Следователи приступили к допросу Ходорковского
Следователи Генпрокуратуры приступили к допросу главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского. "В настоящий момент ведется допрос Ходорковского в присутствии его адвоката", - сообщил официальный представитель Генпрокуратуры. Ранее Генпрокуратура обещала адвокатам Ходорковского разъяснить ситуацию с его задержанием, а адвокат Антон Дрель не подтвердил факт получения Ходорковским повестки о вызове в Генпрокуратуру на допрос 24 октября. По словам адвоката, "Ходорковский не мог физически получить повестку, так как всю неделю был в разъездах по стране". УПК не ограничивает сроки задержания по принудительному приводу, отметил Дрель. "Его могут допросить и отпустить сегодня, могут снять показания в понедельник, а могут предъявить какое-либо обвинение", - сказал адвокат.
Как сообщили в пресс-службе ЮКОСа, следователи прокуратуры пытались сначала допросить Ходорковского в отсутствие адвокатов. В самой Генпрокуратуре заявляют, что никаких следственных действий в данный момент не проводится, отметили в Генпрокуратуре.
Ходорковский был задержан в субботу утром в Новосибирске. Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин со ссылкой на коллег Ходорковского, которые были с ним в момент задержания, рассказал, что глава компании направлялся из Нижнего Новгорода в Иркутск с рабочей поездкой, из которой он планировал вернуться в Москву в понедельник.
Около пяти утра по местному времени самолет Ту-134 авиакомпании "Мередиан" приземлился в Новосибирске для дозаправки и сразу же был отправлен на дальнюю стоянку. Самолет, где находился Ходорковский и несколько его коллег, был окружен грузовиками с включенными фарами.
К самолету подъехали два автобуса, откуда вышли вооруженные люди в камуфляже, а также сотрудники спецподразделения в черной форме. Как передают свидетели инцидента, они ворвались в самолет с криками "ФСБ! Оружие на пол, будем стрелять!".
Ходорковскому представитель спецподразделения сказал: "У нас предписание, вы должны пройти с нами". Ходорковский ответил: "Хорошо, пошли". По словам присутствующих в самолете, представители спецслужб находились там еще около часа после того, как Ходорковского увезли. "В настоящее время местонахождения Михаила Ходорковского компании ЮКОС не известно", - отметил Шадрин. Произведено ли задержание на основании некоего устного предписания или был ордер на арест, в компании тоже не знают.
Представитель УФСБ по Новосибирску и Новосибирской области не подтвердил информацию о задержании в аэропорту Толмачёво главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. На вопрос Газеты.Ру, действительно ли задержание проводилось сотрудниками ФСБ, он ответил, что ФСБ вообще не располагает инфомацией о задержании.
В свою очередь, как передает "Эхо Москвы", в Генпрокуратуре Интерфаксу заявили, что арест Ходорковского связан с его отказом явиться на допрос. "В рамках уголовного дела Ходорковский был вызван на допрос в Генпрокуратуру в минувшую пятницу. Однако он демонстративно проигнорировал вызов на допрос, в связи с чем следователем было вынесено постановление о принудительном приводе, что и было выполнено", - сказал представитель Генпрокуратуры.
Между тем независимый адвокат Борис Кузнецов сообщил Газете.Ру, что в соответствии с УПК, только "в случае неявки по вызову без уважительных причин, подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты принудительному приводу". "Привод и задержание – это разные вещи, – пояснил Кузнецов, – Задержание может быть произведено только в отношении подозреваемого". А командировка, равно как и болезнь, являются уважительными причинами для неявки, сообщил адвокат.
Многие экспертов сходятся во мнении, что Генпрокуратура намеренно использовала факт пребывания Ходорковского в Сибири и субботнее утро для того, чтобы произвести акцию по задержанию. Очевидно, они намеревались сделал это втихую, воспользовавшись удаленностью от Москвы и выходными днями, чтобы оказать давление на главу ЮКОСа до того, как о задержании станет известно широкой общественности и адвокатам самого Ходорковского.
