Антисемитизм
В блогах
Максим Шевченко, журналист, член Совета про правам человека
Русскому национализму не свойственно презрение к людям другой расы, другой веры, другой крови. Это не русская черта.
Подождите. А Союз Михаила Архангела – он на чем был построен?
Это было политическое движение, которое было основано против революционеров. Не столько против евреев, сколько против революционеров... Вы почитайте про документы Союза Михаила Архангела. Вот мы говорим не про то, что сейчас пишут в подъезде, а про Союз Михаила Архангела. Он возглавлялся Николаем Романовым. У вас, с одной стороны, Николай, государь-император, понимаете, приходит на открытие синагоги в Петербурге, а с другой стороны, пишет "бей жидов, спасай Россию", что ли? Фантазии советских пропагандистов повторять не надо.
Ссылка
Справка
Русскому Народу, как основной единице, сгруппировавшей около себя покоренных
русским оружием и добровольно присоединившихся под защиту его разных инородцев, принадлежит по праву первенствующее, господствующее значение во всей Государственной жизни... Преимущественные права Русского Народа должны быть начертаны в законодательстве по почину Русской Государственной Думы… Принимая во внимание, что народности, русским оружием покоренные (обитатели Кавказа (армяне), Польши и др.), а главное евреи, не желают... проникнуться чувством Русской Государственности... Русский Народный Союз имени Михаила Архангела будет прилагать все усилия к тому, чтобы права этих народностей... были поставлены у нас в пределы, не препятствующие увеличению значения и государственной мощи великого Русского Народа... Членами Союза могут быть только природные русские люди... Последователи иудейского исповедания и вообще евреи никогда не могут быть допущены в члены Союза.
Программа и устав Русского Народного Союза им. Михаила Архангела
Путин, геи и евреи
...у нас нет законов, направленных против лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. В России принят закон о запрете пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации среди несовершеннолетних... это совершенно разные вещи... У нас, во-первых, люди нетрадиционной ориентации никак не ущемляются ни в профессиональном смысле, ни в уровне заработной платы, ни, наконец, даже, если они достигают каких-то высот в творчестве, в работе, они не ущемляются даже с точки зрения признания их результатов со стороны государства, я имею в виду награждение их орденами, медалями... Я вас уверяю, что я работаю с такими людьми, я их иногда награждаю государственными медалями и орденами за их достижения в тех или других сферах. У нас абсолютно нормальные отношения, и я не вижу здесь ничего особенного.
Владимир Путин. Интервью Первому каналу и агентству "Ассошиэйтед Пресс"
Конечно, у нас есть люди, которые в силу той или иной логики оказались не в ладах с советской властью, с социализмом, исповедуют другую идеологию. Проблемы тут возникают в тех случаях, когда та или иная личность вступает в противоречие с законом. Так было и с упомянутым вами Щаранским. Он нарушил наши законы и был за это осужден.
Вы говорите о "еврейском вопросе". Если еще в какой-то стране евреи пользуются такими политическими и другими правами, я был бы рад это услышать. Еврейское население, составляя 0,69 процента от всего населения страны, представлено в ее политической и культурной жизни в масштабах не менее 10-20 процентов. Многие из них известные в стране люди.
Михаил Горбачев. Ответы на вопросы представителей французской телекомпании ТФ-1, 1985 год
Навальный и еврейский раскол
Наконец период страусиной политики пришел к концу. Это я по поводу взрывоопасной темы "Навальный и евреи", точнее, о широкой поддержке узкими еврейскими интеллектуальными массами одного из кандидатов на пост мэра Москвы. Заместитель главреда "МК" Айдер Муждабаев всенародно призвал оные массы лишить Навального огня и воды за его расистские взгляды. Этому предшествовала следующая скандальная история: якобы Навальный, приглашенный на юбилей The New Times, поднял шуточный тост "за Холокост". История попала в The Jerusalem Post. В ответ на это Евгения Альбац, обращаясь "к читающим Тору", призвала не верить "мерзким слухам". Когда левитка заявляет такое, апеллируя к Торе, это очень серьезно.
Спор о поддержке Навального – это обращение к двум различным еврейским традициям, и этим он столь драматичен.
