Если вы не отзоветесь, мы напишем в "Спортлото"
Понятное дело, не для того Басманный суд сажал Ходорковского, чтобы Мосгорсуд его выпустил. А перспективы пересмотра решения Мосгорсуда как в российских, так и в международных инстанциях довольно призрачные.
По закону решение Мосгорсуда может быть обжаловано в порядке надзора сначала в президиуме Мосгорсуда, а потом Верховном суде РФ. Статья 406 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит: "Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления". Дальше суд принимает принципиальное решение – отказать в удовлетворении надзорной жалобы или возбудить надзорное судопроизводство. Если суд решит рассматривать дело по существу, то он должен сделать это не позднее чем через 30 суток после принятия предварительного решения. Считаем: на то, что чтобы получить мотивированное решение Мосгорсуда (в котором написано почему, собственно, судья не отменил постановление Басманного суда), уйдет дней 10 - не будут там торопиться с подготовкой соответствующей бумаги. Потом еще месяц ждать, пока президиум Мосгорсуда рассмотрит жалобу. Но там все понятно - не удовлетворят они жалобу. Затем 10 дней на получение решения президиума плюс месяц на то, чтобы Верховный суд соизволил назначить судебное заседание, в котором он только скажет, будет ли он рассматривать дело по существу или откажет. А если не откажет, то еще 30 дней до окончания рассмотрения дела по существу. Итого примерно четыре месяца. Получается, что даже если Верховный суд и отменит решение Московского городского суда, то реально это никак не сократит срок содержания Ходорковского под стражей.
Другая инстанция, к которой могут апеллировать адвокаты Ходорковского, – заседающий в Страсбурге Европейский суд по правам человека. Человек, считающий, что государство нарушило его права, может обратиться с жалобой в эту международную инстанцию лишь в том случае, если возможности защитить себя на территории страны исчерпаны. В Страсбурге считают, что россиянин исчерпывает свои возможности защиты на стадии кассации - в данном случае после решения Мосгорсуда. Сама процедура принятия жалобы к рассмотрению может затянуться на неопределенный срок – уж больно тягомотная в Страсбурге система судопроизводства.
Что же до существа дела, то в данный момент наиболее перспективным представляется подача адвокатами жалобы на нарушение Россией статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Большинство российских юристов и правозащитников сходятся в том, что своими действиями российские власти нарушают пункты d и c первой части этой статьи, гласящей:
"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом; законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения".
Придется Москве объяснять, почему российским судьям для изменения меры пресечения Ходорковскому оказалось недостаточно ни крупного залога, предлагавшегося адвокатами, ни многочисленных желающих поручиться за бывшего главу "ЮКОСа". И тогда уже настанет черед европейских судей решать, убедительны ли доводы российской стороны или нет. Но до страсбургского суда еще далеко – может быть, несколько лет. А российские власти решают тактические задачи и поэтому опережают любую судебную машину.
Адвокаты Ходорковского заявляли, что попытаются найти управу на российские власти, пожаловавшись в рабочую группу ООН по незаконному задержанию. Действительно, органы ООН наделены квазисудебными полномочиями, однако на практике к ним прислушиваются только те страны, которые согласны исполнять их решения. К сожалению, основополагающий для правозащитной деятельности ООН Международный пакт о гражданских и политических правах не предусматривает механизмов ответственности за его несоблюдение. Чем благополучно и пользуется Россия. Недавно на 79-й сессии Комитета ООН по правам человека на вопрос экспертов "как исполнены рекомендации Комитета по восьми частным жалобам граждан России?" официальная российская сторона издевательски заявила, что "Россия признает за ООН право получать письма". То есть по эффективности воздействия на Россию обращение за ООН равноценно письму в "Спортлото".
Справка
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Рим, 4 ноября 1950 годa. Официальный перевод на русский язык
Справка
Рабочая группа ООН по произвольному задержанию
Рабочая группа ООН по произвольному задержанию была создана Комиссией ООН по правам человека и утверждена ЭКОСОС в 1991 году. Она уполномочена расследовать случаи применения задержания произвольно или иным образом не соответствующего надлежащим международным нормам, изложенным во Всемирной декларации прав человека либо других соответствующих международных правовых документах, принятых заинтересованными государствами.
Рабочая группа ООН состоит из пяти независимых экспертов, которые служат в личном качестве и назначаются председателем Комиссии по правам человека с таким расчетом, чтобы отразить основные региональные политические группы ООН (Африканскую, Азиатскую, Восточно–европейскую, Латинскую и Западную).
Рабочая группа ООН применяет международные нормы, включая Всемирную Декларацию, Международный пакт, а также любые региональные договора, в которых участвует государство–ответчик. Помимо выяснения правильности ареста, задержания и /или судебного разбирательства Рабочая группа ООН проводит расследование, не нарушают ли основания для задержания установленных международных стандартов.
