Арестованы акции "ЮКОСа"
Следователи Генпрокуратуры России наложили арест на обыкновенные акции ОАО НК "ЮКОС", находящиеся во владении компании Yukos Universal Limited и Hully Enterpirses, находящиеся на счетах ДЕПО в инвестиционном банке "Траст" в размере около 53% от уставного капитала компании. Об этом сообщает Агентство нефтяной информации со ссылкой на источники, близкие к банку "Траст". Как передает Reuters со ссылкой на слова пресс-секретаря ЮКОСа" Александра Шадрина, арестован 61% акций.
Как передает РИА "Новости" со ссылкой на слова заместителя начальника УИОС Генпрокуратуры России Наталии Вишняковой, арест на акции наложен "на основании судебного решения в соответствии со статьей 115 УПК РФ". В следственных органах РИА "Новости" сказали, что арест наложен в обеспечение материального ущерба в рамках расследуемого уголовного дела.
Арестованные акции находятся во владении "двух иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре и острове Мен". По словам Вишняковой, "арестовано 1.141.403.296 штук акций, находящихся во владении компании Hulley Enterprises Limited (Кипр), и 49.478.740 штук, находящихся во владении Yukos Universal Ltd. (остров Мен)". "Арест наложен на соответствующие счета в банке "Траст", - отметила она. По ее словам, "эти компании являются дочерними структурами компании Group Menatep Ltd., зарегистрированной на Гибралтаре, причем 59,5 % акций этой компании принадлежат Михаилу Ходорковскому". По данным источника Интерфакса, в протоколе наложения ареста на ценные бумаги указано, что эти акции "фактически принадлежат Ходорковскому Михаилу Борисовичу". Между тем, в "ЮКОСе" опровергают заявления о том, что арестованы акции, принадлежащие только Михаилу Ходорковскому, Платону Лебедеву и Василию Шахновскому. Как передает "Эхо Москвы", Александр Шадрин заявил, что Ходорковскому принадлежит 9,5% акций, Лебедеву и Шахновскому – по 7%. Между тем, Генпрокуратура, по данным Шадрина, арестовала 44% акций "ЮКОСа". Напомним, Reuters, ссылаясь на слова Шадрина, сообщает о конфискации 61% акций.
В Генпрокуратуре подчеркивают, что "акции только арестованы, их никто не изымал". "Ни о какой конфискации акций "ЮКОСа" не идет и речи. Акции остаются на счетах банка "Траст", - говорится в сообщении прокуратуры. Кроме того, в прокуратурк говорят, что "арестованы акции только тех лиц, которые проходят по уголовному делу, акции других акционеров аресту не подвергались". Теперь, в соответствии с нормами УПК, арестованные акции нельзя продать, однако, как говорят в прокуратуре, "все другие операции с акциями, на которые наложен арест, могут производиться".
Александр Шадрин подтвердил информацию об аресте акций, заявив, что "юристы компании считают этот арест грубейшим нарушением уголовно-процессуального кодекса и Конституции РФ, поскольку указанные акции юридически принадлежат иностранным акционерам НК ЮКОС Ukos Universal Limited и Hully Enterpirses, которые, как широко известно, принадлежат целой группе частных акционеров, большинство из которых не имеют отношения к Ходорковскому". "Подобный неправовой подход к аресту активов якобы виновных лиц по надуманным обвинениям в причинении ущерба скоро позволит арестовывать многоэтажные дома и заодно и квартиры", - сказал Шадрин. "Конечно, наши адвокаты будут оспаривать этот арест. Мы считаем, что прокуратура арестовала акции незаконно", - заявил он.
Комментарий
Ярослав Скворцов
"Арест по факту" – столь оригинальную форму нашла Генпрокуратура, арестовавшая в четверг акции "ЮКОСа". Акции эти, напомним, принадлежат Yukos Universal Limited и Hully Enterpirses, но, по мнению следователей, "фактически" это собственность находящегося под арестом Михаила Ходорковского. Доводы самой компании по поводу того, что параллельно с Ходорковским от ареста пострадают и другие акционеры, к которым у Генпрокуратуры претензий вроде бы нет (пока, во всяком случае), в расчет не принимаются.