В Талмуде сформулирован четкий принцип: закон страны проживания евреев должен чтиться как еврейский закон. В расширительном толковании этот принцип уже лет двести понимается как нравственный императив для евреев - поддерживать освободительную борьбу и чаяния приютивших их народов. С этой точки зрения еврей обязан поддержать движение за демократизацию России, одним из признанных лидеров которого бесспорно является Навальный.
Однако у евреев существует религиозный запрет на мигрантофобию. В обобщенном виде он формулируется так: "Пришельца в стране своей не обижай, ибо кому как не тебе знать душу пришельца".
Развитие европейского гуманизма превратило еврейских интеллектуалов в носителей антиксенофобских настроений. Религиозное требование к евреям быть "народом священников" трансформировалось в моральный императив быть носителями освободительных идей – либеральных, радикальных, сверхрадикальных… Дина Рубина называет это "проклятый ген социальной справедливости". Кстати, в иврите справедливость, милосердие и праведность – синонимы.
И вот сейчас российских евреев накрыл "разрыв шаблона" - самое мощное выступление против деспотии путинизма означает поддержку самой вульгарной ксенофобии. Происходит столкновение двух моральных требований – помощь народу в освобождении и защита гонимых меньшинств. В этом смысле нравственный выбор 30-х и 80-х годов был куда проще – Гитлер, идя походом на коммунизм, "евреев с собой не брал"; демократические движения несли в себе диссидентский космополитизм. Отвратительность сегодняшнему соблазну придает то, что нынешние охотнорядцы готовы принять евреев – чтобы вместе "гонять черных". Словом, мы оказались перед жуткой дилеммой, которую великий антисемитский писатель Достоевский сформулировал бы приблизительно так: сколько слез таджикских дворников можно положить в фундамент победы над Собяниным.
Максим Шевченко, журналист, член Совета про правам человека
Я как политтехнолог вижу, что события в Пугачеве полностью организованы, выстроены... Я вообще считаю, что ФСБ должно заняться теми, кто организовывал события в Пугачеве. Потому что это в чистом виде попытка столкнуть народы России на пустом месте... Почему я сегодня слышу, что чеченские мигранты начинают покидать Пугачев? Я это слышу по "Эху Москвы"... Чеченские мигранты. Чем это отличается от словосочетания "еврейские мигранты"... Вот объясните мне, почему в одном случае это нацизм, а в другом случае это забота московских интеллигентов о самочувствии русского народа? Сами эти московские интеллигенты имеют к русскому народу весьма относительное отношение. Вы поняли, да? А вы поняли, что это была специально организованная и дирижированная кампания? Это вопрос, которым должны заниматься спецслужбы, я считаю. Потому что это вопрос - один из важнейших вопросов нашего времени. Я считаю, что такая кампания организуется для того, чтобы отвлечь внимание от чего-то. Это первый вариант. Второй вариант - чтобы нанести удар по чему-то. Я просто вижу по набору СМИ, которые эту волну гнали, и по блогерам, которые в Сети ее гнали, что эта команда совершенно определенная, понимаете? То есть они из России хотят превратить Израиль, под себя создать… Это просто преступники... Нашей с вами Родине угрожают твари... Если они это будут делать, мы возьмемся за оружие, мы защитим нашу страну и нашу Родину от распада. Русские, кавказцы, все патриоты, которым дорога Россия. Я это говорю официально.
Ссылка
Еврейская власть
Вы знаете, о чем я сейчас подумал. Ведь решение о национализации этой библиотеки [Шнеерсона] было принято первым советским правительством, и членами его примерно на 80-85 процентов являлись евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, представителей других конфессий, мусульман. Они всех гребли под одну гребенку.
Владимир Путин, президент России
"Левые" все "эксцессы" революции валят на старый режим, черносотенцы - на евреев. А народ не виноват! Да и сам народ будет впоследствии валить все на другого - на соседа и на еврея: "Что ж я? Что Илья, то и я. Это нас жиды на все это дело подбили..."
Иван Бунин. "Окаянные дни"
Евреи, не злите русских
Иосиф Кобзон, комментируя скандал со Скойбедой, призвал российских евреев не злить русский народ. По его мнению, "сегодня евреи в России живут в эпоху ренессанса… Такого отношения к евреям и такой духовной жизни еврейства не было. Не было такого количества синагог, таких мероприятий... И мы должны благодарить ситуацию, народ России за такое отношение к себе".
