Химический карандаш и коктейль Молотова
События на Манежной как культурный процесс
Когда после митинга на Пушкинской Медведев повелел прекратить строительство трассы Москва-Петербург, многие говорили об этом как о победе гражданского общества. Искренне или нет - строго говоря, не имеет значения. Важно, что именно на такое восприятие и рассчитывали те мастера пиар-многоходовок, которые уже многие годы втягивают всю страну в свои игры.
Теперь выяснилось, что приказ приостановить строительство в Химках был написан простым карандашиком, а вот решение о его возобновлении, высказанное опять же в «интеллигентном» (если вообще такой эпитет уместен, когда речь идет о бывшем военном начальнике Сергее Иванове) тоне, с оговорочками и переговорчиками, зафиксировано на свитке истории уже карандашом химическим – хрен сотрешь.
Да и стирать уже особо некому – трудно предположить, что наше расслабившееся после «победы» на Пушкинской общество способно еще раз вдохнуть да и выйти туда же числом 5 тысяч человек. В таком и даже в большом количестве у нас сейчас появляются на улицах только футбольные фанаты, а не анемичный средний класс.
Кстати, фанатский фон тоже как нельзя более удачен для строителей трассы (читай губителей леса). Средний класс испугался, милиция напряглась, и в воздухе даже ощущается некоторое, вызванное аффектом сочувствие со стороны «простых граждан» к стражам порядка. Оно и понятно: разъяренные парни в шерстяных масках в массовых количествах на улицах Москвы куда менее привычные зрелище, чем те же (ну или почти те же) парни в омоновских скафандрах.
Впрочем, и фанаты тоже вызывают сочувствие у многих. И не только у таких же, как они: агрессивных и вечно пубертатных наших согражданах. Тут и вполне нормальные взрослые люди, вообще-то не склонные оправдывать насилие и ксенофобию. Но в публичных заявлениях они не осуждают действия собравшихся на Манежной прямо и однозначно: это осуждение либо сопровождается многочисленными оговорками, либо само становится оговоркой. В чем же тут дело? Все очень понятно, если взглянуть на дело с культурологической позиции. В нашей стране своеобразного постмодернизма (кстати, кто это первый сказал?) современный мировой тренд к новой искренности буксует на каждой горке, не говоря уже о искусственно созданных рукой нового кремлевского горца пробках. Но, несмотря на эти внешние препятствия, логика развития культуры неумолима даже в разваливающихся империях, судорожно цепляющихся за старые парадигмы (в случае с Россией нулевых такой парадигмой стал постмодернизм – не путать с постмодерном). Только траектория появления новых культурных парадигм в империи будет не такой, как в условной Швеции, - плавной и безболезненной, воплощенной в концепцию нового гуманизма. В России все надо мерить в тротиловом эквиваленте. Однако люди, не чуждые культуре, увидели в событиях на Манежной именно эту, прорвавшуюся сквозь все пробки и оказавшуюся после многолетнего удержания в ней взрывоопасных газов вовсе не шампанским жидкость, замешенную на новой искренности. Коктейль Молотова? Да, но гораздо более актуальный (без всякой положительной коннотации) по составу.
Даже если, как утверждают некоторые испугавшиеся, за всем этим бесчинством стоят «Наши», «Единая Россия» или ФСБ, роли это по большому счету не играет. Нынешний променад около Кремля вовсе не похож на массовые экскурсии свезенных за шоколадку со всех весей пэтэушников, которые проходили в рамках концепции постмодернизма. Нынешнюю толпу легко спровоцировать, но ею трудно управлять через мегафон.
Трудно ее и разводить с помощью стандартных двухходовок, как это было сделано с защитниками леса и как теперь пытаются повторить с помощью заявлений о страшной активности в поисках убийц футбольного фаната. Хотя поживем – увидим. Ведь даже фанаты - жертвы постмодернистического воспитания, и возможно, что и этот раунд будет за преуспевшими в этом деле тотальной игры профессионалами.
Но кто в итоге победит в этой игре, теряющей на глазах свои игровые признаки, важно для истории. Нам, не готовым выступать ни за одну из сторон, не будет комфортно ни при каком раскладе. Что делать? И дальше гнуть свою линию: между искренностью и тоталитарной игрой выбирать искренность, но в цивилизованной форме нового гуманизма? Ну, а что еще?
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: