Организаторы фестиваля "Чечня" устроили просмотр фильма о "Норд-Осте" для бывших заложников
В субботу группа бывших заложников Дубровки и родственников погибших объявила о создании общественной организации РОО "Норд-Ост". Согласно уставным документам, членство в "Норд-Осте" открыто для жертв любых терактов в России, в том числе взрывов жилых домов в сентябре 1999 года.
По уставу, ассоциация "Норд-Ост" будет проводить программы "медицинской, юридической и социальной помощи пострадавшим" от терактов а также "собственную исследовательскую и аналитическую деятельность" и информационные мероприятия, связанные с терактами в целях "равития демократического правового общества в России" и "повышения уровня открытости и гласности". Член координационного совета Татьяна Карпова, потерявшая во время штурма "Норд-Оста" сына, заявила во время беседы с журналистами, что действия организации направлены "не против чеченцев", а "против тех, кто убил наших детей".
На сегодняшний день в состав организации входит около 200 пострадавших при штурме "Норд-Оста" и родственников погибших. Они намерены добиваться осуществления своих прав в страсбургском суде по правам человека. 26 октября - в день годовщины трагических событий на Дубровке - у здания театра организация проведет панихиду. Будут открыты памятник и мемориальная доска в память о жертвах теракта.
Сегодня же Фонд гражданских свобод в рамках Международного фестиваля документальных фильмов "Чечня" Просмотр был закрыт для публики, но открыт для прессы. Поскольку многим заложникам и родственникам погибших впервые пришлось увидеть кадры, снятые внутри здания театра во время захвата, координационный совет организации и администрация сахаровского центра обеспечили дежурство медиков "скорой помощи" во время сеанса.
"Террор в Москве" - одна из зарубежных лент, из-за которых на прошлой неделе московский Киноцентр отказался демонстрировать фильмы фестиваля, усмотрев в них "антироссийскую направленность". Комментируя позицию Киноцентра, Джордж Кэри, исполнительный директор студии, заявил: "Очень жаль, что "Террор в Москве" не был показан на фестивале в Москве. Если люди станут лучше понимать, почему происходят события, подобные захвату театра, от этого будет только польза. Вред наносит сокрытие информации - обычно это признак того, что властям есть что скрывать."
"Террор в Москве" был впервые показан по 4-му каналу британского ТВ 12 мая 2003 года. В ближайшие недели, в связи с годовщиной событий на Дубровке он будет доступен многомиллионной аудитории на Западе, в том числе в американской кабельной сети НВО (21 сеанс) и по германо-французскому каналу ARTE-TV.
Лицензия на показ "Террора в Москве" в РФ принадлежит Фонду гражданских свобод, который оганизовал дублирование фильма на русский язык. Премьера русской версии состоялась в Сахаровском центре в четверг. Право на бeсплатный показ фильма было предложено всем российским телеканалам и региональным станциям, но до сих пор никто из них не изъявил такого желания.
"Террор в Москве" - производство британской независимой студии Менторн, режиссер Дэн Рид.
Трагедия на Дубровке (спецпроект Граней.Ру)
Справка
Эти фильмы напугали ФСБ
"Покушение на Россию"
Режиссер Жан-Шарль Деньё
Производство Transparencies Productions, Франция
52 минуты с использованием оригинального материала НТВ
Сентябрь 1999 года – время террора в городах России. Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске привели к гибели сотен ни в чем не повинных людей. Кровавые теракты настроили массы на войну до победного конца в Чечне и вызвали рост популярности энергичного премьер-министра Путина, обеспечив ему победу в президентской кампании. 22 сентября происходит странный инцидент в Рязани, где в подвале жилого дома обнаружены мешки с гексогеном и детонатор. Фильм французских журналистов продолжает расследование этой загадочной истории. Cогласно опросам, более половины россиян хотели бы увидеть этот фильм. Распространением его на кассетах занималась партия "Либеральная Россия".
Скачать фильм с сайта ТЕРРОР-99
"Террор в Москве"
Режиссер Дэн Рид
Производство канала Channel 4/Mentorn, Великобритания
Этот документальный фильм, автор которого - продюсер и режиссер Дэн Рид, создатель знаменитой "Долины", рассказывает о том, что на самом деле происходило в те страшные дни и часы в осажденном театре. В его основе - свидетельства выживших очевидцев, расшифрованные записи разговоров по мобильной и стационарной телефонной связи, ранее не демонстрировавшиеся съемки штурма здания и его результатов, и самое главное - уникальная видеозапись событий, которую вел один из боевиков своей видеокамерой, это взгляд изнутри и на развитие этой трагедии, и на ее последствия для тех, кто попал в эпицентр событий.
