От контртеррора до террора один шаг
История с похищением родственников президента Ичкерии Аслана Масхадова продолжает набирать обороты. Как известно из показаний очевидцев, в частности, Кайпы Масхадовой, супруги родного брата президента ЧРИ, всего было задержано восемь человек. По словам Кайпы, у нее нет сомнений, что всех их похитили бойцы из отряда Рамзана Кадырова.
Вопрос о судьбе родственников сепаратистского лидера боевиков поднимался и ичкерийскими представителями в Европе. Однако российские власти обратили на это внимание лишь после того, как эта тема прозвучала в Европарламенте. Силовикам в Чечне поневоле пришлось признать факт похищения и ответственность за него не только кадыровцев, но и федералов. Было возбуждено восемь уголовных дел (по одному на каждого из похищенных) - видимо, с целью закрыть глаза на очевидную связь событий и переложить ответственность на конкретных исполнителей. Руководитель РОШа генерал-лейтенант Аркадий Еделев уже заявил, что к похищениям граждан в Чечне причастны и представители федеральных сил, давая понять, что само командование к исчезновению людей не имеет никакого отношения.
Будем надеяться, что эта скандальная история завершится благополучно для тех, кого фактически взяли в заложники. Между тем интересно, с какой с какой целью была задумана и проведена эта операция - скорее террористическая, чем контртеррористическая.
Масхадовских родственников, а также родичей полевых командиров Шамиля Басаева и Доку Умарова уже захватывали в начале сентября прошлого года, во время теракта в Беслане. И хотя тогда они были освобождены, Рамзан Кадыров заявил, что разберется с лидерами боевиков "по законам гор". Возможно, именно тогда он и запланировал повторный захват. Рамзана поддержал генпрокурор Устинов, выступивший с идеей "контрзахвата" родных и близких террористов. А чуть позже восемь родственников Масхадова исчезли.
Скорее всего, российские власти пошли на такой крайний, можно сказать, отчаянный шаг из-за неудач с розыском Масхадова и Басаева.
Весь прошлый год поймать Масхадова и Басаева клялся командир спецбатальона "Восток" военной комендатуры Сулим Ямадаев. Однако его многочисленные хвастливые заявления, растиражированные СМИ, так и остались лишь заявлениями. Более того, в прошлом году на самого Ямадаева было совершено несколько покушений и он лишь чудом избежал гибели. После убийства Ахмада Кадырова не оправдавший надежд Ямадаев окончательно впал в немилость у начальства. В отместку он дал интервью "Московскому комсомольцу", где в пух и прах разнес все мифы насчет стабилизации обстановки в Чечне. Ямадаев фактически признал, что пророссийская власть в республике держится исключительно на российских же штыках, заявив, что если федералы уйдут, то всем, кто с ними сотрудничал, придется худо.
Далее эстафета по поимке ичкерийских руководителей перешла к Рамзану Кадырову. Однако его успехи на этом поприще также оказались более чем скромными. Рамзан не только не смог близко подойти к Масхадову, но даже не справился с личной масхадовской гвардией во главе с ее командиром Ахмедом Авдорхановым. Осенью прошлого года Авдорханов cначала провел наступательную операцию против кадыровцев в Курчалоевском районе, а потом, когда Рамзан Кадыров повел своих людей в погоню за Авдорхановым в Ножай-Юртовской район, тот снова ударил по ним, но уже из засады. В тех боях Рамзан потерял много людей, в том числе одного из своих ближайших помощников Рамзана Юнусова.
Похищение родственников Масхадова, по-видимому, стало последней попыткой Рамзана Кадырова решить проблему ичкерийского лидера. Дело в том, что преемник его отца, промосковский президент Чечни Алу Алханов стал все более определенно намекать Кремлю, что Рамзан с задачей не справится. При этом Алханов заявлял, что Масхадова и Басаева поймают скоро и неожиданно, давая понять, что это возможно при том условии, если все республиканские силовые структуры будут под его контролем. В центре сигнал приняли, и 28 января было торжественно объявлено о создании в Чечне службы безопасности, подчиняющейся лично Алханову.
