: Агранов творил страшные преступления. Однако доводы г-на Тополянского бесспорными не назовешь. Все же Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Агранова к смерти не за то, что он "отправлял на расстрел или в концлагерь советских граждан", а по совсем другим, явно вымышленным обвинениям. И оставить в силе этот приговор значило бы признать ложь истиной. Ну а посмертно добавить к этому приговору кару за "превышение должностных полномочий" тоже нет никакой правовой возможности.

"Если данное постановление Главной военной прокуратуры не будет опротестовано, то в связи с этим прецедентом появится возможность добиваться реабилитации таких одиозных псевдошпионов, как Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов и Л.П. Берия", - опасается обозреватель "Новой газеты". А по-моему, будет только правильно, если такая возможность осуществится. Ягода, Ежов и Берия - личности, конечно, одиозные (и это еще мягко сказано), но с юридической точки зрения имеет значение не это, а то, что они были репрессированы по сфальсифицированным обвинениям и по политическим мотивам. В конце концов, далеко не все жертвы советского террора были безгрешны (таких людей вообще мало). Виновны в тяжких преступлениях были не только руководители НКВД, но и, скажем, Зиновьев или Тухачевский - однако Сталин расправился с ними совсем не за это, и разве не следовало их реабилитировать?

Надо оговориться, что Ежов и Берия (а также, например, расстрелянный в 1954 году Абакумов) обвинялись не только в вымышленных злодеяниях, но и в реальных преступлениях - фальсификации уголовных дел против честных граждан, применении "незаконных методов следствия" и т.д. И тем не менее они подлежат реабилитации на том основании, что над ними не было настоящего суда - была квазиюридическая расправа. Организаторы и исполнители террора стали его жертвами, и это тоже историческая правда, которую надо признать и сделать из нее правовые выводы.

После крушения коммунистического режима в нашей стране была возможность решить эту проблему радикально – разорвать правовую преемственность с тоталитарным прошлым. Так это было сделано в ФРГ, где никому не приходит в голову заниматься индивидуальной реабилитацией жертв нацистской юстиции. Однако постсоветская российская власть при Ельцине, а потом при Путине пошла по другому пути. И коллизия между нравственным чувством и правовой необходимостью до сих пор остается неразрешенной.


Материалы по теме
27.07.2012 статья Владимир Абаринов: Генетическая травма →
29.11.2010 статья Борис Соколов: Дума покаянная →
18.07.2008 статья Борис Соколов: Телепомазание Романовых →
16.12.2005 статья Николай Руденский: Кровавая пуповина →
25.12.2000 статья Владимир Абаринов: Реабилитация Лубянки →
24.12.2000 статья Илья Мильштейн: Праведник больше не шпион →

Комментарии
3140

Ну а посмертно добавить к этому приговору кару за "превышение должностных полномочий" тоже нет никакой правовой возможности.
===============
Зато существует возможность посмертных приговоров для Магнитского и Александриной...
Одной рукой приговаривают, а другой - реабилитируют... а теперь посмотрим КОГО приговаривают, а КОГО реабилитируют...

User zvirblis_317, 17.07.2013 20:51 (#)
21611

++++++++++++

(комментарий удалён)
User nortrop14, 18.07.2013 12:03 (#)
3133

Они бы тебя, Тобаго, расстреляли за сам факт пользования империалистическим интернетом :)))

User leokadij [myopenid.com], 17.07.2013 19:58 (#)

Да... Далеко пойдет российская юстиция и примкнувший к ней Руденский!

User nortrop14, 18.07.2013 12:10 (#)
3133

и примкнувший к ней Руденский!

Дурак ты, Лео.

User sergij8, 18.07.2013 22:04 (#)

Вы правы - российская юстиция и примкнувшие к ней "обЬективисты" давно разминулись с Россией, подававшей хоть робкие признаки выздоровления

User leokadij [myopenid.com], 18.07.2013 22:38 (#)

Увы, увы...

8698

Руденский прав. Агранов был осужден за вымышленные, а не действительные преступления - пиши привет. Должен быть реабилитирован. А то, что мы кричим, его нельзя реабилитировать, он же палач, так это, увы, не по закону, а по понятиям.

