Маури, делай свое дело!
Письма американских трудящихся по официальным нашим электронным адресам с последующей их публикацией в Рунете – жанр относительно новый и многообещающий. Надоедает же вариться в собственном соку и годами изнемогать в дискуссиях про Чечню, Путина и судьбы русской демократии. Хочется свежих мыслей, новых идей, взгляда со стороны на осточертевшие наши проблемы. В этом смысле письма из Америки, опубликованные на сайте РИА "Новости", – большое и с виду хорошее дело. Хочется поздравить коллег, демонстрирующих нестандартный подход в обсуждении животрепещущих тем текущей нашей действительности. В частности, темы чеченской, на сей раз представленной таким сюжетом: интервью террориста Шамиля Басаева американской телекомпании АВС.
Но вот беда: поздравления застревают в горле.
И речь не о том даже, что размашистый заголовок "Америка против Эй-Би-Си" заставляет слегка схватиться за голову в тщетном желании понять: о какой Америке, собственно, говорим? Речь о самих емелях, числом три штуки, в которых неизвестные нам трудящиеся выходят, как сказано в редакционной врезке, "за рамки дипломатического протокола".
Это поразительные письма. Дружище Рэй Вульф из Миссури открывает нам глаза на местные СМИ и судебную систему, о которой явно знает не понаслышке. Мы получаем драгоценные сведения про какие-то тамошние компании, которые дурят американцев на миллиарды долларов. Мы читаем, что у АВС "плохо со вкусом". Наш американский друг хочет, чтоб мы знали: "все американцы не верят тому", что им показывают по телевизору и пишут в газетах. Вообще все и вообще не верят.
С ним солидарен некий Джон Найт, который просит у нас прощения за "идиотов", управляющих новостной программой телекомпании, а примкнувший к ним обоим пен-френд Майкл Пеллетье вместе с какими-то местными консерваторами обзывает журналистов "г...". И "это еще самое мягкое слово, которым можно назвать людей, выводящих в эфир кровавого чеченского террориста", – пишет нам тов. Пеллетье. За "эти слова" российские журналисты выражают своим корреспондентам простую человеческую благодарность.
Духовно обогатившись посланиями из-за океана, более всего думаешь о коллегах из РИА "Новости". Сперва порадовавшись за них, начинаешь им горько сочувствовать. По-видимому, эти три отклика – практически всё, что им удалось нарыть в своей англоязычной электронной почте. Так представлен на их сайте великий американский народ. Такая вышла дискуссия. Такие дела, как писал классик американской литературы.
Уровень этой дискуссии более всего и удручает. Причем грусть выходит совсем уж ностальгическая, с опорой на ветхие докомпьютерные времена. Припоминаются советские комбайнеры, запальчиво осуждающие Пастернака. Всплывает в угасающей памяти то ли полоумный, то ли, напротив, смышленый американский безработный Джо Маури, лучший друг и клиент Генриха Боровика. Возникают в недоуменном сознании нынешние коммуняки и андроиды из "Едра", привыкшие говорить от имени народа.
Читая письма из Миссури и других мест, опубликованные на rian.ru, легко разочароваться в Америке, разлюбить Америку, решить, что в Америке проживают совки.
Выручает опять-таки память – из относительно недавних перестроечных и постперестроечных лет. Когда в Россию пришла свобода и бывшим советским шпионам разрешили вслух обсуждать нюансы своей разведывательной деятельности в тех же США, выяснилось, что нередко занимались они там сущей ерундой. Например, писали сверхсекретные цидульки начальству о том, как западные читатели с карандашом в руках изучают труды Л.И. Брежнева. Или с переменным успехом выискивали американских трудящихся, целиком и полностью поддерживавших миролюбивую политику Советского Союза. Или находили таких, кто от всего сердца ненавидел свою страну и доверчиво распахивал душу нашему корреспонденту. Новостные агентства и редакции популярных наших журналов служили чекистам крышей в тогдашнем значении этого слова.
С тех пор утекло много воды в передовицах и краски в картриджах, сменилось несколько вождей и эпох, укатила в небытие советская империя. Прежними остались лишь методы нашей пропаганды – нелепые до отчаянья, бездарные до дрожи. Обращенные, как всегда, внутрь страны, к русскоязычному читателю, которого по старой доброй привычке держат вот именно что за идиота, способного поверить, будто вся Америка думает так же, как странноватый диссидент из Миссури.
Удивительное дело: сидишь в Интернете, а затхлостью веет будто со страниц "Огонька" образца 70-х годов. И не про Басаева думаешь, вчитываясь в письма, и даже не о том, каким способом организовывались эти емели, а про невезучую свою Родину. И про коллег, которых в общем-то хотелось поздравить, а они выдали такую халтуру, что неловко и комментировать.
Дословно
Игорь Иртеньев (р. 1947)
Следует признать, что Америка моего детства и юности была удивительной страной. Во главе ее традиционно стояли поджигатели войны. Впрочем, они эту войну не только поджигали. Кое-где, например, они пытались ее развязать, а где-то и вовсе развязали. Причем с помощью своих марионеток. Заправляли всем этим реакционные круги. Сами заправилы, судя по карикатурам Бориса Ефимова, отличались неестественной полнотой, носили цилиндры и нечеловеческих размеров запонки с изображением доллара.
Но была, слава Богу, и другая Америка. Она состояла из простых американцев или людей труда, что практически одно и то же. Люди труда, напротив, отличались завидной поджаростью, одевались же исключительно в комбинезоны, из-под которых выглядывали клетчатые рубашки с грозно закатанными рукавами. Венчала простого американца, как правило, бейсболка в отличие, к примеру, от простого француза, у которого для этой цели имелся берет.