Адвокату Ходорковского пригрозили принудительным приводом на допрос
Начальник правового управления компании "ЮКОС-Москва", представляющий интересы Михаила Ходорковского и НК "ЮКОС", Дмитрий Гололобов не намерен являться в Генпрокуратуру для дачи показаний. Как сообщили РБК в компании, в соответствии со статьей 56 УКП РФ и с федеральным законом об адвокатской деятельности, адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу, которое он ведет. Адвокатская палата Москвы и ее президент Генри Резник поставлены в известность о вызове Гололобова в Генпрокуратуру. "Мне было предложено явиться в прокуратуру в течение нескольких часов после получения повестки", - сообщил адвокат. "Когда я обратился за разъяснениями, мне было четко указано, что если я не явлюсь, я буду подвергнут приводу, несмотря на мой адвокатский статус", - сообщил Гололобов. "Я был вынужден обратиться к адвокатскому сообществу, и в настоящий момент, как мне сообщили, уже получен соответствующий документ от адвокатского сообщества, в котором мне запрещают идти в прокуратуру, как и г-ну Дрелю, и давать показания относительно интересов и относительно информации, сообщенной мне моими доверителями", - сказал он.
Ранее Генпрокуратура вызывала в качестве свидетеля другого адвоката Ходорковского - Антона Дреля, однако тот также отказался явиться в Генпрокуратуру, основываясь на решении Адвокатской палаты Москвы.
На пресс-конференции во вторник Гололобов заявил, что "прокуратура оказывает давление на адвокатов и грубыми, навязчивыми методами пытается выбить у них информацию о "ЮКОСе". Адвокат также предположил, что следователи не могут расследовать это дело и лишь пытаются узнать тайны компании. "Никто из адвокатов, обслуживающих компанию ЮКОС, не пойдет на допрос в прокуратуру и не будет рассказывать в прокуратуре о той информации, которую они получили от своих доверителей", - заявил Дмитрий Гололобов.
Комментарий
"Претензий к правоохранительным органам предъявить невозможно до тех пор, пока они действуют в рамках закона", - утверждает президент Путин. Надо понимать, что на сегодня таких претензий нет?
Не вдаваясь в остальные подробности хода следствия, заметим, что случай Гололобова - уже третья за последние две недели попытка Генпрокуратуры нарушить адвокатскую тайну. Сначала Антона Дреля вызывали в Генпрокуратуру для дачи показаний. Затем обманным путем пытались допросить по делу "ЮКОСа" Вячеслава Пацкова. Мало того, что принуждали его нарушить адвокатскую тайну, так еще и арестом угрожали. Хорошо хоть коллеги вовремя вступились - Пацков остался на свободе. И вот вчера вызвали Дмитрия Гололобова.
В Законе РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" черным по белому написано : "Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Только плевать хотели следователи Генпрокуратуры на федеральные законы. По сути это ведомство пытается отменить не только адвокатскую тайну, но и институт адвокатуры как таковой. Постаравшись, можно себе представить, что следователь, вызывавший на допрос Дреля, не знаком с российским законодательством. Но когда одно и то же происходит трижды, причем адвокатское сообщество каждый раз указывает прокурорам на противоправность их действий, иначе как злонамеренным нарушением закона это назвать невозможно.
Теперь к делу "ЮКОСа" привлечено все адвокатское сообщество. На кону честь мундира.