новость Найдена самая мелкая экзопланета в "обитаемой зоне"

22.05.2006

Планеты звезды HD 69830. Фантазия художника с сайта ESO

Сразу три планеты размером с Нептун кружатся вокруг звезды HD 69830 из южного созвездия Кормы. Звезда HD 69830 довольно близка к нам - она расположена на расстоянии в 41 световой год от Земли (видна невооруженным взглядом), да к тому же и очень похожа на Солнце (ее масса составляет 80% солнечной массы). Вероятно, в этой системе имеется и свой пояс астероидов.

Самым же примечательным в этом открытии, сделанном под руководством Кристофа Лови (Christophe Lovis) из швейцарской Обсерватории Женевского университета (Observatoire de l'Université de Genève), считается то, что одна из этих трех планет оказывается в пределах так называемой "обитаемой зоны" (у ее внутреннего края) - то есть находится на таком расстоянии от своей звезды, на котором может существовать вода в жидкой фазе. Это самая "мелкая" из всех зарегистрированных к настоящему времени экзопланет (всего их свыше 170), что попадает в "зону жизни", хотя все это, конечно, вовсе не означает, что на ней самой или на ее спутниках будущие звездолетчики непременно смогут кого-либо найти (публикация в журнале Nature от 18 мая).

Вообще среди известных инозвездных (экстрасолнечных) планет около 40 располагаются в системах, содержащих хотя бы пару (или большее количество) объектов планетных размеров, однако практически все подобные системы включают по крайней мере одного гиганта юпитерианской массы (или даже превышающего массу Юпитера в разы). И вот теперь Лови и его коллегам удалось "словить" планетную систему, содержащую три "нептуна" и ни одного "юпитера".

Обнаружили все эти планеты путем наблюдений за поведением родительской звезды (на протяжении двух лет) с помощью 3,6-метрового телескопа Южной европейской обсерватории (ESO) в обсерватории Ла Силла (La Silla), расположенной в Чили. Звезда испытывает периодические "колебания" из-за гравитационного воздействия семейства планет, обращающихся вокруг нее по орбите (скоростные вариации соответствуют всего лишь 9 километрам в час - скорости пешехода, - однако и они оказались доступными очень чувствительному спектрометру HARPS). Все три планеты расположены ближе к своей звезде, чем наша Земля к Солнцу (периоды обращений соответствуют 8,67, 31,6 и 197 дням; скорее всего две внутренние ввиду близости к светилу весьма горячи и каменисты по своему составу). Массы планет, соответственно, в 10, 12 и в 18 раз больше, чем масса Земли, так что самая "жизнеспособная" из этой троицы, обладающая мощнейшей газовой атмосферой с безумным давлением, вряд ли может дать приют хотя бы микроорганизмам, остается надеяться лишь на ее гипотетические спутники...