статья Опробован принципиально новый способ борьбы с ожирением

Алексей Левин, 10.05.2004

Изображение с сайта encarta.msn.com

Исследователи из Хьюстона успешно опробовали на животных принципиально новый способ борьбы с ожирением. В его основе лежит модифицированная методика антиангиогенной терапии, которая в последние годы успешно испытывается в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Термин "антиангиогенная терапия" звучит довольно устрашающе. Однако в принципе речь идет о довольно простой вещи - подавлении процесса ответвления новых кровеносных сосудов от уже существующих. Такое ответвление называется ангиогенезом, отсюда и название лечебного метода.

Мозес Джуда Фолкман. Фото с сайта  www.pbs.org Ангиогенез надо отличать от васкулогенеза - формирования кровеносных путей "с нуля", без опоры на сосуды-предшественники. Васкулогенез возможен только в ходе эмбрионального развития, в то время как ангиогенез имеет место не только в материнской утробе, но и на протяжении всей человеческой жизни. Правда, в здоровом организме ангиогенез включается только в ходе женского репродуктивного цикла и во время заживления ран, однако им сопровождаются многие заболеваний. К их числу относятся язвенная болезнь, атеросклероз, некоторые аутоиммунные расстройства, и прежде всего злокачественные опухоли. Это и понятно: как первичные раковые очаги, так и метастазы нуждаются в интенсивном кровоснабжении и быстро оплетаются сетью юных микрокапилляров. Поэтому онкологи возлагают большие надежды на лекарства, которые препятствуют ангиогенезу и тем самым лишают опухоли питательных веществ и кислорода. Такую стратегию борьбы с раком еще в конце шестидесятых годов предложил молодой американский ученый (ныне профессор Гарвардского университета) Мозес Джуда Фолкман, а сейчас она считается одной из наиболее перспективных.

Рената Паскуалини. Фото с сайта gsbs.gs.uth.tmc.edu А нельзя ли использовать антиангиогенную терапию не только против рака, но и против ожирения? Еще в позапрошлом году бостонские ученые почти случайно обнаружили, что под воздействием препаратов, препятствующих разветвлению микрокапилляров, у перекормленных мышей перестали откладываться новые запасы жира, а некоторые животные даже убавили в весе. Удивляться тут нечему, ведь жировая ткань похожа на опухолевую в том плане, что тоже требует усиленного кровоснабжения, а поэтому ее рост должен сопровождаться расширением кровеносной сети. Однако вскоре выяснилось, что ингибиторы ангиогенеза не могут служить надежным средством лечения тучности - грубо говоря, биохимия не позволяет. Однако эстафету этих исследований перехватили профессора Онкологического центра имени Андерсона при Техасском университете Рената Паскуалини и Вади Арап - коллеги и супруги. Свои первые результаты они представили в статье, которая 9 мая появилась на интернет-сайте журнала Nature Medicine.

Логика экспериментов техасских ученых выглядит примерно так: коль скоро нельзя воспрепятствовать возникновению новых капилляров, доставляющих кровь к жировой ткани, надо уничтожать эти сосуды уже после их формирования. В принципе, такая задача имеет, как сказал бы математик, вполне общее решение, которое медицине давным-давно известно. Сначала надо научиться распознавать именно те капилляры, которые служат для подпитки растущей жировой массы, а затем подобрать действенное оружие против их клеток. На словах это просто, на практике же, конечно, требует очень серьезного поиска.

Вади Арап. Фото с сайта gsbs.gs.uth.tmc.edu Однако Арапу, Паскуалини и их коллегам повезло. Они нашли биохимический маркер, сидящий на внешней поверхности клеток тех капилляров, которые снабжают кровью наслоения белого жира. Им оказался прогибитин, широко распространенный мембранный белок, открытый еще в 1989 г. Этот протеин первоначально обнаружили благодаря его способности подавлять синтез ДНК в некоторых клетках, отсюда и название (от английского глагола to prohibit - мешать, запрещать). Затем ученые создали линию моноклональных антител, обладающих сродством к прогибитину, и поэтому избирательно садящихся на мембраны клеток "жировых" капилляров. Сами по себе такие антитела не могли причинить капиллярным клеткам ни малейшего вреда, однако к ним подцепили пептид, переводящий эти клетки в режим запрограммированного самоубийства.

Антитела с такой нагрузкой были испытаны на мышах, которых раскормили до того, что их вес подскочил вдвое против нормы. После месячного курса ежедневных антительных инъекций мыши похудели в среднем на тридцать процентов. К тому же у животных улучшилась работа печеночной ткани и снизилась интенсивность симптомов, предвещающих возникновение диабета. Техасские ученые намерены продолжить опыты на грызунах, а затем перенести их на обезьян-бабуинов. Впрочем, они подчеркивают, что даже в самых благоприятных обстоятельствах к клиническим испытаниям этого метода можно будет приступить не раньше, чем через несколько лет.

Источник:
Mikhail G Kolonin, Pradip K Saha, Lawrence Chan, Renata Pasqualini & Wadih Arap
Reversal of obesity by targeted ablation of adipose tissue
Nature Medicine, published online 9 May 2004

Алексей Левин, 10.05.2004


новость Новости по теме