Среди всех категорий дел Рабочая группа ООН будет расследовать только "случаи лишения свободы, когда факты, послужившие основанием для судебного преследования и приговора, касаются пользования (свободой самовыражения)". Рабочая группа ООН сообщила в своем втором ежегодном докладе, что почти 90 процентов поступивших дел касались утверждений, что заявитель был задержан за якобы законное использование права на свободу самовыражения. В 20 процентах случаев причины задержания включали также пользование свободой собраний, а в 15 процентах случаев эти причины включали и использование права на свободу политических объединений.
Рабочая группа ООН принимает сообщения от задержанных, их семей или личных представителей, а также от правительств, межправительственных и неправительственных организаций. Большинство сообщений на сегодняшний день представляются неправительственными организациями без приложения к ним каких–либо формальных полномочий на это от жертвы и его или ее семьи. Рабочая группа ООН приветствует вклад неправительственных организаций и называет их сотрудничество с Группой "плодотворным". Направление сообщения в Рабочую группу ООН имеет два основных преимущества. Первое – это быстрота. При нормальных обстоятельствах она принимает решение, направлять правительству сообщение или нет, на одном из своих заседаний, которые проходят три раза в год. После того как основывающийся на сообщении запрос направлен, она устанавливает крайний срок для получения ответа (до 90 дней) и если правительство не ответило в установленный промежуток времени, она немедленно оглашает факт отсутствия сотрудничества со стороны правительства и публикует свои выводы по существу сообщения. Рабочая группа ООН в своем докладе, опубликованном на втором году ее деятельности, сообщила, что правительства откликаются в 50 процентах случаев (хотя и не обязательно с удовлетворительной информацией).
Независимый институт коммуникативистики
Справка
ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ ПУТИНУ В.В.
Уважаемый господин Президент!
Ваше стремление контролировать развитие страны – вполне закономерно. Но есть разные методы этого контроля. Тот путь, который выбран ныне рядом руководителей правоохранительных органов , не вписывается ни в какие цивилизационные рамки. Арест Михаила Ходорковского – один из таких грубых примеров уже не политического, а карательного давления.
Всем абсолютно ясно, что в период перестройки практически все крупные фирмы и корпорации так или этак, но обходили закон, всем ясно, что приватизация проводилась с грубейшими нарушениями.
Так будьте же последовательны, если речь идет о пересмотре итогов приватизации, о новом соглашении с предпринимателями на иных , более выгодных государству и народу, условиях – об этом надо ясно сказать. Если необходимо – измените общее законодательство, в том числе о недрах страны и о природной ренте.
Если же выбирается одна яркая личность, неудобная именно для Вас в данный момент, и убирается с поля, как шахматная фигура, грубо, феодальными методами, тогда нечего говорить ни о демократии, ни о цивилизации, ни об интересах страны.
Всем понятно, что Михаил Ходорковский, даже если бы против него было заведено уголовное дело и велось следствие, никуда бы не уехал, не скрылся, и сам лично никаким свидетелям угрожать бы не стал. Он был всегда в поле досягаемости органов правосудия и Вашего внимания. Его арест нужен был не следствию, не прокуратуре, не суду, он нужен был лишь политической власти, Вашей власти, для изменения в стране в нужную Вам сторону политической обстановки.
Мы – писатели России, искренне считаем, что с арестом Михаила Ходорковского изменилась сама атмосфера в стране в пугающую сторону.
Сегодня Вы арестовываете предпринимателя, или – неугодного политика, (как это было в случае с Эдуардом Лимоновым), послезавтра убираете яркого, но мешающего Вам писателя, художника, философа и т.д.
Мы надеемся, что к Вам придет понимание ненужности подобных карательных мер. Слова о решениях суда и тому подобное оправдание для нашей страны не очень-то подходят, в странах с восточной диктатурой тоже любят говорить о решениях суда, о независимости прокуратуры и так далее. Неужели мы вновь будем скатываться к полуфеодальной восточной деспотии?
Михаил Ходорковский сегодня нужен всем на свободе – как доказательство нашей же цивилизованности. Доказательство ведения нами политической борьбы по вполне корректным правилам. Не забудем, что количество заключенных в лагерях (в процентном отношении к населению) в нашей стране и без того выходит за рамки здравого смысла.
Если исчезнет окончательно из нашего фундамента краеугольный камень доверия к зыбкой ныне государственности, и наш с Вами народ уйдет в новую анархию, последствия будут чудовищны. Мы надеемся на Ваше разумное решение и советуем Вам освободить предпринимателя Михаила Ходорковского именно потому, что мы сами с предпринимательством никак не связаны. Нам важна – атмосфера согласия и здоровой полемики, созидания и свободного обсуждения всех важнейших проблем в нашем больном российском обществе.