Это событие вывело Рамзана Кадырова из себя, так как означало начало конца кадыровской эпохи. Было очевидно, что запущен процесс переподчинения кадыровских отрядов Алу Алханову. В ответ Рамзан выступил по местному телевидению и подверг резкой критике чеченское МВД, объявив, что все милиционеры сотрудничают с боевиками. Особо он остановился на Веденском районе, где, по его словам, моджахеды живут в селах, а главы администраций и начальники милиции платят им дань. Сразу после этого заявления в райцентре Ведено был размещен крупный отряд кадыровцев, приступивший к "зачисткам" села. При этом, по данным Общества российско-чеченской дружбы, упор делается на родственников Шамиля Басаева. Так, была задержана дальняя родственица Басаева, а при задержании избит ее пятилетний сын. Одновременно Рамзан сменил начальника РОВД и заявил, что "восстановит власть" в районе.
То рвение, c которым Рамзан и его подчиненные орудуют в Веденском районе, скорее всего говорит о том, что молодой Кадыров изо всех сил пытается продемонстрировать Москве, что списывать его со счетов рано, что он все еще силен и способен если не достать Басаева, то хотя бы сдерживать боевиков, наводить порядок даже в тех местах, на которые сами федералы уже давно махнули рукой. Однако то, что не удалось за пять лет, вряд ли получится сейчас. В результате авторитет Рамзана в глазах Кремля может упасть еще ниже. Надеяться же на то, что Басаев сдастся в обмен на свободу для своих дальних родственников, было бы совсем наивно.
Тем временем Алханов приступил к формированию своей маленькой армии, в которую, как планируется, войдут лишь проверенные годами милицейские кадры (напомним, что нынешний президент ЧР ранее возглавлял республиканское МВД). При этом Алханов при покровительстве Кремля явно стремится сконцентрировать всю власть в своих руках, и история с родственниками Масхадова, ответственность за которую вполне могут свалить на Рамзана, может весьма пригодиться, чтобы подорвать позиции Кадырова-младшего.
Дословно
Фазиль Искандер (р. 1929)
- Товарищ Сталин, что делать с этим Цулукидзе? - спросил Берия, внимательно прислушивавшийся к словам Сталина. Он давно хотел спросить об этом и решил, что сейчас самое подходящее время...
- У него, по-моему, был брат, - сказал Сталин, - интересно, где он сейчас?
- Жив, товарищ Сталин, - сказал Берия, покрываясь холодным потом, - работает в Батуме директором лимонадного завода...
- Как работает? - спросил Сталин строго.
- Хорошо, - сказал Берия твердо, показывая, что свою неприязнь к болтуну никак не распространяет на его родственников, а знание деловых качеств директора лимонадного завода - простое следствие знания кадров со стороны партийного руководителя.
- Пусть этот болтун, - ткнул Сталин трубкой в невидимого болтуна, - всю жизнь жалеет, что загубил брата.
- Гениально! - воскликнул Берия.
- У вас на Кавказе еще слишком сильны родственные связи, - объяснил Сталин ход своей мысли, - пусть другим болтунам послужит уроком диалектика наказания.
'Сандро из Чегема'
Статьи по теме
От контртеррора до террора один шаг
Международный скандал вокруг судьбы пропавших родственников Аслана Масхадова, несмотря на все усилия Кремля, все-таки разгорелся. Руководители российских силовых структур в Чечне вынуждены признать, что федералы в мятежной республике сами занимаются террором, похищая мирных граждан. Между тем, по мнению обозревателя Граней.Ру, похищение масхадовских родственников связано с ожесточенной борьбой между амбициозным вице-премьером Чечни Рамзаном Кадыровым и президентом ЧР Алу Алхановым.