Но любопытно другое: арест наложен не на акции самой нефтяной компании "ЮКОС", а на 53% ее уставного капитала. То есть прокуратура потянулась к реальным активам. То ли чтобы уверить общественность в экономическом характере "дела Ходорковского" (мол, "политикой" здесь и не пахнет), то ли организаторы всей этой затеи всерьез намерены прибрать "ЮКОС" и его бизнес к рукам. Что-что, а спор хозяйствующих субъектов с арестом движимого и недвижимого имущества - это для российской судебной практики дело знакомое.
Пока юристы "ЮКОСа" заверяют общественность, что наложенный сегодня арест является грубейшим нарушением Уголовно-процессуального кодекса и Конституции России, поскольку указанные акции юридически принадлежат иностранным акционерам, в Генпрокуратуре наверняка готовят новые шаги в отношении принадлежащего президенту компании имущества. Или ему не принадлежащего: выводы будут делаться "по факту".
Справка
Акционеры 'ЮКОСа'
Самый крупный пакет акций "ЮКОСа" - 61,01% - контролируется гибралтарской Group Menatep Limited. Ей принадлежат 100% акций Yukos Universal Limited (о. Мэн), которая, в свою очередь, владеет 3,54% акций, а ее подразделение Hulley Enterprises Limited - еще 57,47%. Председателю правления ЮКОСа Михаилу Ходорковскому принадлежит 9,65% акций Group Menatep. Кроме того, он же является единственным выгодоприобретателем специального трастового фонда группы на 50% ее акций. Таким образом, Михаил Ходорковский контролирует 35,8% "ЮКОСа". Остальные акции Group Menatep распределяются следующим образом: ректор РГГУ Леонид Невзлин - 8% (что соответствует 4,8% ЮКОСа), гендиректор группы "МЕНАТЕП" Платон Лебедев, депутат Владимир Дубов, президент "ЮКОС РМ" Михаил Брудно и кандидат в сенаторы от Эвенкии Василий Шахновский - по 7% (4,2% ЮКОСа). Владельцы еще 4,5% не указаны (2,7% ЮКОСа).
Кому принадлежит "ЮкосСибнефть"
Group MENATEP ("ЮКОС") - 44,5%, Veteran Petroleum ("ЮКОС") - 7,35%, Millhouse Capital ("Сибнефть") - 26%, в свободном обращении - 17,6%, миноритарные акционеры "Сибнефти" - 2,89%, одна часть оставшихся акций находится на балансе компании, другая - является обеспечением под конвертируемые облигации, выпущенные UBS.
Кандидаты в директора "ЮкосСибнефти"
От "ЮКОСа": Юрий Голубев (независимый директор "ЮКОСа", управляющий 80,5% акций Group MENATEP Ltd.), Семен Кукес (глава совета директоров ЮКОСа), Алексей Конторович (член совета директоров "ЮКОСа", директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН), Франсуа Букле (член совета директоров "ЮКОСа", директор GM Investment & Co. Ltd), Сара Кэри (член совета директоров "ЮКОСа", адвокат/партнер Squire, Sanders & Dempsey LLC), Мишель Сублен (член совета директоров и бывший финансовый директор "ЮКОСа", казначей, Shlumberger Limited), Бернар Лозе (член совета директоров "ЮКОСа", президент компании Loze & Associes), Рональд Фриман (входил в советы директоров "Тройки-Диалог" и "Норильского никеля")
От "Сибнефти": Евгений Швидлер (президент "Сибнефти"), Давид Давидович (управляющий директор Millhouse Capital), Евгений Тененбаум (директор Millhouse Capital UK Евгений Тененбаум).
