О проекте
Нас блокируют. Что делать?

Зарегистрироваться | Войти через:

Политзеки | Свобода слова | Акции протеста | Украина | Свидетели Иеговы
Читайте нас:
Доступное в России зеркало Граней: https://grani-ru-org.appspot.com/Society/Science/m.73235.html

статья Найден самый горячий белый карлик с только что погасшей "ядерной печью"

<a href=mailto:borisov@grani.ru class=anons12>Максим Борисов</a>, 30.06.2004
справка Справка

Белые карлики

- компактные звезды с массами, сравнимыми с массой Солнца (но меньше 1,4 солнечной массы), и с радиусами порядка 0,01 радиуса Солнца (т.е. их размеры сравнимы с размерами Земли, причем чем больше масса белого карлика, тем меньше его радиус). Название связано с цветом первых открытых представителей этого класса - Сириуса B и 40 Эридана B - горячих белых звезд. Позднее были открыты и более холодные желтые и красные белые карлики. Вследствие малых размеров средняя плотность белых карликов (~106г/см3) в миллионы раз выше плотности нормальных звезд. При таких плотностях давление вещества определяется вырожденным электронным газом. Поэтому часто белые карлики называются вырожденными звездами.

Так художник представляет себе вид чрезвычайно горячей белой карликовой звезды H1504+65 с расстояния, эквивалентного расстоянию от Земли до Солнца (под картинкой находится ссылка на изображение большего размера с сайта www.star.le.ac.uk) Международная группа астрономов, занимавшаяся изучением останков звезд, когда-то представлявших собой подобие нашего собственного Солнца, нашла весьма примечательный квазизвездный объект, обозначаемый как H1504+65. Это самый горячий из всех известных нам белых карликов, в котором только-только погас его "ядерный реактор", на протяжении многих миллиардов лет исправно снабжавший энергией звезду и окружающее ее пространство. H1504+65 уже лишилась своей внешней оболочки во время своей последней агонии, в ходе которой произошел мощный выброс, и теперь от нее осталось одно голое ядро, где когда-то бушевали реакции ядерного синтеза. Ничего подобного раньше наблюдать не приходилось. Наше собственное Солнце в конечном счете тоже когда-нибудь станет таким - когда израсходует все свое "топливо".

В исследованиях H1504+65 приняли участие ученые из Великобритании, Германии и США. Они воспользовались двумя космическими телескопами - рентгеновской обсерваторией "Чандра" (Chandra) и FUSE (Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer - Исследователь ультрафиолетового спектра), - оба были запущены NASA в 1999 году. При этом удалось узнать как состав необычного белого карлика, так и измерить его температуру. Согласно этим данным, поверхность исследуемого объекта необычайно горяча для его класса звезд - температура достигает 200 тысяч градусов, - к тому же она практически полностью лишена водорода и гелия (чего, разумеется, не наблюдается в случае любых "нормальных" звезд), а вместо этого состоит главным образом из углерода и кислорода (это тот "пепел", что остается в звездной ядерной печи после "выгорания" гелия во время реакций синтеза).

"Изучение состава "пепла" мертвых звезд дает нам в руки ключи к жизни и смерти звезд, подобных Солнцу. К тому же ядерные "отходы" в виде углерода и кислорода, возникающие в результате этих звездных процессов, представляют собой важнейшие элементы для возникновения жизни. Цикл, в результате которого формируются новые звезды, планеты и, возможно, живые существа, повторяется снова и снова", - объясняет профессор Мартин Барстоу (Martin Barstow) из британского Лейстерского университета (University of Leicester).

Профессор Клаус Вернер (Klaus Werner) из германского Университета Тюбингена (Universitaät Tübingen) считает, что ядерный синтез в недрах этой звезды прекратился по астрономическим масштабам буквально "на днях" - приблизительно сто лет назад. А доктор Джеффри Крук (Jeffrey Kruk, Johns Hopkins University, США) заявил: "Астрономы давно предсказывали, что множество звезд в конце своей жизни должны иметь ядра, состоящие из углерода и кислорода, однако я не ожидал, что мы когда-нибудь сможем воочию убедиться в этом. Перед нами теперь замечательная возможность углубить наше понимание полного звездного цикла".

Данные от "Чандры" также позволили разглядеть своеобразные "подписи" неона - ожидаемого побочного продукта синтеза гелия. Однако удивление вызвало наличие примерно в таких же количествах и магния. Все это может стать ключом к первоначальному составу H1504+65 и подтвердить теоретические предсказания, согласно которым при достаточной массе некоторые звезды могут продлевать свою жизнь, мобилизуя еще один энергетический источник: синтез магния из углерода. Впрочем, поскольку магний может также синтезироваться и из гелия, подобное доказательство теории еще нельзя считать окончательным.

Расставить все точки над "i" в этом случае позволило бы обнаружение натрия, что требует привлечения еще одного "космического авторитета" - обсерватории "Хаббл" (Hubble). Надо сказать, что данной группе ученых уже выделено на этом спутнике время на поиск натрия в H1504+65, однако их очередь подойдет лишь в следующем году, и что к тому времени случится с самим "Хабблом", неизвестно.

Astronomers Reveal Extinct Extraterrestrial Fusion Reactor - SpaceRef