Власть от Аллаха
Однажды, еще в начале второй чеченской войны, я услышал из уст одного из представителей Аслана Масхадова такое полушутливое замечание: "Напрасно нас обвиняют в неспособности к государственному строительству. У нас не слабое, а как раз самое сильное государство - Россия его никак не может разрушить уже на протяжении десяти лет".
События, последовавшие за гибелью Масхадова, показали, как энергично сепаратисты цепляются за остатки своих государственных атрибутов. Казалось, что после смерти законно избранного президента Ичкерии у них уже не осталось легитимных лидеров. Но тут же выяснилось, что еще есть шариатский суд, а его председатель в соответствии с решением, принятым еще три года назад, должен занять президентский пост.
В то время как сепаратисты пытались сохранить свои институты, федералы планомерно стремились их разрушать. Это была одна из задач, поставленная руководством России перед силовым структурами в начале второй компании. В 2000 году в интервью одной из газет представитель ГРУ кратко охарактеризовал эту задачу так: "уничтожение в Чечне членов военной и гражданской дудаевской (еще по терминологии первой войны. - И.С.) администрации". На практике это были ночные рейды людей в масках на БТР по домам тех, кто когда-то работал во властных структурах при Дудаеве или Масхадове. В последующем эти люди бесследно исчезали. Так случилось, например, с председателем ичкерийского парламента Русланом Алихаджиевым. До сих пор неясна ситуация с вице-президентом Вахой Арсановым. Пропали десятки рядовых сотрудников госаппарата. Некоторые из прошедших "фильтрацию" перешли на работу в пророссийское структуры Чеченской Республики.
В 1996 году, когда был убит первый президент Чечни Джохар Дудаев, в Кремле праздновали победу. Все сходились во мнении, что боевики начнут грызться друг с другом за власть. Но прошло менее суток с момента гибели Дудаева - и новым президентом был объявлен Зелимхан Яндарбиев. Российские власти сразу же запустили "дезу" о том, что Яндарбиев убит в перестрелке с соперниками в борьбе за власть. Боевики ответили пресс-конференцией "убитого". Чуть позже Яндарбиев окажется в Кремле и будет вести там прямые переговоры с Ельциным.
На этот раз в Кремле тоже надеялись, что после гибели Масхадова в стане врага начнется грызня. И сейчас, как и тогда, делалось все, чтобы она началась. Помощник Владимира Путина Асламбек Аслаханов созвал специальную пресс-конференцию, где начал откровенно "пиарить" полевого командира Доку Умарова, настоятельно рекомендуя его противоборствующей стороне в качестве нового лидера. Аслаханов рассказал журналистам, что Умаров, по его мнению, более активен и влиятелен, чем Басаев, не забыв добавить, что "закулисная драчка за место Масхадова обязательно будет".
Так же, как и в 1996 году, власти в Москве не ожидали, что боевики уже заранее подготовились к возможной гибели Масхадова. Так на сцену вышел мало кому известный Абдул-Халим Садулаев. Между ним и Зелимханом Яндарбиевым есть определенное сходство: Яндарбиев был сепаратистским идеологом, интеллектуалом, а не военным - и Абдул-Халима, никогда ни в кого не стрелявшего, тоже можно назвать идеологом. Но теперь это уже идеология не светского, а религиозного сепаратизма. Немногие интервью Абдул-Халима переполнены цитатами из Корана и упоминанием Аллаха.
Абдул-Халим начинал свою карьеру в межвоенный период, когда в республике набирали силу ваххабитcкие джамааты. Видимо, получив исламское образование, он стал авторитетом среди боевиков из отрядов полевых командиров Бараева, Ахмадова и др., выступавших за полную замену светских государственных структур религиозными.
Второй этап в карьере Абдул-Халима наступил в 2002 году, когда боевики снова объединились вокруг Масхадова. Масхадову, как и Басаеву, Абдул-Халим нужен был как человек способный подтверждать правильность тех или иных решений с помощью цитат из Корана.