"Правдивые рассказы: война Бабицкого"
В 2001 году фильм получил награду организации "Международная Амнистия" UK Media Award, Великобритания
Этот документальный фильм рассказывает о судьбе журналиста Андрея Бабицкого, чьи репортажи из Чечни приводили в ярость российские власти. В 2000 году Бабицкий получил награду за достижения в журналистике и демократии от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Справка
Оргкомитет московского фестиваля документальных фильмов "Чечня"
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова
Московская Хельсинкская группа
Общероссийское общественное движение "За права человека"
Комитет "Гражданское содействие"
Союз комитетов солдатских матерей России
Форум переселенческих организаций
Дословно
Дэвид Саттер
(После показа фильма "Покушение на Россию" на фестивале фильмов о Чечне в Нью-Йорке)
Сегодня в России достаточно свободы, чтобы задать вопрос, но недостаточно, чтобы получить ответ.
25.09.2003
Владимир Медведев
Киноцентр не может предоставить зал для показов документальных фильмов фестиваля "Чечня", так как ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа в Киноцентре... Нам не сказали, какие фильмы будут. К российским фильмам у нас претензий нет, а вот все зарубежные картины - антироссийского направления, и нам это в Киноцентре ни к чему. Фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы. Война Бабицкого" и прочие - чистая политика. А мы политикой не занимаемся, мы показываем художественные фильмы.
Никакого давления на нас не было, просто мы не показываем фильмы, связанные с политикой, особенно когда это связано с российским правительством, с президентом. У нас очень хорошие отношения со всеми высшими органами, зачем нам портить отношения, нам это не нужно.
Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен. Мы лучше будем показывать фильмы, которые ничего кроме славы России не приносят. Cумма, оплаченная общероссийским общественным движением "За права человека" (за проведение фестиваля в Киноцентре. - Ред.), будет незамедлительно перечислена на расчетный счет этой организации.
"Эхо Москвы" // NEWSru.com, 01.10.2003
Юрий Самодуров
(На открытии фестиваля "Чечня")
В течение всего вчерашнего дня мы вели переговоры с Киноцентром. Они спросили нас, не связан ли этот фестиваль с выборами. Я сказал, что нет. Потом они поинтересовались у меня, не получал ли я разрешения на проведение фестиваля у администрации президента, у Суркова (заместителя главы администрации. - Ред.). Я сказал, что мне как-то даже в голову не пришло получать разрешение у Суркова на проведение фестиваля. Также они интересовались, не направлены ли какие-то фильмы из программы фестиваля против существующей власти. Сначала они попросили снять с программы фильм "Покушение на Россию". Мы были согласны заменить его другим, но потом они попросили убрать из программы еще один фильм - "Террор в Москве" о "Норд-Осте", затем в этот список попали "Правдивые рассказы: Война Бабицкого", "Убийство с международного согласия" - у руководства Киноцентра вызвало опасения то, что эти фильмы непосредственно затрагивали деятельность ФСБ, - и "Чеченская колыбельная". Потом и вовсе отказались проводить фестиваль и пообещали вернуть деньги, заплаченные в кассу. По тому, как ситуация развивалась, видно, что на руководство Киноцентра оказывалось давление и сами они попали в очень сложную для себя ситуацию. Мы понимаем, что руководству Киноцентра очень и очень непросто далось это решение.
Грани.Ру, 01.10.2003
Александр Гольдфарб
(Об отмене фестивальных показов в Киноцентре)
Запретили - значит боятся. Что и требовалось доказать!
Грани.Ру, 01.10.2003
Алла Гербер
(На открытии фестиваля "Чечня")
Сам Киноцентр сейчас находится в очень сложном положении, и есть много желающих заполучить Киноцентр. И если такое случится, то Киноцентр уже не будет таким, какой он сейчас. Я знаю людей, которые работают в Киноцентре - поверьте, они не просто так вот, за чашкой кофе, решили отказать в проведении фестиваля. Уже то, что они согласились на фестиваль, это смелый шаг с их стороны. Нельзя обвинять их. Решение отказать в проведении фестиваля далось им очень тяжело, и понятно, что они сделали это под давлением.