User gedeke, 17.07.2013 21:46 (#)
3280

С каких пирогов реабилитировать-то? Заменить одни статьи на другие, переквалифицировать и оставить приговор в силе.

User leokadij5, 18.07.2013 12:45 (#)

Вот это правильно!

User leokadij [myopenid.com], 18.07.2013 21:32 (#)

Борис Эммануилович (Хайкин) пишет:
«…однажды, после очень интересного органного вечера А.Ф. Гедике, случилось так, что я из зала вышел вместе с Константином Николаевичем Игумновым. И вот что я от него услышал: „Иногда я ловлю себя на том, что сочинения Баха, исполненные на фортепиано в транскрипции Листа или Бузони, производят на меня большее впечатление, чем в оригинале на органе“».

И я сейчас же вспомнил устный рассказ Хайкина, который учился у Александра Федоровича Гедике. Как известно, в России прекратили производство водки в 1914 году, и возобновилось оно лишь в 1924-м. А поскольку в те времена пост Председателя Совета Народных Комиссаров занимал А. И. Рыков, то в народе водку сразу же стали называть «рыковкой». Так вот Хайкин рассказывал, что Александр Федорович иногда приглашал его к себе в гости и угощал настойкой, которую делал сам на основе покупной водки. И напиток этот назывался «Рыков — Гедике» — по аналогии с «Бах — Бузони».
Михаил Ардов (протоиерей)
Вокруг Ордынки Портреты. Новые главы
_http://lib.rus.ec/b/350247/read

User gedeke, 18.07.2013 21:57 (#)
3280

))))) Спасибо!
Эта традиция в семье сохранялось вплоть до постсоветских времён - года до 93-го. Настойки на смородиновых почках, клюкве и рябине. Две бутылки рябиновки, приготовленные мамой, ещё стоят, так и неупотреблённые.

User leokadij [myopenid.com], 18.07.2013 22:42 (#)

Рябиновку в молодости я потреблял покупную, на клюкве водку настаивал сам, а на смородиновых почках - только читал у классиков! Вероятно имеет оздоравливающее действие.
Будьте здоровы!

User oldfanat38, 17.07.2013 20:45 (#)

Его реабилитация не делает его невинным. Но осуждать его за его действительные преступления уже невозможно - он мертв. И не должна Фемида уподобляться чекистским преступникам, судившим покойных Магнитского и Александрину во имя ограждения от суда своих преступных соратников по банде.

User ommsi_666, 17.07.2013 21:05 (#)

Не совсем так. Нельзя судить посмертно. А осуждать - можно и нужно.

facebook.com Yury Ivanov [facebook.com], 17.07.2013 22:00 (#)
5714

Нынешняя российская власть не только не осуждает сталинские преступления времён "Большого террора", но совершенно цинично вдалбливает в головы людей (в том числе с помощью продажных учёных-историков и новых учебников по истории) понятие о необходимости проведения режимом Сталина репрессий против "врагов советского строя" в 30-х - 50-х годах прошлого века. Ничего удивительного: у чекистов, управляющих Россией сегодня, своя "историческая правда".

User gedeke, 17.07.2013 22:12 (#)
3280

"При тирании даже справедливое возмездие носит характер вопиющего беззакония". (с)

, 17.07.2013 23:53 (#)
94

Респект!

User andrey_62, 18.07.2013 00:56 (#)
3180

Тупик-с. Единственно - открыть новое дело за действительные преступления. И сразу закрыть - с четкой формулировкой - "за давностью и всвязи со смертью". Для обеспечения НЕВОЗМОЖНОСТИ реабилитации...

User fireman12, 18.07.2013 09:34 (#)
11167

:))

User sinichka, 19.07.2013 07:11 (#)

Согласна, что они должны быть осуждены за то, что совершали, а не по надуманным обвинениям. Вот только мне кажется, что подобные реабилитации делаются не спроста. Возможно там имеются материальные интересы родственников?

21790

У меня вопрос. Он перед казнью признал свою вину? Если признал, то можно подозревать, что преступления свои искупил в этой жизни, хотя бы частично.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: