статья NASA рядом с Солнцем нашло необычную звезду в ходе слежки за астероидами

Максим Борисов, 22.05.2003
Красный карлик с сайта www.spaceflightnow.com

Наши ближайшие - по астрономическим меркам - звездные окрестности пополнились новым объектом, тут как бы стало еще теснее... Речь о звезде, которая расположена в созвездии Овен, носит обозначение SO25300.5+165258 и представляет собой слабосветящийся красный карлик. Расстояние от нас до него оценено в 7,8 световых лет (вообще-то корректней говорить о том, что оно лежит в диапазоне от 6,5 до 10,1 световых лет). Масса новой звезды составляет только приблизительно 7 % от массы Солнца, радиус - 1/7 солнечного, а светит она в 300 тыс раз слабее. Слабой светимостью как раз и объясняется столь запоздавшее открытие этого относительно близкого объекта.

Если первоначальная оценка расстояния до нее будет подтверждена, новооткрытая звезда может оказаться третьим по удаленности звездным соседом Солнца, уступив в этом смысле только системе Альфы Центавра, состоящей из трех звезд, удаленных на расстояние свыше 4 световых лет, и звезде Барнарда, находящейся на расстоянии 6 световых лет (один световой год - это почти 9,5 трлн км). Следующая звезда в списке (ее сейчас может потеснить новичок) - тусклый красный карлик по имени Wolf 357 - на расстоянии примерно 7,7 световых лет.

"Открытие нашего нового звездного соседа вызвало у нас приятное удивление, так как мы не искали ничего подобного", - говорит доктор Боннард Тигарден (Bonnard Teegarden), астрофизик из Центра космических полетов имени Годдарда (Goddard Space Flight Center) NASA. Его группа обнаружила эту звезду в сентябре 2002 года в ходе реализации программы поиска быстро движущихся белых карликов (изучение этих мертвых звездных останков может помочь оценить массу и возраст галактики) среди изображений, полученных при слежении за околоземными астероидами по программе NEAT - Near Earth Asteroid Tracking. Эта работа была выполнена в тесном сотрудничестве с доктором Стивеном Правдо (Steven Pravdo) из Лаборатории реактивного движения NASA (Jet Propulsion Laboratory - JPL).

Быстрое движение звезды по небесам с самого начала свидетельствовало либо о ее близости к нам, либо о том, что это относительно далекий объект, который перемещается очень быстро. Пришлось поискать независимый способ определения расстояния до нее. После того, как астрономы узнали, где искать эту звезду, они обратились к изображениям, полученным с помощью других телескопов. Это позволило им уточнить скорость движение объекта и его параллакс (видимое смещение относительно других звезд за счет ежегодного движения Земли вокруг Солнца).

Был исследован и спектр незнакомки с помощью 3,5-метрового телескопа обсерватории в Нью-Мексико. Результаты показали, что SO25300.5+165258 напоминает красного карлика спектрального типа M6.5. Эта спектральная классификация стала новой головной болью для исследователей, потому что если новооткрытая звезда - действительно красный карлик типа M6.5, то с расстояния 7,8 световых лет она должна гореть в 3 раза ярче. Так что либо расстояние определено неправильно (и тогда, находясь на расстоянии 10 световых лет, эта звезда оказывается всего лишь на 27-м месте от нас по удаленности), либо есть у этой звезды какая-то неизвестная доселе аномалия, позволяющая светить так тускло.

Астрономы в настоящее время пытаются более точно измерить положения звезды и более достоверно определить ее параллакс, чтобы установить окончательно, является ли она действительно одним из самых близких звездных соседей Солнца или более отдаленным и вполне обычным членом Млечного пути.

Newly-discovered star may be third-closest to us - NASA News Release