'Газета', 31.10.2003
Дословно
Алексей Кудрин
(Об аресте акций 'ЮКОСа')
Действия правоохранительных органов должны быть законными. События приобрели влияние на экономику, и теперь точку в этом вопросе должен поставить суд. Надеюсь, что судьи будут взвешенны и объективны при принятии решения. Другого пути, кроме суда, я не вижу...Такие решения всегда влияют на экономику... Надеюсь, что после того, как суд примет свое решение, доверие к рынку восстановится.
Reuters, 30.10.2003
Валерий Нестеров
(Об аресте акций 'ЮКОСа')
Это очень негативно влияет на рынок в целом, создает нервозность, вместе с тем, нужен спокойный, взвешенный подход. Рассматривать этот случай не как передел собственности, а как конкретное уголовное дело. Мы пока не думаем, что ЮКОС лишится части своих активов. Но необходимо получить разъяснения от правительства и президента, способные успокоить рынок, чтобы это дело не разрослось до масштабного кризиса фондового рынка.
Reuters, 30.10.2003
Стивен Дашевский
(Об аресте акций ЮКОСа)
Конфликт перешел некую точку, после которой возможно все: смена руководства ЮКОСа, приход в менеджмент представителей государства, национализация компании. Это ужасно. Это соответствует нашему худшему прогнозу развития ситуации вокруг ЮКОСа. Надеяться, что все закончится с арестом Ходорковского, было просто наивно. Ясно, что для ЮКОСа бизнес уже не будет таким, как раньше. Сейчас время продавать, потом думать. Я полагаю, что акции компании упадут еще процентов на 10-15, прежде чем люди снова станут задумываться об их покупке.
Reuters, 30.10.2003
Дмитрий Орешкин
(Об аресте акций ЮКОСа)
Прокуратура, конфискация... Трудно придумать более убедительный повод, чтобы заставить владельцев еще не арестованных акций спрятать их подальше... Я не бизнесмен, но сегодня окончательно преодолел соблазн вложить свой рубль в российские акции.
Reuters, 30.10.2003
Статьи по теме
Военно-полицейская контрреволюция
Спор идет о власти, и более ни о чем. Силовикам не хватает почти абсолютной власти, которая у них есть, – им нужно больше. Силовое крыло российского истеблишмента продолжает проводить эксперимент: как далеко можно зайти в абсолютно пиаровских по стилю претензиях к одной из самых прозрачных и налогово безупречных крупных российских компаний.
Пришли и говорят
Три года назад, когда новая власть определялась в отношениях с доставшимся в наследство от Бориса Ельцина крупным бизнесом, в одной деловой газете шутили: у нас, мол, всегда "дежурная шапка" наготове имеется. Про то, что "вчера представители генеральной прокуратуры пришли за..." А затем - вписывается нужная фамилия или название компании. То, чем ознаменовался конец июня – начало июля нынешнего, чем-то смахивает на те времена. "Заглянув" в ГУВД, МЧС и к пограничникам, пришли в "ЮКОС". Кто следующий?
Дэвид Саттер: Речь уже не о судьбе Ходорковского, а о судьбе России
Сообщения об аресте Михаила Ходорковского, чье состояние журнал Forbes оценивает в 8 миллиардов долларов, опубликовали в воскресенье крупнейшие американские газеты. Для Граней.Ру создавшуюся ситуацию комментирует Дэвид Саттер – известный американский эксперт, журналист и автор книги о российской приватизации "Тьма на рассвете".
Покупатели "ЮКОСа": Chevron - для пешеходов, Exxon - для водителей
На этой неделе, как впрочем и на прошлой, рынки живут ожиданием объявления покупателя блокирующего пакета компании "ЮКОС-Сибнефть". Пресса чуть ли не ежедневно рождает новые версии со ссылкой на информированные источники. Никого уже не смущает, что эти источники то сообщают о покупке крупным иностранным инвестором четверти объединенной "ЮКОС-Сибнефти", то сбиваются на то, что сделка касается отдельно "ЮКОСа".