статья Казнь вестника

Владимир Абаринов, 04.08.2005
Шамиль Басаев. Коллаж Граней.Ру

Шамиль Басаев. Коллаж Граней.Ру

Вполне возможно, что высшие должностные лица России искренне убеждены в том, что независимой прессы не существует в природе. А те, кто придерживается иного мнения, помалкивают. Эта тема просто не обсуждается. Поэтому обойти проклятые грабли никак не удается. Приходится наступать на них снова и снова. Теперь от правительства США требуют разобраться с телекомпанией ABC, показавшей интервью Шамиля Басаева.

"Каких действий ожидают от вас русские?" - спросили на брифинге представителя Госдепартамента Шона Маккормика. Но он предложил задать этот вопрос русским. Ответа на него не существует. Видимо, российское посольство в Вашингтоне, пытавшееся добиться снятия сюжета с эфира, рассчитывало на вмешательство больших начальников, которым, мол, не осмелится перечить какая-то там телекомпания.

Иногда у американских начальников и впрямь не выдерживают нервы. В апреле прошлого года, прослышав, что телекомпания CBS раздобыла фотографии бесчинств американских охранников в иракской тюрьме Абу-Грайб, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс позвонил в компанию и попросил придержать снимки. CBS пошла ему навстречу и поставила сюжет в эфир лишь тогда, когда узнала, что материал на ту же тему публикует журнал New Yorker.

За свой опрометчивый поступок генералу пришлось отвечать на публичных слушаниях в Сенате. "Мы ничего не пытались заминать, - утверждал он. - Я только просил CBS, чтобы они задержали публикацию снимков. При этом я учитывал обстановку в Ираке - тот момент был самым худшим для нас со времени окончания активной фазы боевых действий. Я сделал это, потому что считал, что публикация нанесет прямой вред нашим войскам, нанесет по ним удар. И я сказал им: я знаю, что рано или поздно репортаж будет в эфире, но, если можно, задержите его на некоторое время". Генерал побожился, что не обсуждал свой звонок ни с министром обороны, ни с президентом, ни с вице-президентом.

Когда сенаторы сделали Майерсу строгое внушение, в беседу вмешался глава Пентагона Дональд Рамсфелд. "Позвольте! – воскликнул он. - В истории этой страны имеются примеры того, как ситуация на поле боя заставляла правительство обращаться с просьбами к средствам информации о задержке публикации определенных сведений. Это не противоречит нашей истории, не противоречит нашим принципам, это не попытка замять информацию! Такая характеристика свидетельствует о непонимании ситуации!" Но министру ответили, что поступок Майерса противоречит Конституции. Невзирая на обстановку на поле боя.

Публикация фотографий, о которых идет речь, нанесла колоссальный моральный ущерб Америке и ее вооруженным силам. Но забота о престиже страны и ее армии – обязанность исполнительной власти. Долг четвертой власти – информировать общество. Никому в Америке и в голову не пришло обвинить CBS в подрыве престижа Соединенных Штатов, в провоцировании военно-политических осложнений и уж тем более в пособничестве террористам.

Предстоящее лишение сотрудников московского бюро АВС аккредитации в России – конечно же, типичный случай казни вестника. К этой мере прибегают лишь самые одиозные режимы. Сообщение об этом российский МИД снабдил удивительным комментарием. Оказывается, корреспондент радио "Свобода" Андрей Бабицкий взял интервью у Басаева "в нарушение российского законодательства, не имея на то соответствующей аккредитации. Обстоятельства организации и получения этого интервью еще предстоит выяснить у его работодателя". Иными словами, интервьюер должен был для этой цели аккредитоваться при МИДе и, видимо, попросить содействия российских властей в организации интервью с их злейшим врагом. Парадоксальная, но логика!

О каких "двойных стандартах" твердят российские государственные мужи, а вместе с ними, хором, сервильная российская пресса? В США не существует. никаких законодательных запретов на публикацию каких бы то ни было мнений. Американские телекомпании показали, и не по одному разу, все до единой пленки с подстрекательскими воззваниями Осамы бен Ладена и Аймана Завахири. Действительно, когда вскоре после 11 сентября 2001 года появилась первая такая пленка, правительство США предупредило телекомпании, что запись может содержать скрытые условные сигналы ячейкам "Аль-Кайды", однако заявило, что решение о трансляции всецело зависит от руководства самих компаний. Против явного смысла речей бен Ладена администрация ничего не имела. Опыт показал, что любые цензурные меры бессмысленны: спутниковая антенна принимает сигнал арабских и латиноамериканских каналов, которые записи бен Ладена все равно показывают. Поэтому американцы просто не могут понять сути российских протестов. Они воспринимают действия Москвы в отношении ABC исключительно как очередное ущемление свободы прессы, а те, кто помнит времена Советского Союза, – как рецидив холодной войны, когда американских журналистов выдворяли из страны за не понравившиеся Кремлю публикации - не обязательно их собственные.

Сейчас непревзойденный мастер таких эксцессов – зимбабвийский диктатор Роберт Мугабе. В последнее время конкуренцию ему составил Ислам Каримов. Что касается аккредитованных в Вашингтоне журналистов из арабских и других мусульманских стран, то с них американские власти разве что пылинки не сдувают. Они пользуются настолько явным приоритетом в общении с должностными лицами, что журналисту-европейцу уже практически бесполезно ходить на пресс-конференции в вашингтонский Иностранный пресс-центр – право на вопрос получают исключительно арабские коллеги. Не составляют исключения и телекомпании "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия".

Если уж говорить о двойном стандарте, то это обвинение в полной мере должно отнести к России. В отличие от США, здесь действует запрет на публикацию интервью террористов. Не далее как в феврале этого года предупреждение получила газета "Коммерсант" за интервью с Асланом Масхадовым. Однако интервью с главарями ХАМАСа, "Исламского джихада" и других палестинских террористических группировок в российской печати публикуются регулярно и беспрепятственно. Стало быть, это не Вашингтон, а Москва различает "плохих" и "хороших" террористов.

Разумеется, любая телекомпания мира может лишь мечтать о таких грозных дипломатических демаршах, какого удостоилась ABC. Вполне очевидно, что протесты Москвы поднимают рейтинг канала. Российское же правительство навредило лишь самому себе. Ассигнуя громадные средства на "улучшение имиджа" России, оно по собственной воле отказывается от сотрудничества с телекомпанией, сигнал которой, по данным 2003 года, принимает 97 процентов американских семей. Говорят, что на показе интервью Басаева настоял ведущий программы Nightline Тед Коппел – человек в американской журналистике далеко не последний. Он ответил на протесты Москвы в своем следующем эфире. Вопрос о свободе слова никогда не возникает, когда публичная фигура выражает приемлемую точку зрения, сказал он. "Но подлинной ценностью она (cвобода слова. - В.А.) обладает лишь постольку, поскольку гарантирует нам доступ к неприемлемой точке зрения непопулярного лица. Тогда мы можем отвергнуть ее или согласиться с ней, осудить ее или поддержать. Но никто не имеет права принимать решение за нас. Ни наше собственное правительство, ни тем более чье-либо другое".

Владимир Абаринов, 04.08.2005


новость Новости по теме