Писатели России:
Владимир Бондаренко, писатель, критик, главный редактор газеты "День литературы"
Тимур Зульфикаров, поэт, прозаик, лауреат многих литературных премий
Марина Кудимова, поэт, лауреат литературных премий
Виктор Куллэ, поэт, главный редактор журнала "Литературное обозрение"
Эдуард Лимонов, писатель, недавний узник "Лефортово"
Татьяна Набатникова, прозаик, оргсекретарь премии "Национальный бестселлер"
Виктор Пронин, писатель, автор книг, по которым поставлены популярнейшие фильмы "Ворошиловский стрелок" и "Гражданин начальник"
Александр Рекемчук, прозаик, профессор Литературного института, президент издательского дома "ПиК"
Валентин Устинов, поэт, президент Международной Академии поэзии
Леонид Юзефович, прозаик, лауреат премии "Национальный бестселлер"
Справка
Заявление Региональной общественной организации ''Открытая Россия''
В связи с заявлением заместителя генерального прокурора России В.Колесникова о расследовании так называемого "дела М. Ходорковского" "Открытая Россия" считает необходимым обратить внимание российской общественности на то, что:
1. Владимир Колесников официально подтвердил, что преследование Михаила Ходорковского является политически мотивированным.
2. Открыто призвав к национализации частной собственности и сделав заявления, разжигающие социальную рознь в обществе, заместитель генерального прокурора нарушил Статью 19 Конституции Российской Федерации.
3. Заявив о возможности содержания невиновного человека под стражей до суда в течение двух лет, о намерении изымать "сверхдоходы" у граждан страны, а также прямо угрожая тем, "кто еще не сидит", заместитель Генерального прокурора объяснил обществу, что представители прокуратуры считают себя сотрудниками не правоохранительного, а репрессивного органа.
4. Колесников открыто признал, что любой гражданин нашей страны может быть подвергнут репрессиям со стороны генеральной прокуратуры. Тем самым он подтвердил, что Генеральная прокуратура ставит себя над законом и Конституцией России, самостоятельно вынося человеку приговор еще до суда.
5. Озабоченность Колесникова тем, что «больше 10 лет Ходорковскому дать, к сожалению, не удастся» снять прокуратуре будет несложно, если вместе со сроком она лишит Михаила Ходорковского и права переписки.
В заключение "Открытая Россия" отмечает, что несмотря на все усилия В.Колесникова позиционироваться в роли современного российского Вышинского, низкий словарный запас и сомнительное юридическое образование делают его реальным аналогом только известного персонажа булгаковского "Собачьего сердца".
Москва, 12.11.2003
Дословно
Роберт Амстердам
Процесс отхода России от юридических норм продолжается, и его уже можно считать систематическим. Кроме того, поскольку я специализируюсь на международном праве, я могу судить, что в этом деле есть все признаки нарушений прав человека, в том числе и Европейской конвенции о правах человека, под которой стоит подпись представителей России.
Очень важно, чтобы россияне понимали: права человека больше не рассматриваются как внутреннее дело той или иной страны. Именно поэтому существуют международные суды по правам человека. Так что не удивительно, что мы, юристы из-за границ России, помогаем нашим российским коллегам вести это дело.
Поскольку Ходорковский является политическим заключенным, поскольку его арест был нарушением закона, поскольку, более того, речь здесь идет не о юриспруденции, а о политическом заказе, мы намерены обратиться не только в международные суды, но и в другие органы - например, в Рабочую группу ООН по незаконному задержанию. Это произойдет уже в ближайшие недели, и мы будем, естественно, держать прессу в курсе наших действий.
Я не могу привести конкретные примеры, потому что речь идет не о "нарушениях закона", а о политических мотивах, которые стоят за выдвинутыми против Ходорковского обвинениями. Так что закон здесь не при чем.
Интервью ВВС, 07.11.2003
Михаил Зощенко (1894-1958)
- Крой его, робя! Хватай! - завыл кто-то истошным голосом...
- Здеся! - выл тот же голос. - Сюды, братцы! Сюды, нагоняй!.. Крой...
- Здеся! - орал доброхотный следователь. - Бери его, братцы! Крой все по чем попало...
Затем снова завыл знакомый голос:
- Здеся! Братцы, неужели-те человека выпущать?..
Статьи по теме
Если вы не отзоветесь, мы напишем в "Спортлото"
После решения Мосгорсуда, оставившего Михаила Ходорковского в тюрьме как минимум до Нового года, адвокаты бывшего главы "ЮКОСа" объявили, что будут теперь искать правды в Верховном суде России, в Европейском суде по правам человека в Страсбурге и даже в ООН. С точки зрения закона их дело представляется выигрышным. Однако российский суд скор, но несправедлив, европейский справедлив, но не скор, а жалоба в ООН почти ничего не стоит.