Комментарий
Постепенно выясняющиеся обстоятельства заранее оправдывают будущее молчание президента. Надо сказать, вся операция проведена блестяще: следователи выждали момент, когда Ходорковский уехал в командировку, отправили ему повестку, а когда он по очевидным причинам явиться не смог, произвели "принудительный привод". Причем сделали это именно в субботу, чтобы иметь возможность продержать Ходорковского без предъявления каких-либо обвинений как минимум до понедельника. Учитывая же, что вопросов к Ходорковскому, как говорил замгенпрокурора Бирюков, немало, никак нельзя исключить повторения подобных операций. Хотя, как видно, фантазии следователям не занимать. И цель - еще раз как следует припугнуть бизнес-сообщество, а заодно, возможно, и продемонстрировать его неспособность постоять за себя - достигнута, и главное условие соблюдено - президенту не придется ничего говорить. Обычная юридическая процедура, все в рамках закона. Разве что адвокатам удастся доказать, что командировка - уважительная причина для неявки на допрос. Вот только было бы кому доказывать.
Дословно
Антон Дрель
Никаких документов, повесток и тому подобное Михаилу Ходорковскому не вручалось, никаких легальных причин его задержания я не вижу. Если задержание связано со следственными действиями, то я не понимаю, почему это происходит в субботу. Я направил телеграммы в адрес главы Генеральной прокуратуры Владимира Устинова и главы ФСБ Николая Патрушева с просьбой разъяснить ситуацию с задержанием Ходорковского. Мы не знаем, кто задержал Ходорковского и по какому делу.
Интерфакс, 25.10.2003
Геннадий Селезнев
Экономические преступления должны расследоваться, те, кто скрывает свои доходы от налогообложения, должны привлекаться к ответственности, но крайне важно, чтобы во всех этих действиях не прослеживалось никакого политического заказа. Правоохранительные органы должны давать хоть какие-то объяснения общественности о своих действиях.
Сергей Митрохин
Конечно, в случившемся надо разобраться, но, скорее всего, речь идет о целенаправленной политической кампании по уничтожению ЮКОСа, раз уже происходят такие вещи.
Интерфакс, 25.10.2003
Борис Березовский
К сожалению, это логично и было неминуемо. Власть добивается того, чтобы Ходорковской уехал из страны. Для них это очень важно, поскольку Ходорковский занял принципиальную позицию впервые за все время, в течении которого занимается большим бизнесом и большой политикой. Говорить о том, что человек занимается большим бизнесом и не занимается большой политикой может только наш недалекий президент. Мир устроен по-другому. Ни о каком удалении капитала от власти речи быть не может, во всех странах капитал выбирает власть. Это закон демократического государства с рыночной экономикой и с этим бороться бесполезно.
Важна форма в которой это сделано. Во-первых, Миша недавно сказал, что никуда не уедет, и теперь они стараются показать, что он хитрил, поэтому пришлось ОМОН высылать, окружать. Что, мол, он такой хитрый и хотел сбежать из Новосибирска. А с другой стороны, его хотели запугать. Второе: это очередной тест России и Западу на реакцию. Я слышал что собрался там президиум РСПП, я знаю, что идет какое-то собрание и конечно интересна им реакция бизнес-сообщества.
Газета.Ру, 25.10.2003
Александр Рар
Я думаю, что такая политика будет запугивать других бизнесменов, которые тем более будут стараться деньги увезти за границу, а не вкладывать в России. Я думаю, что бизнес-сообщество будет протестовать против этого решения, и Кремль удивится, насколько сильная поддержка есть у Ходорковского. Ходорковский уже смог создать и политические структуры, и структуры собственного фонда, университеты, он помогает и в культурных программах. В том числе и политические партии могут вступиться за него. Битва за Ходорковского будет довольно суровой, и Кремль столкнется с сопротивлением общественных структур России.
NewsInfo, 25.10.2003