Ну действительно, если ренессанс, то выискивать темные пятнышки на светлом лике нынешней российской власти – это ж какую черную неблагодарность надо проявить! Вместо того чтобы "сказать спасибо и стране, и системе за то, что сегодня они ходят в хедер. Что они сегодня поют еврейские песни, что они сегодня спокойно просто ходят. Уже исчезли из нашего лексикона обидные слова, которыми когда-то называли евреев. Я говорю: скажите спасибо и успокойтесь. Не злите народ, не разжигайте искусственно антисемитизм. Вы сами разжигаете его".
А за то, что погромов нет, за то, что вообще жить можно, тоже надо сказать спасибо? Впрочем, Иосиф Давыдович не оригинален. Как тут не вспомнить, что президент Израиля. Шимон Перес, приехав в Москву на церемонию открытия Еврейского музея и центра толерантности, благодарил русский народ в том числе за "черту оседлости": "Я приехал сюда, чтобы сказать вам и всему русскому народу – спасибо. Спасибо за тысячу (? – В.З.) лет гостеприимства. Тысячу лет существования, которые Великая Россия подарила моему небольшому народу. Это благодарность древняя – возможно, уже седоволосая, но по-прежнему свежая и бодрая.... Россия определила для евреев „черту оседлости“, в рамках которой они могли жить общинной жизнью, создавать школы на иврите, ешивы, издавать книги и газеты на идиш и на иврите... Мы узнали, что слова "Великая Россия" означают "Великая душа". Величие России не уступает величию ее души..."
Но вернемся к Кобзону. Итак, он призывает российских евреев оставить русский народ в покое, дать ему жить так, как он того желает. Он считает, что постоянное вмешательство евреев в дела русских только разжигает антисемитизм.
Вдумаемся в этот призыв. Можно понять позицию российского еврея, который, полагая, что еврею нечего лезть в русские дела, никак не участвует в общественной и политической жизни страны. Но Кобзон-то участвует, да еще как! Он является депутатом Государственной думы от правящей партии "Единая Россия", и единственное, чем он отличается от еврея из оппозиции, так это тем, что находится на правильной стороне.
Понимает ли Иосиф Давыдович, что он, активно выказывая лояльность нынешней власти, точно так же не оставляет русский народ в покое, вмешивается в его жизнь, как это, по его мнению, делают оппозиционеры? Только их действия, с его точки зрения, имеют знак "–", а его - знак "+".
Ведь это сейчас кажется, что нагло вмешиваются в дела русского народа евреи из оппозиции. А когда тренд переменится, минус поменяется на плюс, принадлежность к партии власти станет компрометирующим фактом биографии, тогда в точном соответствии с формулой Губермана "за все на евреев найдется судья... " главными виновниками гнусностей нынешнего режима окажутся ливрейные евреи.
Мало того, у какого-нибудь условного – а может, и безусловного - Мамонтова, который снимет очередную "Анатомию", на этот раз разоблачающую "кровавый путинский режим", они еще окажутся виноватыми в том, что своей поддержкой этого режима задурили головы честным русским журналистам, оболванили их, таких доверчивых. Не Михалкова будут обвинять, не Гергиева, не Говорухина – а Кобзона, Башмета, Розенбаума.
Сколько, например, за последнее время перебывало в Грозном различных знаменитостей, отечественных и мировых, призванных придать видимость рафинированной демократии режиму Кадырова. Одна эпопея с новым русским Жераром Депардье чего стоит! Когда же тренд переменится и общественность, включая всех участников группы поддержки, вдруг прозреет насчет сути созданного там режима, то прежде всего вспомнят разве Депардье или какую-нибудь Хилари Суонк? Нет, вспомнят первым делом Геннадия Хазанова, который в начале этого года на торжественной церемонии в связи с началом строительства в Грозном синагоги сказал, обращаясь к Кадырову: "Прежде всего мне хочется от всей души выразить великую благодарность руководителю региона Рамзану Ахматовичу Кадырову, так как без его благословения вряд ли могло произойти то, что мы сегодня видим. Находясь здесь и слушая выступающих, я думал о том, как бы обрадовался великий сын чеченского народа Махмуд Эсамбаев этому дню, человек, которого воспитала еврейская женщина, Махмуд до конца своей жизни называл ее своей мамой. Я уверен, что сегодняшнее событие закроет бесконечные надуманные разговоры о каком-то национализме в этом регионе, о каком-то желании вылиться в автономию. Хотел бы особо отметить, что Чеченская Республика всегда была радостью и гордостью России. Она подарила стране огромное количество талантливых, работящих людей...".
