статья Получена первая фотография экзопланеты у "нормальной" звезды

Максим Борисов, 17.09.2008
Звезда 1RSX J160929.1-210524 и окрестности. Кандидат в планеты массой в восемь юпитеров обведен кружком. Изображение получено с помощью системы адаптивной оптики Gemini Altair. Фото  Gemini Observatory с сайта www.gemini.edu

Звезда 1RSX J160929.1-210524 и окрестности. Кандидат в планеты массой в восемь юпитеров обведен кружком. Изображение получено с помощью системы адаптивной оптики Gemini Altair. Фото Gemini Observatory с сайта www.gemini.edu

Звезда 1RSX J160929.1-210524 и ее окрестности. Кандидат в планеты массой в восемь юпитеров обведен кружком. Изображение получено с помощью системы адаптивной оптики Gemini Altair. Фото Gemini Observatory с сайта www.gemini.edu

Три канадских астронома из Университета Торонто (University of Toronto) объявили о том, что им, возможно, удалось получить первую фотографию планеты, обращающейся вокруг солнцеподобной звезды.

Новое достижение стало реальностью благодаря использованию одного из крупнейших наземных телескопов Gemini North ("Северный Близнец"), установленного на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа (Гавайские острова) и системы адаптивной оптики, позволяющей компенсировать турбулентности земной атмосферы. Помимо снимка (в инфракрасном диапазоне) окрестностей молодой звезды 1RXS J160929.1-210524, находящейся о нас приблизительно в полутысяче световых лет в направлении на созвездие Скорпиона, были получены также спектральные данные, подтверждающие планетарную природу компаньона, масса которого приблизительно в восемь раз превышает массу Юпитера (таким образом "планета", особенно с учетом погрешностей, оказывается довольно близка к границе с коричневыми карликами - 13 юпитеров). Расстояние от новообнаруженного объекта до родительской звезды примерно в 330 раз должно превышать расстояние от Земли до Солнца (тогда как самая удаленная от Солнца планета в нашей Солнечной системе - Нептун - дальше Земли всего лишь в 30 раз). Родительская звезда спектрального класса K7 по своей массе лишь немногим уступает Солнцу (85%), однако гораздо моложе его - ей всего пять миллионов лет, тогда как Солнцу - почти пять миллиардов.

Открытие было совершено в ходе реализации проекта по обзору свыше 85 звезд из так называемой ассоциации Верхний Скорпион (Upper Scorpius association - USco) - то есть группы молодых звезд, сформировавшихся приблизительно 5 миллионов лет назад. Молодость как звезд, так и планет из этой ассоциации позволяет надеяться на то, что все они не успели охладиться после первоначального сжатия и до сих пор светятся еще собственным (а не только отраженным) светом - гораздо ярче, чем "старички". Так, предполагаемая температура тела размером с Юпитер могла бы составлять в этом случае приблизительно 1800 кельвинов (т.е. порядка 1500ºC), что намного горячее нашего современного Юпитера с его 160 кельвинами (-110ºC). Понятно, что самосветящееся тело может быть замечено вдалеке от светила, вблизи которого оно бы неизбежно потерялось в звездных лучах.

"Мы впервые непосредственным образом сумели рассмотреть объект размером с планету, находящийся возле звезды, похожей на наше Солнце, - заявил ведущий автор соответствующей статьи в Astrophysical Journal Letters Давид Лафреньер (David Lafrenière). - Если нам удастся подтвердить, что этот объект действительно гравитационно связан со звездой [а по предварительным оценкам, он находится от нас примерно на том же расстоянии, что и сама звезда], то это станет очень важным научным достижением".

До сих пор единственными планетоподобными телами, изображения которых удавалось получить с помощь телескопов, оказывались либо объекты, не связанные ни с одной из звезд (т.е. находящиеся "в свободном плавании"), либо компаньоны коричневых карликов, достаточно тусклых для того, чтобы рядом с ними можно было рассмотреть относительно неяркие крупные планеты.

Астрономы отмечают, что вероятность того, что найденный объект случайно спроецировался на окрестности молодой звезды, довольно мала, однако она все-таки существует. И потребуется порядка двух лет на то, чтобы подтвердить, что звезда и ее вероятная планета перемещаются по космосу в одном направлении.

Стоит заметить, что существование у солнцеподобной звезды весьма удаленного компаньона планетной массы (так же, впрочем, как и "одиноких планет") вызывает большое удивление и требует пересмотра общепринятых теоретических моделей формирования планет и звезд.

First Picture of Likely Planet around Sun-like Star - Gemini Observatory