И вот сейчас Абдул-Халим, никогда не имевший у себя за спиной ни одного вооруженного бойца, возглавил сопротивление. Оказалось, что для боевиков религиозный авторитет имеет не меньшее значение, чем военный.
Однако в условиях войны Халим, подобно своему предшественнику и земляку Яндарбиеву (оба они родом из села Старые Атаги), вряд ли станет единовластным лидером. Когда в августе 1996 года боевики вошли в Грозный и федералы вынуждены были пойти на переговоры, со стороны сепаратистов их вел тот, кто обладал в этот момент реальной властью: начальник штаба Аслан Масхадов. Именно он, а не Яндарбиев подписывал Хасавюртовские соглашения. Сейчас же военная власть находится в руках "военного амира Шамиля Абу-Идриса", и всем хорошо известно, что за чеченец скрывается под этим замысловатым именем.
Справка
Абдул-Халим Садулаев
Абдул-Халим Сайдуллаев родился в 1967 г. в г. Аргуне Шалинского района Чечено-Ингушской АССР (вместе с тем, некоторые СМИ в качестве места рождения Сайдуллаева указывают Саудовскую Аравию).
Вначале получил домашнее религиозное образование, а затем учился на филологическом факультете Грозненского государственного университета (который, впрочем, так и не был им окончен).
Сайдуллаев принимал участие в боевых действиях во время так называемых первой и второй чеченских кампаний, а в конце 1990-х гг. занял должности главы аргунского джамаата и имама аргунской мечети. Поддерживал тесные отношения с ключевыми фигурами сепаратистов, в частности, Шамилем Басаевым, Мовлади Удуговым и Шамсудином Батукаевым. Являясь активным сторонником идей "джихада против неверных" и создания независимого исламского государства на территории Северного Кавказа, выдавал фетвы (духовные послания), оправдывавшие совершение боевиками террористических актов.
В 1999 г. Сайдуллаев стал членом государственной комиссии Чеченской Республики Ичкерия по конституционной шариатской реформе.
В 2002 г. занял должности председателя шариатского комитета государственного комитета обороны и главы высшего шариатского суда самопровозглашенной республики. В середине того же года утвержден преемником Аслана Масхадова на посту президента республики.
В марте 2005 г. был назван официальным преемником Масхадова, уничтоженного федеральными силами в селении Толстой-Юрт в ходе специальной операции. В июне того же года Сайдуллаев назначил Доку Умарова вице-президентом, а в августе сформировал новое правительство с Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым в качестве первого вице-премьера и министра информации и печати соответственно.
В феврале 2006 г. Сайдуллаевым была проведена реорганизация правительства Чеченской Республики Ичкерия, в ходе которой своих постов лишились некоторые из должностных лиц, находившихся в эмиграции (в частности, Ахмед Закаев и Мовлади Удугов). В мае 2006 г. назначил Ахмеда Закаева министром иностранных дел Чеченской Республики Ичкерия.
РИА "Новости", 17.07.2006 г.
Дословно
Абдул-Халим
Наши враги получают задание из Кремля убивать наших родных. Они похожи на животных и не думают о соответственном мщении. Но мы следуем не их примеру, а завету Аллаха. Этих лицемеров мы уберем, а их братья и сестры будут, если захочет Аллах, нам помощниками в общем деле, на пути Аллаха. Есть их родные, которые не могут остановить предателей и лицемеров, есть те, которые позарились на их деньги. "Нам же надо на что-то жить", - говорят они. Но какое это богопротивное дело - зарабатывать, убивая мусульман. Если по-другому невозможно, умри с голоду, но не убивай мусульман. К тому же наша республика богатая, здесь с голоду трудно умереть.
Когда говорят об Америке, их хватает лихорадка. У них много силы, победа их не удивительна. А мы, моджахеды, кажемся им легкой добычей.
Хуже Кадырова не был никто. ... Про покойного обычно не говорят плохо, но это верно, если умерший не враг Аллаха, а перебивающийся на куске хлеба бедняк.
Кадыров был человек без Бога и Родины, ставший марионеточным "президентом" на крови и костях своего народа... Подобного выродка не видывал свет.