Иосиф Давыдовыч, вы думаете, такая ливрейность не откладывается в памяти русского народа? Откладывается - и придет время, когда об этом вспомнят.
Иосиф Давыдовыч! "Не злите народ, не разжигайте искусственно антисемитизм". "Вы сами разжигаете его", будучи депутатом лжеизбранной Думы, подпирая эту нелегитимную власть. Сложите с себя, в соответствии со своим призывом, депутатские полномочия, дайте представителям русского народа самим заседать в этой Думе, займитесь исключительно концертной деятельностью!
Я, правда, не уверен, что некоторые озабоченные элементы и такую деятельность не сочтут за вмешательство в дела русских людей и влияние на их неокрепшие умы.
Эксплуатация человека евреем
Я был свидетелем в Шереметьеве, как прилетел целый самолет с узбеками... я уверен, что хозяева тех предприятий, тех заводов или тех строек, на которых будут их использовать, не узбеки, не таджики и не киргизы. Уж какой они национальности, это вы сами, дорогие радиослушатели, разбирайтесь, кто у нас занимает ключевые позиции в строительном бизнесе, в агрохолдинге... Постсоветской национальности, понимаете? Космополитической национальности... Потому что мне кажется, что для этих людей их единственная родина – это деньги... И они готовы идти на любые преступления по Марксу ради прибыли в 300%. А тут прибыль-то не 300%, тут прибыли в 1000%.
Максим Шевченко, журналист, член Совета про правам человека
Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги... Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога... Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще денежного человека.
Карл Маркс. "К еврейскому вопросу"
Но пусть, пусть они нравственно чище всех народов в мире, а русского уж разумеется, а между тем я только что прочел... известие о том, что евреи в Америке, Южных Штатах, уже набросились всей массой на многомиллионную массу освобожденных негров и уже прибрали ее к рукам по-своему, известным и вековечным своим "золотым промыслом" и пользуясь неопытностью и пороками эксплуатируемого племени. Представьте же себе, когда я прочел это, мне тотчас же вспомнилось, что мне еще пять лет тому приходило это самое на ум, именно то, что вот ведь негры от рабовладельцев теперь освобождены, а ведь им не уцелеть, потому что на эту свежую жертвочку как раз набросятся евреи, которых столь много на свете. Подумал я это, и, уверяю вас, несколько раз потом в этот срок мне вспадало на мысль: "Да что же там ничего об евреях не слышно, что в газетах не пишут, ведь эти негры евреям клад, неужели пропустят?" И вот дождался, написали в газетах, прочел.
Федор Достоевский. "Дневник писателя. Январь-август 1877 года"
Либеральный Павлик Морозов
Борис Вишневский совершил поступок, по моему мнению, вдвойне отвратительный и неприемлемый. Во-первых, он написал в полицию донос на журналиста за высказанные журналистом мнения. Во-вторых, он сочинил этот донос не по какой-нибудь, а по печально знаменитой 282-й статье.
В этом состоит принципиальная сторона вопроса. Тот факт, что «журналиста» зовут Ульяна Скойбеда и что высказанные этим персонажем «мнения» омерзительны в моральном отношении, к делу не относится. А относится к делу рабская привычка – при всяком случае апеллировать к городовому. Но если вы вмешиваете городового в споры внутри гражданского общества, то с чего же вы потом возмущаетесь, что городовой лезет во все дыры, при этом исходя не из ваших, а из своих собственных, полицейских (точнее даже – фашистско-полицайских) представлений о должном?
Вас оскорбляет фраза об абажурах? Это законно. Беда в том, что кроме вас есть еще большие группы людей, которых оскорбляет сравнение СМЕРШ с СС. Или пляски в храме. И как вы думаете, чья сторона в этом споре классово ближе сотрудникам структуры, которая в свое время носила название НКВД?