Грани.Ру, 01.10.2003
Анна Политковская
(На открытии фестиваля "Чечня")
Сейчас то, что присходит в Чечне, замалчивается. У нас нет возможности увидеть, что война идет на самом деле. То, что сейчас проходит в различных СМИ, создает абсолютно не соответствующую действительности, причесанную картину происходящего. И то, что сегодня Киноцентр отказался предоставить помещение для показа фильмов, в которых зрители могут увидеть правду о происходящем в Чечне, - это еще один шаг в замалчивании происходящего в Чечне, в выстраивании угодной режиму картинки.
Грани.Ру, 01.10.2003
Алексей Симонов
Фонд защиты гласности представляет картины, которые сняты в России (фонд представил большинство картин в российской части программы. - Ред.). Это картины последних лет, которые были призерами правозащитного кинофестиваля "Сталкер" или были представлены на этом фестивале. Поскольку я являлся в течение этих последних лет председателем жюри, то все эти картины были включены в программу по моей рекомендации, чтобы мы понимали, что не только международная общественность озабочена происходящим в Чечне, но и российская общественность озабочена этим не меньше. Что и российская общественность, российские художники, российские кинематографисты с такой же печалью, с такой же краской стыда смотрят на происходящее, как это делают их зарубежные коллеги.
Целью демонстрации того, что происходит в Чечне, является прекращение войны. Естественно, впрямую никакой фестиваль войны прекратить не может, однако он может увеличить число людей, которые не приемлют эту войну, и рано или поздно количество их превозможет количество тех людей, окторые так или иначе относятся к этому равнодушно или поощрительно.
Грани.Ру, 30.09.2003
Валентина Мельникова
Меньше всего я связываю правозащитные действия с выборами. Вот так сложилось, что сейчас идет предвыборная кампания, и возможно, то, что будет показано на фестивале фильмов о Чечне, у политиков вызовет хоть какие-то эмоции, какой-то отклик - может быть, люди поймут, что происходит на чеченской земле. Но меньше всего я бы стала связывать это с выборами. Это не первый правозащитный фестиваль, и не первый раз показывают документальные фильмы, просто это возможность достаточно широко осветить происходящее в Чечне. Возможно, для многих российских граждан это будет новостью. На мой взгляд, трудно говорить в России о каком-то общественном мнении: существует мнение журналистов, существует мнение правозащитников, существует мнение работников искусства, существуют политические соображения, но по крайней мере у нас есть возможность составить впечатление о том, куда могут отправлять наших солдат, за что гибнут наши солдаты и офицеры на чеченской земле.
Еще один важный аспект – фестиваль демонстрировался не только в Москве, но и в других странах. Мир должен понять, что слова Путина о том, что в Чечне сейчас мир, не соответствуют действительности, что выборы президента Чечни, которые там будут проводить, это выборы на штыках.
Грани.Ру, 30.09.2003
Лев Пономарев
Эти фильмы крайне актуальны и могут ознакомить жителей Москвы с тем, что реально происходит в Чечне. Фильмы охватывают большой промежуток времени, там есть и фильмы первой чеченской войны, и короткого промежутка так называемого "мирного времени", и второй чеченской войны – работы совершенно разных режиссеров, которые в этом смысле дают большую объективность. В основном фильмы иностранные, но есть также и работы российских документалистов. По телевидению сейчас российский зритель практически не видит ничего о том, что происходит в Чечне, зато ему показывают ура-патриотические фильмы. Чаще всего художественные - о том, как наши войска "мочат" чеченцев. Так что фильмы, представленные на фестивале, полезны для общества.
Грани.Ру, 30.09.2003
Александр Ткаченко
Если посмотрите все эти фильмы, то вообще-то это фильмы о гуманитарной катастрофе, которая произошла в Чечне за эти годы. И если сейчас [фестиваль] под угрозой срыва, практически уже наполовину его сорвали, то фактически люди не могут высказаться, это идет чистейшая цензура, чистейшее нарушение прав человека на право получения информации. А самое главное, что на право самовыражения. Ведь несмотря на то что фильмы документальные, все эти фильмы имеют художественный смысл. В связи с этим хотел бы сказать, что совсем недавно, 2-3 дня назад, Путин заявил в Нью-Йорке, что ФСБ не имеет права вмешиваться в гражданское общество, оно должно блюсти только права государства.
