"Недоверие" не пустили на американские экраны
Фильм Андрея Некрасова "Недоверие" неожиданно исключен из программы Чикагского фестиваля документальных фильмов. Как стало известно Граням.Ру, объявленный на воскресенье конкурсный показ "Недоверия" отменен без объяснения причин, по всей видимости, в связи с тем, что политически острая тема фильма вызвала недовольство российской делегации.
В фильме рассматривается теория, что взрывы жилых домов в Москве в сентябре 1999 года были организованы спецслужбами с целью поднять рейтинг Владимира Путина в преддверии выборов 2000 года.
Организаторы фестиваля Рэй Приветт и Кристофер Камышев сообщили Андрею Некрасову о решении отменить показ фильма по электронной почте 1 апреля, ссылаясь на "трудности и отсутствие взаимопонимания всех сторон". Одновременнно все упоминания о фильме исчезли из программы фестиваля в Интернете. Конкурсный показ фильма был назначен на 4 апреля.
Российскую делегацию на фестивале возглавляет руководитель Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Валерий Тельнов, который является одним из четырeх членов жюри и привез на фестиваль 12 собственных фильмов для внеконкурсного показа. "Недоверие" был единственным российским фильмом, отобранным на конкурс.
В фильме история взрывов жилых домов показана глазами двух сестер, Татьяны и Алены Морозовых, которые потеряли мать в доме на улице Гурьянова. Уехав в Америку, они узнают о возможной причастности российских спецслужб к этим терактам и начинают собственное расследование. Татьяна в сопровождении съемочной группы едет в Россию. В ходе своего расследования она встречается с бывшими соседями по дому, с оставшимися в России родственниками, со следователем, ведущим дело о взрывах, а также с адвокатом Михаилом Трепашкиным, который по ее поручению начинает расследование и в конце концов попадает в тюрьму по ложному обвинению.
Татьяна Морозова сказала, что была в шоке, узнав об отмене просмотра. "Я собиралась поехать в Чикаго из Милуоки с мужем. Он снимался в фильме, как и вся наша семья в России. Я могла ожидать чего угодно, но только не запрета фильма в Чикаго", - заявила она.
Глава Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб, который собирался присутствовать на просмотре, заявил: "У меня не укладывается в голове, что американский фестиваль пошел на акт политической цензуры, чтобы угодить российским представителям, но увы, я не вижу иного объяснения".
Фильм был впервые показан в январе на кинофестивале "Сандэнс" в США, где получил высокую оценку критиков.
Дословно
Андрей Некрасов
Организаторы фестиваля не объяснили мне причин своего решения. Я должен был вылететь отсюда в Чикаго с пленкой "Недоверия", чтобы успеть к сегодняшнему показу и вдруг - такой сюрприз. Сначала я даже подумал, что это первоапрельская шутка. Вчера я дозвонился до г-на Приветта, но мне не удалось его переубедить. Однако он не смог дать каких-либо вразумительных объяснений. Возможно это связано с внушительным присутсвием на фестивале российского официоза, который мог быть раздражен тематикой фильма.
Грани.Ру, 04.04.2004
Елена Морозова
Я решила принять участие в этом фильме для того, чтобы российские граждане в первую очередь увидели, через что я прошла, и поделиться своими впечатлениями. Я была потрясена тем, что я сегодня увидела (на премьере фильма "Недоверие" на фестивале "Сандэнс". - Ред.), и была удивлена, что не только люди, которые заинтересованы в российских проблемах, слушали и плакали. Может быть, люди задумаются и посмотрят на жизнь другими глазами.
"Эхо Москвы", 16.01.2004
Андрей Некрасов
Я снимал большой фильм "Недоверие", а Михаил Трепашкин был адвокатом одной из моих героинь. Мы с ним вели длинные беседы, и многое было снято на пленку. Он мне показался человеком очень интересным, самобытным и очень осведомленным в истории правоохранительных органов. Он очень серьезно занимался и вопросами взрывов. У него было огромное количество материалов на эту тему. И хотя у него был конфискован компьютер с этими материалами за несколько месяцев до нашего интервью, многое он помнил.
Снимал я его совершенно спокойно, нам никто не мешал. Однако тогда он, видимо, чувствовал уже, что скоро его арестуют. Я узнал об аресте в монтажной.
Парадоксально не то, что в России есть шпиономания. Я работал в Англии – там тоже с этим все в порядке. Но там, если что-то подобное происходит, то дается полная информация на первых полосах газет. Это не только не заминается, а наоборот - педалируется. У нас же было всего несколько строк на последних полосах. И вот я только с помощью слухов узнаю, что сначала человек задержан за якобы найденный у него в машине пистолет, а затем ему предъявлено старое обвинение в разглашении гостайны.
У нас каким-то таинственным образом исчезла кассета в Москве во время премьеры фильма "Недоверие" 1 марта. Причем исчезла только эта кассета, а не деньги или что-нибудь еще. Я спиной чувствую интерес именно к этому делу. Государство усиленно его засекречивает.
Я очень быстро смонтировал эту короткометражку. Я очень симпатизирую супруге Михаила Ивановича. Я имею право на личное мнение. Мне как кинематографисту, журналисту, нужно четко объяснить людям, в чем Трепашкин обвиняется.
Главная идея Михаила в том, что он знал человека, который по многим признакам походил на того, кто снимал подвальное помещение на улице Гурьянова, и который совсем не похож на фоторобот, впоследствии опубликованный ФСБ. Это – версия, которую нужно рассматривать и расследовать. И в фильме ничего больше не говорится. Фильм производит скорее эмоциональное впечатление.
"Недоверие" пойдет по всему миру. Его купили в Америке, он будет показан на фестивале "Международной Амнистии" в Голландии, на других фестивалях... Я бы хотел, чтобы "Недоверие" показали в России. Но наше телевидение сейчас, конечно, не пойдет на показ картины. У нас только два выхода: телевидение и кинотеатры. А копии для кинотеатров делать очень дорого. Наша работа – массовое производство, а нам приходится тыкаться по углам. Это печально, конечно.
Грани.Ру, 11.03.2004
Статьи по теме
Вотум "Недоверия" на российских экранах
Четыре с половиной года назад слово "терроризм" из книг и учебников истории перекочевало на экраны телевизоров и страницы газет. В пятницу до Москвы доехал еще один фильм о событиях сентября 99-го - "Недоверие" режиссера Андрея Некрасова. Показать такой фильм в России, по словам самого режиссера, "просто": его нужно снять для западного зрителя.