В поступке Б. Вишневского прежде всего проглядывает специфически совковая смесь легалистско-правозащитной и большевистской логики. С одной стороны, «мы должны заставить власть уважать свою Конституцию и нормы международного права». С другой – «свобода слова существует не для идеологических врагов». Или, как это сформулировал сатирик Михаил Успенский, «за нарушение прав человека - расстрел на месте».
Защитники этой теории любят указывать, что если бы вовремя расстреляли Ленина и Гитлера, не было бы большей части ужасов ХХ века. Это безусловно верно, но увы, только задним числом и отчасти. Ибо как называется режим, который превентивно казнит своих политических противников? Совершенно верно, вы угадали. Стало быть, вопрос не в борьбе между добром и злом, правом и террором – а в борьбе двух зол, двух бесправий и двух терроров. Выбор из двух зол печален, но иногда неизбежен. Да вот только проблема – поди ж ты угадай, какое зло окажется меньшим. Именно теория меньшего (по сравнению с реакционными генералами) зла обеспечила победу Ленина в Гражданской войне. И та же теория, в свою очередь, привела к власти фашистов в Италии и Германии.
Но история с доносом Бориса Вишневского гораздо более замысловата. Если бы он сочинил свой донос в правовом демократическом государстве, то это было бы по крайней мере понятно и укладывалось в правовую логику. Можно сколько угодно обсуждать соотношение законов, подобных законам об отрицании Холокоста, с базовыми принципами свободы слова и выражения мнений, но в правовом поле если закон есть – он есть и его применение не зависит ни от каких привходящих политических соображений. «Закон суров, но это закон».
Если бы он при антидемократическом режиме сочинил донос на врагов режима исходя из теории меньшего зла (например донес в ЧК на черносотенную антисемитскую пропаганду) - это было бы не слишком морально, но по крайней мере рационально и прагматично.
Но доносить фашистскому режиму на фашистов – это прежде всего запредельная глупость.
Между тем люди родом из 90-х годов все никак не привыкнут, что мы живем при оккупационном фашистском режиме, который лишь прикрывается фиговым листочком разных псевдоправовых бумажек. Они все надеются с помощью заклинаний заставить работать игрушечные механизмы и превратить бумажный домик в хрустальный дворец. Они зовут-зовут полицая против врагов демократических ценностей – и очень удивляются, когда полицай, явившись на их зов, их же самих и тащит в оккупационный суд, чтобы судить там за разжигание ненависти к социальной группе «сотрудники МВД».
И в заключение, поскольку Борис Вишневский подробно объясняет и оправдывает свой донос, я разберу его оправдания и обоснования.
1. «Необходима нетерпимость к любым проявлениям фашизма». Совершенно верно. Вот только не следует путать моральную «нетерпимость» как атмосферу в обществе с государственными репрессиями. Общество не готово проявлять такую нетерпимость и само настроено скорее профашистски? Это большая проблема, но тут уже ничего не поделаешь, по крайней мере наскоком. Демократия, как известно, – это власть народа, а не власть демократов. Если же вы претендуете навязывать народу моральные нормы (alias «духовные скрепы») с помощью государственной репрессивной машины - можете не беспокоиться, вас к этому никогда не подпустят. Этим всегда будут заниматься те, кого выберет сама машина, т.е. депутат Милонов и Ко.
2. «Я не могу относиться к государству как к врагу и имею право писать ему доносы, потому что жить вне государства нельзя – все мы платим налоги и имеем паспорта». Довод очевидно несостоятельный: и жители колониальных стран, и жители оккупированной немцами Европы тоже платили налоги и имели какие-то аусвайсы. Но одно дело – пассивно подчиняться насилию со стороны оккупантов, а другое дело – активно сотрудничать с ними и писать им доносы.
3. «За разжигание ненависти можно и должно судить, ибо Юлиуса Штрейхера повесили в Нюрнберге». Но Штрейхера повесили не просто за то, что он редактировал мерзкую газетку – неизмеримо более мерзкую, чем даже «Комсомольская правда». Штрейхер был членом банды массовых убийц и в своей газетке идеологически обеспечивал совершенно реальные преступления против человечности. Реплика Скойбеды не имела никаких последствий. Она даже – строго говоря – не содержит никаких призывов. Ульяна Скойбеда выразила субъективное сожаление, что из чьей-то кожи когда-то не сделали абажура? Ответим на это, что сама г-жа Скойбеда годится только на барабан.
