Фильм о взрывах домов в Москве награжден на фестивале в Копенгагене
Жюри крупнейшего в Европе фестиваля документальных фильмов Cph:dox отметило фильм российского режиссера Андрея Некрасова "Недоверие" специальным призом Amnesty.
В фильме рассказывается о судьбе сестер Татьяны и Елены Морозовых, чья мать погибла при взрыве дома на улице Гурьянова (теперь они живут в США). Столкнувшись с нежеланием российских властей провести расследование трагедии, сестры пытаются самостоятельно выяснить правду о кровопролитных терактах, сыгравших зловещую роль в развязывании второй чеченской войны и наложивших глубокий отпечаток на политическую историю России.
Съемки фильма проводились в Москве и на Урале, а также в Милуоки, Денвере, Вашингтоне, Лондоне. В картине использованы архивные кино- и видеоматериалы, частные видеозаписи.
"Более 40% россиян уверены в том, что в терактах в Москве замешаны власти, - говорит режиссер Некрасов. - Я пытаюсь понять, какие чувства должны испытывать выжившие и родственники погибших, подозревая в терактах собственное правительство. Также я знаю, что большинство выживших в Москве боятся говорить о своих подозрениях. Вскоре я узнал о двух сестрах, проживающих в США, которые потеряли в этих терактах мать. Работа над фильмом была ошеломляющей".
Премьера фильма состоялась на кинофестивале Sundance в США в начале 2004 года.
Входящие в состав жюри копенгагенского кинофестиваля ведущие документалисты мира, наградившие фильм Андрея Некрасова, так сформулировали свое решение: "Жюри "Амнести" от всего сердца отдает специальный приз Андрею Некрасову за фильм "Недоверие". Вы внесли этим фильмом выдающийся вклад в дело борьбы за открытость и правду в российском обществе, которые в условиях войны в России отступают на уровень авторитарного прошлого".
Дословно
Андрей Некрасов
Я снимал большой фильм "Недоверие", а Михаил Трепашкин был адвокатом одной из моих героинь. Мы с ним вели длинные беседы, и многое было снято на пленку. Он мне показался человеком очень интересным, самобытным и очень осведомленным в истории правоохранительных органов. Он очень серьезно занимался и вопросами взрывов. У него было огромное количество материалов на эту тему. И хотя у него был конфискован компьютер с этими материалами за несколько месяцев до нашего интервью, многое он помнил.
Снимал я его совершенно спокойно, нам никто не мешал. Однако тогда он, видимо, чувствовал уже, что скоро его арестуют. Я узнал об аресте в монтажной.
Парадоксально не то, что в России есть шпиономания. Я работал в Англии – там тоже с этим все в порядке. Но там, если что-то подобное происходит, то дается полная информация на первых полосах газет. Это не только не заминается, а наоборот - педалируется. У нас же было всего несколько строк на последних полосах. И вот я только с помощью слухов узнаю, что сначала человек задержан за якобы найденный у него в машине пистолет, а затем ему предъявлено старое обвинение в разглашении гостайны.
У нас каким-то таинственным образом исчезла кассета в Москве во время премьеры фильма "Недоверие" 1 марта. Причем исчезла только эта кассета, а не деньги или что-нибудь еще. Я спиной чувствую интерес именно к этому делу. Государство усиленно его засекречивает.
Я очень быстро смонтировал эту короткометражку. Я очень симпатизирую супруге Михаила Ивановича. Я имею право на личное мнение. Мне как кинематографисту, журналисту, нужно четко объяснить людям, в чем Трепашкин обвиняется.
Главная идея Михаила в том, что он знал человека, который по многим признакам походил на того, кто снимал подвальное помещение на улице Гурьянова, и который совсем не похож на фоторобот, впоследствии опубликованный ФСБ. Это – версия, которую нужно рассматривать и расследовать. И в фильме ничего больше не говорится. Фильм производит скорее эмоциональное впечатление.
"Недоверие" пойдет по всему миру. Его купили в Америке, он будет показан на фестивале "Международной Амнистии" в Голландии, на других фестивалях... Я бы хотел, чтобы "Недоверие" показали в России. Но наше телевидение сейчас, конечно, не пойдет на показ картины. У нас только два выхода: телевидение и кинотеатры. А копии для кинотеатров делать очень дорого. Наша работа – массовое производство, а нам приходится тыкаться по углам. Это печально, конечно.
Грани.Ру, 11.03.2004
Статьи по теме
Вотум "Недоверия" на российских экранах
Четыре с половиной года назад слово "терроризм" из книг и учебников истории перекочевало на экраны телевизоров и страницы газет. В пятницу до Москвы доехал еще один фильм о событиях сентября 99-го - "Недоверие" режиссера Андрея Некрасова. Показать такой фильм в России, по словам самого режиссера, "просто": его нужно снять для западного зрителя.