В Амстердаме покажут фильм о взрывах домов в Москве
В субботу в Амстердаме состоялась западноевропейская премьера документального фильма режиссера Андрея Некрасова "Недоверие" о взрывах жилых домов в сентябре 1999 г. Как говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Граней.Ру, показ "Недоверия" состоялся в рамках 6-го ежегодного кинофестиваля Международной Амнистии .
Во время взрыва на ул. Гурьянова в Москве две сестры, Татьяна и Алена Морозовы, потеряли мать. Позже сестры уехали в Америку, и, узнав о возможной причастности российских властей ко взрывам, решили провести собственное расследование в сопровождении съемочной группы. Морозовы встретились с бывшими соседями по дому, с оставшимися в России родственниками, со следователем, ведущим дело о взрывах, с кавказцем, попавшим под подозрение (по его словам, признания от него добились с помощью пыток). Кроме того, часть фильма посвящена адвокату Михаилу Трепашкину, который по поручению сестер начал независимое расследование и в конце концов попал в тюрьму.
Фильм был впервые показан в январе на кинофестивале "Сандэнс" в США, где получил высокую оценку критиков.
Дословно
Елена Морозова
Я решила принять участие в этом фильме для того, чтобы российские граждане в первую очередь увидели, через что я прошла, и поделиться своими впечатлениями. Я была потрясена тем, что я сегодня увидела (на премьере фильма "Недоверие" на фестивале "Сандэнс". - Ред.), и была удивлена, что не только люди, которые заинтересованы в российских проблемах, слушали и плакали. Может быть, люди задумаются и посмотрят на жизнь другими глазами.
"Эхо Москвы", 16.01.2004
Андрей Некрасов
Я снимал большой фильм "Недоверие", а Михаил Трепашкин был адвокатом одной из моих героинь. Мы с ним вели длинные беседы, и многое было снято на пленку. Он мне показался человеком очень интересным, самобытным и очень осведомленным в истории правоохранительных органов. Он очень серьезно занимался и вопросами взрывов. У него было огромное количество материалов на эту тему. И хотя у него был конфискован компьютер с этими материалами за несколько месяцев до нашего интервью, многое он помнил.
Снимал я его совершенно спокойно, нам никто не мешал. Однако тогда он, видимо, чувствовал уже, что скоро его арестуют. Я узнал об аресте в монтажной.
Парадоксально не то, что в России есть шпиономания. Я работал в Англии – там тоже с этим все в порядке. Но там, если что-то подобное происходит, то дается полная информация на первых полосах газет. Это не только не заминается, а наоборот - педалируется. У нас же было всего несколько строк на последних полосах. И вот я только с помощью слухов узнаю, что сначала человек задержан за якобы найденный у него в машине пистолет, а затем ему предъявлено старое обвинение в разглашении гостайны.
У нас каким-то таинственным образом исчезла кассета в Москве во время премьеры фильма "Недоверие" 1 марта. Причем исчезла только эта кассета, а не деньги или что-нибудь еще. Я спиной чувствую интерес именно к этому делу. Государство усиленно его засекречивает.
Я очень быстро смонтировал эту короткометражку. Я очень симпатизирую супруге Михаила Ивановича. Я имею право на личное мнение. Мне как кинематографисту, журналисту, нужно четко объяснить людям, в чем Трепашкин обвиняется.
Главная идея Михаила в том, что он знал человека, который по многим признакам походил на того, кто снимал подвальное помещение на улице Гурьянова, и который совсем не похож на фоторобот, впоследствии опубликованный ФСБ. Это – версия, которую нужно рассматривать и расследовать. И в фильме ничего больше не говорится. Фильм производит скорее эмоциональное впечатление.
"Недоверие" пойдет по всему миру. Его купили в Америке, он будет показан на фестивале "Международной Амнистии" в Голландии, на других фестивалях... Я бы хотел, чтобы "Недоверие" показали в России. Но наше телевидение сейчас, конечно, не пойдет на показ картины. У нас только два выхода: телевидение и кинотеатры. А копии для кинотеатров делать очень дорого. Наша работа – массовое производство, а нам приходится тыкаться по углам. Это печально, конечно.
Грани.Ру, 11.03.2004
Статьи по теме
Вотум "Недоверия" на российских экранах
Четыре с половиной года назад слово "терроризм" из книг и учебников истории перекочевало на экраны телевизоров и страницы газет. В пятницу до Москвы доехал еще один фильм о событиях сентября 99-го - "Недоверие" режиссера Андрея Некрасова. Показать такой фильм в России, по словам самого режиссера, "просто": его нужно снять для западного зрителя.