"Эхо Москвы", 01.10.2003
В связи с тем, что вторая часть войны прошла уже при новом отношении к этой войне у руководства страны и журналисты уже не имели право брать интервью у другой стороны, мы многое пропустили. Вообще общество было введено в заблуждение относительного того, что именно происходит на территории Чечни. И если в период первой войны было много материалов и с той и с другой стороны, то сейчас материалы подаются очень односторонне. Фильмы дают возможность более широко взглянуть на проблему. Меня больше всего в этом фестивале интересует, насколько велика гуманитарная катастрофа. Мне кажется, что если бы мы не увязли в чеченской проблеме, то сейчас у нас была бы демократия совсем иного рода. Поэтому я считаю, что сейчас мы должны увидеть, что же действительно там происходило и происходит сейчас. В этих фильмах мы должны увидеть правду об этой войне, которая принесла только горе, страдания людям с обеих сторон. Эта уже десятилетняя война истоптала Чечню - может быть, фестиваль поможет кому-то понять это. Может быть, увидев ужасы чеченской кампании без цензуры, общество начнет требовать от правительства политической воли к тому, чтобы прекратить эту войну.
Грани.Ру, 30.09.2003
Олег Орлов
На мой взгляд, это очень важная акция - очень важно постоянно привлекать внимание общественности к тому, что происходит в Чечне. А показ фильмов - это прежде всего воздействие и на эмоциональную составляющую. Все настолько уже очерствели... Вот эти бесконечные сообщения о всевозможных ужасах, прочитываемые в газетах, они уже как бы не действуют на людей, и люди прочитывают, не понимая ужаса того, что там происходят. Когда же будет показан визуальный ряд, возможно, люди увидят то, что там происходит, они как бы побывают там. Потому что когда мы там бываем, конечно, мы этот ужас привозим, но совсем иное дело - передать это средствами документального кино.
Грани.Ру, 30.09.2003
Иван Рыбкин
Серия фильмов о чеченской трагедии, которая имела ну просто громадный успех в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, - это важно для осознания всеми нами и прежде всего теми людьми, которые находятся во власти, того, что на самом деле происходит в Чечне, насколько велика, безмерна трагедия того, что там происходит, трагедия целого народа – народа Чеченской Республики. Сначала из Чечни совершили исход русские, евреи, армяне, татары – там были сотни и сотни тысяч беженцев, а вслед за этим разразились две страшные чеченские войны. Счет погибших ведется уже на сотни тысяч. Солдатские матери утверждают, что за дни чеченской кампании погибло свыше 18 тысяч солдат и офицеров федеральных войск - погибли на поле боя, погибли в госпиталях или покончили жизнь самоубийством, возвратясь в Россию. Погибло также около 10 тысяч боевиков, тоже по преимуществу граждане России, и десятки тысяч мирных жителей. И фильмы, представленные на фестивале, – страшные, ужасные, но документальные фильмы – это фильмы об этой трагедии, о зверствах, которые творятся на территории России, на российском Северном Кавказе. Я думаю, что если бы руководителями нашей страны не отмахивались бы как от назойливых мух от правозащитников, были бы чуточку менее бессердечными, отзывчивыми на человеческое слово и более любопытными, наверное, трагедии первой войны они не повторили бы во второй. Невзирая на все предостережения, на опыт, полученный в первой кампании, они снова полезли туда, ополоумев от мнимых, как теперь видно, успехов.
Мне довелось быть в Лондоне на этом фестивале документальных фильмов, залы там были переполнены, интерес к правде о Чечне был просто громаднейший. Я, как человек, достаточно долго занимавшийся чеченской проблемой, пришел к выводу, что силового решения она не имеет. И фильмы, которые демонстрируются на фестивале, доказывают это еще раз.
Грани.Ру, 30.09.2003
Мэтт Бивенс
(О вашингтонском этапе фестиваля)
Фестиваль привлек неожиданно много внимания, билеты на вечерние показы распродавались мгновенно, и перед входом всегда колыхалась разочарованная толпа не попавших внутрь.
Moscow Times, 26.09.2003
Владимир Путин
( На встрече со студентами Колумбийского университета)
Спецслужбы не должны совать свой нос в гражданское общество.
26.09.2003
Статьи по теме
Посмотри в глаза чудовищ
Путину в Америке никуда не деться от Чечни. В прессе - лавина негативных публикаций. Полюбившаяся российскому лидеру аналогия с Ираком не канает. А Ахмад Кадыров, которого включили в российскую делегацию, и вовсе стал причиной дипломатического скандала - американцы не пустили его в Кэмп-Дэвид.
Америка не забывает о Чечне
Старания Кремля представить миру чеченскую войну как часть глобальной борьбы с международным терроризмом терпят неудачу. На этой неделе в столице США произошли два события, показывающие, что американцы по-прежнему обеспокоены положением дел в многострадальной республике, прежде всего катастрофической ситуацией с правами человека. Это фестиваль документальных фильмов о Чечне и выступление представителя Госдепартамента, подвергшего критике чеченскую политику Москвы.