Подобно Алханову, которого привел Путин, Аллах дал нам узнать всю грязь Кадырова.
"Кавказ-Центр", 02.08.2004
Анзор Масхадов
Я продолжу работу моего отца. Я сейчас нахожусь в контакте с его помощниками, живущими за рубежом.
Reuters, 09.03.2005
Статьи по теме
Власть от Аллаха
После известия о смерти Аслана Масхадова многие прочили на пост президента Ичкерии кого-то из влиятельных полевых командиров - Шамиля Басаева или Доку Умарова. Однако преемником погибшего лидера сепаратистов стал председатель шариатского суда Абдул-Халим Садулаев, который никогда не был воином, но пользуется авторитетом как религиозный идеолог. Впрочем, вряд ли Садулаев будет обладать безусловным контролем над всеми группами боевиков.
"Я воевал с Россией, но никогда не терял достоинства"
Масхадов мог служить лишь символом чеченского сопротивления – равно безнадежного и для чеченцев, и для завязшей в войне России. Впрочем, он по-прежнему был опасен для Кремля – хотя бы своими человеческими качествами на фоне Путина и Басаева.
От контртеррора до террора один шаг
Международный скандал вокруг судьбы пропавших родственников Аслана Масхадова, несмотря на все усилия Кремля, все-таки разгорелся. Руководители российских силовых структур в Чечне вынуждены признать, что федералы в мятежной республике сами занимаются террором, похищая мирных граждан. Между тем, по мнению обозревателя Граней.Ру, похищение масхадовских родственников связано с ожесточенной борьбой между амбициозным вице-премьером Чечни Рамзаном Кадыровым и президентом ЧР Алу Алхановым.
Россия, Чечнею умытая
11 декабря 1994 года федеральные войска перешли границу Чечни. Началась война, с которой России предстояло войти в третье тысячелетие и которая продлится еще неизвестно сколько лет. Перспектива окончания кровопролития в мятежной республике не зависит от хода боевых действий и вообще от того, что творится в самой Чечне. Надо ждать окончания нынешнего цикла российской истории, в которой империя неуклонно воспроизводит сама себя.
На последнем дыхании мира
Десять лет назад, в начале декабря 1994 года, президент Чечни Джохар Дудаев принимал у себя группу депутатов во главе с Сергеем Юшенковым. Это была первая и последняя попытка под нависшим над республикой мечом договориться о мире, о взаимопонимании. Стороны поняли друг друга. Но была еще и третья сторона. И меч опустился. О той выполненной, но оказавшейся ненужной Москве миссии вспоминает очевидец событий - обозреватель "Граней", капитан 1 ранга запаса Владимир Ермолин.
Ослы от Минобороны
Министр обороны Сергей Иванов опрокинул на население очередную порцию оптимизма: "Процесс урегулирования в Чечне проходит в благоприятном ключе". Военных обрадовал особо: к ним в помощь Минобороны посылает 150 ослов. Для перевозки грузов в горах. Однако есть подозрение, что ослам в Чечне федералы не очень обрадуются.
Как и десять лет назад, из Чечни продолжают поступать боевые сводки и "груз 200". О сегодняшней ситуации в республике пишет обозреватель "Граней" Иван Свенцицкий.
Портфель заказов на Масхадова
Устоявшийся бизнес на Чечне ненавидит Масхадова не менее, чем генералы. И ненависть эта настолько "высокопоставленная", что выжить ичкерийскому президенту очень нелегко. Масхадов заказан. И не только Путиным.
Масхадову предложено сыграть Кейтеля
Процесс уже пошел. Российский омбудсмен Олег Миронов на днях порассуждал о пользе переговоров с Масхадовым. Он же обрисовал и роль, которую Москва отводит строптивому полковнику советской армии: "Масхадов уже готов повторить подвиг Шамиля, который после 30-летней войны с Россией пошел на почетный плен в интересах собственного народа". Что-то среднее среднее между Шамилем и Кейтелем - подписал капитуляцию и шагнул в небытие.
Масхадов: "Война закончится переговорами с Масхадовым"
Эксклюзивное интервью Аслана Масхадова Граням.Ру