Оклеветанный нееврей
Нет, не еврей. Ни он [отец] не еврей, ни я не еврей... меня поражает беспардонность тех, кто ведет счет евреям во всем мире и в России, занося туда всех по собственному выбору и желанию. Насколько мне известно, я внесен как один из знаменитых или на худой конец известных евреев в разные еврейские справочники... почему я должен терпеть эту ложь, а другие читатели этих справочников ей внимать? И дело не в том, что мне приписывали – без всяких на то оснований и тем более моего желания – еврейство. Дело в том, что у меня отбирали мою русскость. Без спроса и публично...
Виталий Товиевич Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ
- А это наш сосед, русский режиссер Виталий Семенович Гангут, - крикнул юбиляр...
С разных концов стола на Гангута смотрели. Кувшинные рыла.
- Это почему же такой упор на национальность? - спросил он свою
соседку.
- А потому, что вас тут раньше жидом считали, Виталик, - с полной
непринужденностью и некоторой сердечностью ответила дама, поправляя одновременно и грудь и паричок.
- Ошиблись, - крикнул мужской голос с другого конца стола.
Василий Аксенов. "Остров Крым"
Иммунодефицит к фашизму
Александр Скобов ожидаемо скептически откликнулся на мое обращение в Следственное управление в связи с печально известной статьей Ульяны Скойбеды в «КП».
Мой ответ таков: общество в начале ХХI века серьезно больно. И, кстати говоря, не только в России. У общества иммунодефицит к фашизму, нацизму, антисемитизму, расизму и другим различным формам человеконенавистничества.
Предрасположенность к этим смертельным болезням иногда запрятана в сознании огромного числа людей глубоко, иногда – не очень.
Поэтому высказанное публично фашистское, нацистское, антисемитское и любое другое человеконенавистническое слово, будучи «вирусом», вызывающим эти болезни, падет на благодатную почву и имеет огромные шансы перевести смертельную болезнь в активную фазу. Потому что, повторю, у общества нет иммунитета против этих болезней.
Что делать, чтобы снизить вероятность смертоносной эпидемии? Пресекать распространение вирусов, как при реальном СПИДе. Иначе будет беда, причем большая. И это не умозрительное рассуждение - оно вытекает из многократных наблюдений: подобное слово обязательно переходит в дело.
Такого рода слова, даже многократно повторенные, тоже сперва не воспринимали всерьез (в том числе те, из кого потом делали абажуры): ну разве может такая культурная нация, как немцы, быть восприимчива к этой заразе? Оказалось – легко.
Поэтому закон, наказывающий за фашизм, за антисемитизм, за разжигание национальной вражды и человеконенавистничество – это не инструмент борьбы с идеологическими противниками, а механизм защиты от эпидемии. А угроза наказания за нарушение этого закона – способ защиты людей от смертельного политического заражения.
Любой человек должен знать, что свобода не тождественна возможности распространять заразу, будь то туберкулез, СПИД или политические вирусы смерти. Это нарушение прав других людей. Поэтому существует - и закреплено законом, причем не только в России, - право на защиту от фашистского слова. А то, что этим, как и любым другим, законом можно пользоваться как на пользу обществу, так и во вред - банальность, применимая к чему угодно.
Наконец – о недопустимости (по мнению Александра Скобова) обращения к «государственной репрессивной машине» в целях наказания за фашизм. Знакомый способ рассуждений: что, жалуешься "кровавому режиму"?
Это демагогия. Если человек имеет паспорт и платит налоги – значит, он сотрудничает и финансово поддерживает путинский режим. Хотите не сотрудничать и не поддерживать? Для этого есть только два способа: или уехать, или перейти на подпольное положение.
Последнее. История знает пример приравнивания разжигания ненависти по национальному признаку к преступлениям против человечества. Хотя редактор нацистского «Дер Штюрмер» Юлиус Штрейхер никого лично не убил и не отправил в газовую камеру, Нюрнбергский трибунал приговорил его к смерти.